Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.09.2014
ISBN: 9785392169870
Язык:
Объем текста: 368 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Категория неприкосновенности в праве и ее историческое развитие. § 1. Понятие неприкосновенности

§ 2. Происхождение и историческое развитие категории неприкосновенности в публичном праве

Глава 2. Неприкосновенность территории Российской Федерации. § 1. Территория государства

§ 2. Обеспечение неприкосновенности территории Российской Федерации

Глава 3. Неприкосновенность в системе прав и свобод человека и гражданина. § 1. Личная неприкосновенность

§ 2. Неприкосновенность частной жизни

§ 3. Неприкосновенность жилища

§ 4. Неприкосновенность в системе других прав и свобод граждан

Глава 4. Неприкосновенность в системе органов государственной власти и местного самоуправления. § 1. Неприкосновенность президента рф

§ 2. Неприкосновенность в системе представительных органов государственной власти и местного самоуправления

§ 3. Неприкосновенность в системе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления

§ 4. Неприкосновенность в системе судебных органов государственной власти

Глава 5. Неприкосновенность иностранцев и лиц без гражданства. § 1. Дипломатические и другие привилегии и иммунитеты

§ 2. Неприкосновенность других иностранцев и лиц без гражданства



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


§ 1. Личная неприкосновенность


Вопрос о личной неприкосновенности и правовых формах ее опосредования неоднократно рассматривался в отечественной правовой литературе. Так, Б. А. Кистяковский рассматривал неприкосновенность личности как законные рамки для полномочий органов власти по пресечению нарушений законов в правовом государстве. Б. П. Вышеславцев усматривал в неприкосновенности личности «право требовать, чтобы государственная власть не касалась личности граждан, пока они не совершают чего-нибудь противозаконного». Е. А. Елистратов определял право на неприкосновенность личности как «комплекс юридических норм, определяющих границу для вторжения государственной власти в область физической неприкосновенности человека».


Как видим, у всех этих авторов право на неприкосновенность личности выступало как гарантия от незаконных действий государственных органов и должностных лиц.


Из более широкого понимания этой проблемы исходил П. И. Люблинский. Он определял неприкосновенность личности как «право, опирающееся на сознание возможности поступать и действовать в соответствии со своими убеждениями в пределах, определенных законом, не опасаясь при этом насильственного противодействия со стороны власти или частных лиц».


Таким образом, П. И. Люблинским был поставлен вопрос о защите личности не только от неправомерного государственно-властного принуждения, но и от принуждения в отношениях между гражданами.


Рассматривая неприкосновенность личности как вид ее свободы, А. С. Глузман писал: «Неприкосновенность личности в широком смысле слова имеет целью обеспечить индивидуальную свободу и правовую защиту каждого от произвола других. В тесном смысле слова неприкосновенность личности имеет целью обеспечить индивида от произвольного ареста и задержания, или, как это сказано в ст. 5 УПК, "никто не может быть лишен свободы и заключен под стражу иначе, как в случаях, указанных в законе, и в порядке, законом определенном", т. е. лишение свободы и заключение под стражу допускаются лишь с принятием законных форм или в виде законом же установленных взысканий или мер социальной защиты». Он подчеркивал, что личную неприкосновенность нельзя сводить только к уголовно-процессуальному аспекту, рассматривая ее исключительно как свободу от произвольного ареста или задержания, поскольку она представляет собой не только правовую защиту от произвола государственных властей, но и от других субъектов.


Позднее появился ряд других интересных работ, посвященных этому вопросу. Так, В. А. Иванов считал, что под неприкосновенностью личности необходимо понимать свободное, не зависящее от чьей-либо воли состояние гражданина, при котором он может по своему усмотрению реализовать принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности. «Вполне очевидно, — писал он, — что главным признаком рассматриваемого состояния является свобода передвижения, посещения тех мест, с которыми связано удовлетворение тех или иных запросов личности. Лишение права на неприкосновенность личности означает и лишение индивидуума свободы».


А. П. Горшенев видел смысл права на неприкосновенность личности в обеспечении каждому гражданину индивидуальной свободы и безопасности, относительной самостоятельности в вопросах свободного выбора места своего пребывания, рода занятий и т. д. Он считал необходимым выделять физическую (телесную) и психическую (моральную) неприкосновенность.


И. Е. Фарбер определял понятие неприкосновенности личности «как субъективное право гражданина, состоящее из многих правомочий, обеспечивающих его физическую (телесную), нравственную и социальную неприкосновенность».


В. А. Патюлин, исследуя неприкосновенность личности как правовой институт, указывал: «Личная (телесная и духовная) неприкосновенность представляет собой фактически складывающуюся и обеспечиваемую всем строем социалистических общественных отношений возможность личности свободно располагать собой. Личная неприкосновенность означает охрану и защиту жизни, здоровья, индивидуальной свободы и безопасности, чести и достоинства личности во взаимоотношениях должностных лиц и граждан, а также граждан между собой. Правовой формой опосредования личной неприкосновенности, выступают конституционное право граждан на неприкосновенность личности и нормы отдельных отраслей советского права, конкретизирующие это право, составляющие в своей совокупности правовой институт неприкосновенности личности. Личная неприкосновенность как фактическое состояние выступает в единстве реальных общественных отношений и правовых форм, закрепляющих, выражающих те или иные ее стороны».


По мнению Ф. М. Рудинского, «право неприкосновенности личности — это закрепленное в Конституции субъективное право каждого гражданина СССР на государственную охрану и защиту от неправомерных посягательств кого бы то ни было на его личную безопасность». В личной безопасности он выделяет три вида неприкосновенности: физическую (жизнь, здоровье, телесная целостность), нравственную (честь, достоинство) и духовную (возможность на основе свободы волеизъявления располагать своими поступками, не подвергаться незаконному принуждению).


И. Л. Петрухин под правом личной неприкосновенности понимает гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).


По-разному раскрывается содержание этого права и в учебной литературе. Так, в учебнике «Советское государственное право» под редакцией А. Я. Вышинского под правом личной неприкосновенности понималась установленная законом гарантия гражданина «от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и от иных мер, незаконно ограничивающих личную свободу гражданина».


А. И. Денисов под неприкосновенностью личности понимал свободу гражданина от произвольных арестов. «Противозаконное нарушение личной свободы влечет за собой восстановление потерпевшего в его правах и привлечение к ответственности виновного».


«Под неприкосновенностью личности, — писала М. П. Карева, — понимается установленная законом гарантия гражданина от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу гражданина».


A. И. Лепешкин считал, что неприкосновенность личности означает невозможность никого подвергать аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. «В этом, — считал он, — состоит важнейшая гарантия от незаконного ограничения или лишения личной свободы...»


B. М. Сафронов полагал, что неприкосновенность личности выражается в том, что никто не может лишить ее свободы или подвергнуть аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.


Л. Д. Воеводин характеризовал неприкосновенность личности как право каждого гражданина на государственную охрану и защиту от противоправных посягательств кого бы то ни было на его жизнь, здоровье и личную свободу. «Гарантируя гражданам неприкосновенность личности, — писал он, — государство особую заботу проявляет об обеспечении личной свободы, под которой понимается возможность для каждого гражданина беспрепятственно передвигаться, располагать собой, своими поступками, временем. Она может быть ограничена лишь компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях и с соблюдением предписанных им формальностей. Ограничение личной свободы может иметь место в виде кратковременного задержания, сравнительно длительного задержания и заключения под стражу. Правом на длительное ограничение свободы располагают лишь уполномоченные на то государственные органы и их представители».


М. В. Баглай полагает, что личная неприкосновенность человека распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. «Никто, — пишет он, — не вправе силой или угрозами принудить человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.)».


По мнению Е. И. Козловой, неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что «никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения».


Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что личная неприкосновенность — это фактически складывающееся и охраняемое обществом и государством состояние данной личности в сфере ее индивидуальной жизнедеятельности, проявляющееся в совокупности отношений, отражающих допустимые границы внешнего вмешательства.


Личная неприкосновенность является неотъемлемым элементом свободы личности. Ее сфера, как и сфера личной свободы, лежит за пределами обязанностей личности перед государством.


Правовой формой опосредования личной неприкосновенности выступают право граждан на личную неприкосновенность, а также нормы целого ряда отраслей российского нрава, конкретизирующие это право, составляющие в своей совокупности правовой институт неприкосновенности личности. «Личная неприкосновенность как фактическое состояние, — подчеркивал В. А. Патюлин, — выступает в единстве реальных общественных отношений и правовых форм, закрепляющих, выражающих те или иные ее стороны».


Однако если общая характеристика личной неприкосновенности и опосредующего ее права на личную неприкосновенность не вызывает особых разногласий, то относительно содержания этих понятий, выделения основных его элементов высказываются точки зрения, имеющие весьма существенные различия. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить упоминавшуюся выше позицию Е. А. Елистратова по этому вопросу, который связывает неприкосновенность личности с физической неприкосновенностью человека, с позицией И. Л. Петрухина, усматривающего в личной неприкосновенности и физическую, и нравственную, и психическую неприкосновенность, а также личную безопасность; или позицию А. П. Горшенева, который включал в право на неприкосновенность личности право на индивидуальную свободу, право на охрану жизни и здоровья и право на необходимую оборону, с позицией И. Е. Фарбера, который включал в право на неприкосновенность: право гражданина на правовую защиту со стороны органов государства и органов общественных организаций; право на личную свободу и безопасность, гарантии от произвольных арестов; право на защиту в суде; право на необходимую оборону и право на неприкосновенность жилища.


В литературе различное толкование содержания личной неприкосновенности обычно объясняется неопределенностью регулирования этих вопросов в законодательстве. Думается, что для такого объяснения есть достаточные основания.


Так, согласно Конституции РФ (ст. 22) личная неприкосновенность означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека посредством незаконного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Однако значит ли это, что все другие покушения на свободу человека не имеют отношения к личной неприкосновенности? Представляется, что нет.


Как полагал В. А. Патюлин, такого рода конституционное закрепление определенных положений «не означает, что право неприкосновенности личности ограничено сферой отношений граждан со специальными государственными органами в связи и по поводу осуществления последними их специфических принудительных функций», оно лишь «подчеркивает особую значимость этой сферы общественных отношений и повышенную ответственность за преступные посягательства на личную неприкосновенность со стороны государственных органов и должностных лиц». По его мнению, «право неприкосновенности личности означает также и право на государственную защиту от незаконных посягательств во взаимоотношениях между гражданами». Иными словами, личная неприкосновенность означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека посредством любых незаконных действий. Именно незаконное ограничение свободы и есть квинтэссенция личной неприкосновенности.




Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

В монографии на большом фактическом материале исследуются вопросы обеспечения неприкосновенности территории Российской Федерации, в системе прав и свобод человека и гражданина, в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также неприкосновенности иностранцев и лиц без гражданства. В работе показана характерная для современной России тенденция к расширению использования категории неприкосновенности во всех областях жизни страны.<br /> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокие знания о конституционном праве России.

349
Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

Юридическая Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография

В монографии на большом фактическом материале исследуются вопросы обеспечения неприкосновенности территории Российской Федерации, в системе прав и свобод человека и гражданина, в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также неприкосновенности иностранцев и лиц без гражданства. В работе показана характерная для современной России тенденция к расширению использования категории неприкосновенности во всех областях жизни страны.<br /> Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, всех, кто хочет получить глубокие знания о конституционном праве России.

Внимание! Авторские права на книгу "Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Монография" (Кутафин О.Е.) охраняются законодательством!