История Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.12.2014
ISBN: 9785392019342
Язык:
Объем текста: 592 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

I. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства

II. Государство Русь (IX в. — Начало ХII в.)

III. Русские земли и княжества в начале ХII в. — первой половине XIII в. Политическая раздробленность

IV. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в.

V. Русские земли и княжества во второй половине ХIII в. — начале XVI в. Образование Российского государства

VI. Россия в XVI в. Иван Грозный

VII. Россия на рубеже ХVI—ХVII вв. Смутное время

VIII. Россия в ХVII столетии. Бунташный век

IX. Россия в конце ХVII в. — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования

X. Дворянская империя во второй четверти — середине ХVIII в. Дворцовые перевороты

XI. Россия во второй половине ХVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой

ХII. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.

ХIII. Общественное движение в России в первой половине XIX в.

XIV. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

XV. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в.

XVI. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в

ХVII. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

ХVIII. Политическое положение в России в начале XX в.

XIX. Внешняя политика России в начале XX в.

XX. Россия в 1917 г.

XXI. Советская Россия в конце 1917—1920 гг.

ХХII. Становление и развитие советского общества в 20—30-е годы

ХХIII. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

XXIV. Советское государство в послевоенные годы (1945—1952 гг.)

XXV. СССР в 1953—1984 гг.

XXVI. Перестройка и распад Советского Союза

ХХVII. Россия в 90-е гг. XX в.



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



VI. РОССИЯ В XVI в. ИВАН ГРОЗНЫЙ


6.1. ВОССТАНИЕ 1547 г. В МОСКВЕ
(по Царственной книге)


<...> О великом пожаре. Того же месяца (июня) 21, во вторник, в 10 час дни, третией недели Петрова поста, загореся храм Воздвижение честнаго креста за Неглимною на Арбатской улице на Острове. И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче во един час Занеглимение огнь и до восполия Неглимною, и Чертория погоре до Семчиньского селца, возле реку Москву, и до Феодора святаго на Арбатской улици. И обратися буря на [рад болший, и загореся во граде у соборные церкви Пречистыя верх, и на царском дворе великого князя на полатах кровли, и избы древяные и полаты, украшенные златом, и Казенной двор с царьскою казною, и церковь на царьском дворе у царьскые казны Благовещение златоверхая, деисус Андреева писма Рублева, златом обложен, и образы, украшения златом и бисером, многоценныя, греческаго писма, прародителей его от много лет собранных; и казна великаго царя погоре, и Оружничая полата вся погоре с воиньскым оружием, и Постелная полата с казною выгоре вся; и в погребех на царьском дворе под полетами выгоре вся древяная в них, и конюшня царьская. И по многым церьквам каменным выгорели деисусы и образы и сосуды церковныя, и животы многые людскые, и двор митрополичь. Божиим заступлением пречистыя богоматери честнаго и славнаго ея успения в соборной церкви деисус и вся сосуды церковныя сохранены быша и молитвами святых чюдотворец Петра, Ионы. А митрополита Макария едва вызваша из церкви, великого для попущения божия дымнаго духа мало не позадохшася во церкви: и повде митрополит из церкви (и нес на собе и пречистые богородицы Петрова чюдотворцова писма, а протопоп Гурей нес за ним правила) и с ним шел Кекса Татищев, княже Владимеров яселничей, да священник соборной Пречистеньской же Жижелев Иван, и те оба згорели на площади, а митрополит уйде на город на тайник к реке Москве (и протопоп с ним). И тамо ему бысть дымный дух тяжек и жар велик, и за невозможение от жару и от дымнаго духу начаша его с тайника спущати, обязав ужищем за взруб к реке Москве; и перервася ужище, и разбися митрополит и едва отдыхал (а протопоп Гурей пробыл тут на тайнике). И отвезоша его в его монастырь на Новое еле жива. А в городе все дворы и полаты горяше, и Чюдовской монастырь выгоре весь, едины мощи святаго великаго чюдотворца Алексия божиим милосердием сохранены бысть; а старцов згореша по погребом и по полатам 18, а слуг 8 человек; а запас монастырьской весь згоре. И Вознесеньской монастырь такоже весь згоре, 10 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и сосуды церковныя и животы людские многыя, токмо един образ пречистые прогопоп вынес. И все дворы во граде погореша, и на граде кровля градцкая, и зелие пушечное, где бе на граде, и те места разорвашася градные стены. А в другом граде лавкы все и з животы погореша, и дворы во граде все; едины две церкви бог сохранил на рве Рожество христово да Рожество пречистые, да на Никольском хрестьце лавок з десять. А в церквах в каменых во многих деисусы и сосуды церковныя выгореша. А за городом Бол шей посад возле Неглимну, Пушечной двор, и храм святых праведных богъ-отец Иоахима и Анны, и Рожественьская улица, и монастырь Рожественьской, и Сергий святый, до Николы до Драчевсково монастыря; а по Устретеньской улице до Стефана святаго; а по Ильиньской улицы до Флора святаго в Мясникех; а Покровьскою улицею по Василий святый; а Варварьскою улицею Все святые и святая Пятница и Рожество пречистые и Никола Подкопаев и Флор святый у конюшни, и конюшня великого князя, и по Воронцовской двор и по Илию святаго под Сосеньскы, а Великою улицею возле Москвы-реки, и Никола Ко шел ев и Андрей святый, и Воздвижение честнаго Креста у рекы у Москвы, и Козма и Дамиан, и Кулишка вся, и возле Яузу по Вороньцовской сад, и по за конюшни дворы выгореша по Смолину улицу, и всякие сады выгореша, и в огородех всякой овощ и трава. А от города за рвом на площадке от церкви Преображениа господня не гореша дворы до Всех святых по Варварьскую улицу на Кулишке; а позадь тех дворов погореша все дворы и Петр святый вериги и Симеон святый, и Козма и Дамиян, и за Владимер святый по Илию святаго и по Вороньцовской сад. А на третием часу нощи преста огненос пламя. Сие бысть грех ради наших, в наказание нам от бога послася, за умножение наших согрешений не пощади бог толико множество святых церквей и образов святых своих; божиим гневом сие бысть огненое пламя. Во един чяс многое множество народу згореша, 1 700 мужеска полу и женска и младенец, множество гореша народа по Тверской улицы, и по Дмитровке, и на Болшем посаде, по Ильинской улицы, в садех. Сиа вся наведе на ны бог грех ради наших, понеже множество согрешихом и беззаконновахом. Бог же праведным своим судом приводяй нас на покаяние, ово убо пожаром, ово убо гладом, ово же убо ратных нахождением, ово убо мором. Прежде убо сих времен памятные книги времени пишут: таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися, великими князми славна и честна быти по государьству их; прежде бо сего Москва не такова бяше народна, якоже ныне народом умножися в лета благовернаго царя и великого князя Ивана Василиевича всеа Русии самодръжца. А после пожару стоял царь князь великий во своем селе в Воробьеве и з своею царицею с великою княгинею Анастасиею и з братом своим со князем Юрьем и з боляры; а церкви и палаты на своем дворе повеле делати, что от огня разспапося, и хоромы древяные ставити.


О убиении князя Юрья Глиньскаго. И после пожару на 2 день приехал царь и великий князь навещати Макария митрополита на Новое и (и вражиим наветом нача) и бояре с ним, и вражиим наветом начата глаголати, яко вълхвъванием сердца человеческия вы маша и в воде мочиша и тою водою кропиша (от) и оттого вся Москва погоре; начаше же словеса сия глаголати духовник царя и великого князя протопоп Благовещенской Федор да боярин князь Федор Скопин Шуйской да Иван Петров Федоров. И царь и великий князь велел того бояром сыскати. И того же месяца 26 день, в неделю, на (н) пятый день после великого пожару, бояре приехаша к Пречистой к соборной на площадь и собрата черных людей и начата въпрашати: (чт) хто зажигал Москву? Они же начаша глаголати, яко княгини Анна Глинская з своими детми и с людми вълхвовала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила, и оттого Москва выгорела. А сие глагсшаху (того) чернии людие того ради, что в те поры Глинские у государя в приближение и в жалование, а от людей их черным людем насилство и грабеж, они же их от того не унимаху. А князь Михайло Глинской тогда бяше и с материю на огосударском жалование на Ржеве; а князь Юрьи Глинской тогда приеха(ш) туто же, и как услыша про матерь и про себя такие неподобные речи, и пошел в церковь в Пречистую. Бояре же по своей (к не) к Глинским недружбе наустиша черни; они же взяша князя Юрия в церкви и убиша его в церкви, извлекоша передними дверми на площадь и за город и положиша перед Торгом, идеже казнят. Быша же в совете сем протопоп Благовещенской Федор Бармин, князь Федор Шюйской, князь Юрьи Темкин, Иван Петров Федоров, Григорей Юрьевич Захарьин, Федор Нагой и инии мнози. А людей княже Юрьевых безчислено побиша и живот княжей розграбиша, ркуще безумием своим, яко "вашим зажиганием дворы наши и животы погореша" (а мать твоя кнгн) (а мати твоя княгиня Анна сорокою летала да зажигала да из люде). Много же и детей боярских незнакомых побиша из Северы, называючи их Глинского людми. А после того (на) убийства на третей день приходиша многия люди чернь скопом ко государю в Воробьево, глаголюще нелепая, что буд (им гсдрь) то государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяще свою вину, яко безумием своим сие сотвориша.


Полное собрание русских летописей. Т. XIII. С. 454—457.


6.2. "ПИСКАРЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ" О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДАШЕВА И СИЛЬВЕСТРА


<...> Того же году царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии послал в Царьгород гонца своево костромитина Федора Адашева и сына ево Алексея. И Федор у царя был, и царь его пожаловал великим жалованьем, и приехал [к] государю, и государь его пожаловал. А сын его, Алексей, разболелся и тамо остался у царя, а был з год и приехал к великому князю, и князь велики его пожаловал и взял его к себе в приближенье, и отца, для его, пожаловал боярством, а его окольничим. И много лет был в царьской милости и до опришнины. И как почал множитца грех земской и опришнина зачинатися, и князь велики его послал на службу в Юрьев Ливонской, к воеводе ко князю Дмитрею Хилкову, а велел ему быти в нарядчиках. И князь Дмитрей ему быти в нарядчиках не велел, и он ему бил челом многажды, и он не велел быти. А житие его было: всегда пост и молитва безспрестани, по одной просвире ел на день. И послал его убити князь велики. Пригнал гонец убити, а он преставился за день и лежит во гробу. И писали о нем государю. И государь его пожаловал, велел отвести на Углеч, к родителем в Покровской манастырь, где лежит отец его Феодор и брат его Данил о. А как он был во времяни, и в те поры Руская земля была в великой тишине и во благоденстве и управе. А кому откажет, тот вдругорядь не бей челом; а кой боярин челобитной волочит, и тому боярину не пробудет без кручины от государя; а кому молвит хомутовкою, тот больши того не бей челом, то бысть в тюрьме, или сослану. Да в ту же пору был поп Селивестр и правил Рускую землю с ним заодин, и сидели вместе в ызбе у Благовещения, где ныне полое место межу полат.


Материалы по истории СССР. Документы по истории ХV—ХVII веков. Т. II М., 1955. С. 56.


Подготовка текста О. Я. Яковлевой.


6.3. "ИЗБРАННАЯ ТЫСЯЧА", 1550 г.


Лета 7059 (1541) октября царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил з бояры учинить в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в числяках и в ординцах, и в перевесных деревнях и в тетеревничих и в оброчных деревнях, от Москвы верст за 60 и 70, помещиков детей боярских лутчих слуг 1000 человек.


А которым бояром и окольничим быти готовым в посылки а поместей и вотчин в Московском уезде у них не будет, — и (тем) бояром и окольничим дати поместья в Московском уезде по 200 чети; а детем боярским — в 1-й статье дати поместья по 200 ж чети, а другой статье детем боярским дати поместья по 150 чети, а третьей статье дати детем боярским поместья по 100 чети. А сена им давати по тольку ж копен, на колько кому дано четвертные пашни, опроче крестьянского сена, — а крестьяном давати на выть по 30 копен. А которой по грехом ис той тысечи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного. А за которыми бояры и за детми боярскими вотчины в Московском уезде или в ыном городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60 — и тем поместья не давати. <...>


(Далее следует список 18 бояр, 6 окольничих, 1 оружничего, 2 казначеев.)


<...> И всех в сей статье бояр и окольничих и с оружничем, и с казначеи 28 человек, а поместья им дати по 200 чети, итого 5600 чети. <...>


(Далее следует список разделенных на три "статьи" детей боярских.)


<...> И всех детей боярских во всех статьях московские земли, и ноугородцких помещиков и псковских, и торопецких и луцких, и ржевских, дворовых и городовых — 1050 человек; а земли им дати 112 600 чети, оприч бояр. <...> А всех и з бояры 1078 человек; а земли им дати 118 200 чети.


Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь пятидесятых годов XVI века. М.—Л., 1950. С. 53—103.


6.4. ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА, 1550 г.


<...> Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быти болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быти менши болшого полку перваго воеводы. А хто будет другой (второй) в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быти им без мест. А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки. А князем и дворяном болшим, и детем боярским на Цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет. А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где быти на какове посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.




Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия.<br /> Для студентов, учащихся старших классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей.

209
 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия.<br /> Для студентов, учащихся старших классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по истории России. Учебное пособие" (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.) охраняются законодательством!