История Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.12.2014
ISBN: 9785392019342
Язык:
Объем текста: 592 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

I. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства

II. Государство Русь (IX в. — Начало ХII в.)

III. Русские земли и княжества в начале ХII в. — первой половине XIII в. Политическая раздробленность

IV. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в.

V. Русские земли и княжества во второй половине ХIII в. — начале XVI в. Образование Российского государства

VI. Россия в XVI в. Иван Грозный

VII. Россия на рубеже ХVI—ХVII вв. Смутное время

VIII. Россия в ХVII столетии. Бунташный век

IX. Россия в конце ХVII в. — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования

X. Дворянская империя во второй четверти — середине ХVIII в. Дворцовые перевороты

XI. Россия во второй половине ХVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой

ХII. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.

ХIII. Общественное движение в России в первой половине XIX в.

XIV. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

XV. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в.

XVI. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в

ХVII. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

ХVIII. Политическое положение в России в начале XX в.

XIX. Внешняя политика России в начале XX в.

XX. Россия в 1917 г.

XXI. Советская Россия в конце 1917—1920 гг.

ХХII. Становление и развитие советского общества в 20—30-е годы

ХХIII. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

XXIV. Советское государство в послевоенные годы (1945—1952 гг.)

XXV. СССР в 1953—1984 гг.

XXVI. Перестройка и распад Советского Союза

ХХVII. Россия в 90-е гг. XX в.



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ХIII. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


13.1. КОНСЕРВАТИВНО-ОХРАНИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


13.1.1. ИЗ ЗАПИСКИ Н. М. КАРАМЗИНА "О ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РОССИИ В ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОМ И ГРАЖДАНСКОМ ОТНОШЕНИЯХ"


Н. М. Карамзин написал "Записку" по инициативе великой княжны Екатерины Павловны (сестры Александра I) в начале 1811 г. В "Записке" он отразил мнение дворян-крепостников, напуганных известиями о намерении царя провести ряд реформ. Здесь приведены взгляды Н. М. Карамзина о необходимости сохранения и укрепления самодержавия как единственно приемлемой для России форме государственного устройства России, а также о губительности отмены крепостного права.



...Мы читаем в прекрасной душе Александра сильное желание утвердить в России действие закона. Оставив прежние формы, но двигая, так сказать, оные постоянным духом ревности к общему добру, он скорее мог бы достигнуть сей цели и затруднил бы для наследников отступление от законного порядка. Гораздо легче отменить новое, нежели старое; гораздо легче предать важности Сенату, нежели дать важность нынешнему Совету в глазах будущего преемника Александрова: новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданностям произвола.


Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи и коих благотворность остается доселе сомнительною.


...Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо; но сии земледельцы не будут иметь земли, которая (в чем не может быть и спора) есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, доставлять хлеб куда надобно, — одним словом, для них работать, как и прежде, или, недовольные условиями, поедут к другому умереннейшему в требованиях владельцу. В первом случае, надеясь на естественную любовь человека к родине, господа не предпишут ли им самых тягостных условий? Дотоле щадили они в крестьянах свою собственность, — тогда корыстолюбивые владельцы захотят взять с них все возможное для сил физических. Напишут контракт, и земледельцы не исполнят его: тяжбы, вечные тяжбы! Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, — какое разорение! Освобожденные от надзора господ, имевших собственную земскую исправу или полицию, гораздо деятельнейшую всех земских судов, станут пьянствовать, злодействовать, — какая богатая жатва для кабаков и мздоимных исправников, — но как худо для нравов и государственной безопасности! Одним словом, теперь дворяне, рассеянные по всему государству, содействуют монарху в хранении тишины и благоустройства. <...>


Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (ибо тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, к которой надобно готовить человека исправлением нравственным... В заключение скажем доброму монарху: "Государь! История не упрекнет тебя злом, которое прежде тебя существовало (положим, что неволя крестьян и есть решительное зло), но ты будешь ответствовать богу, совести и потомству за всякое вредное следствие твоих собственных уставов".


...Самодержавие есть палладиум России, целость его необходима для ее счастия; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских. Худо, ежели слуги овладевают слабым господином, но благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честию. Права благородных суть не отдел монаршей власти, но ее главное, необходимое орудие, двигающее состав государственный... Дворянство есть наследственное; порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались для отправления некоторых должностей и чтобы монарх знал, где ему искать деятельных слуг отечественной пользы. Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличиями и выгодами, уважением и достатком. Личные подвижные чины не могут заменить дворянства родового, постоянного, и хотя необходимы для означения степеней государственной службы, однако ж в благополучной монархии не должны ослаблять коренных прав его, не должны иметь выгод оного.


Хрестоматия по истории СССР. Т. II. М., 1949. С. 437—440.


13.1.2. ИЗ ДОКЛАДА МИНИСТРА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ С. С. УВАРОВА НИКОЛАЮ I ОБ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА


19 ноября 1833 г.


...Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. <...>


Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа. Просвещение настоящего и будущего поколений, в соединенном духе этих трех начал, составляет несомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени...


Десятилетие деятельности Министерства народного просвещения. 1833—1843. СПб., 1864. С. 2—4.


13.1.3. ИЗ СТАТЬИ С. П. ШЕВЫРЕВА О ТЕОРИИ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ"


...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.


Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с тем отпустила нас в опасную дорогу Запада...


Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственного могущества....


Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ нашей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому. Этим чувством роднятся и действуют заодно наши обе столицы, и то, что замышленно в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, чтобы обратиться в кровь и живые соки нашего народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности.




Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия.<br /> Для студентов, учащихся старших классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей.

209
 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие

В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия.<br /> Для студентов, учащихся старших классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по истории России. Учебное пособие" (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.) охраняются законодательством!