|
ОглавлениеI. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства II. Государство Русь (IX в. — Начало ХII в.) IV. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. VI. Россия в XVI в. Иван Грозный VII. Россия на рубеже ХVI—ХVII вв. Смутное время VIII. Россия в ХVII столетии. Бунташный век IX. Россия в конце ХVII в. — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования X. Дворянская империя во второй четверти — середине ХVIII в. Дворцовые перевороты XI. Россия во второй половине ХVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой ХII. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в. ХIII. Общественное движение в России в первой половине XIX в. XIV. Внешняя политика России в первой половине XIX в. XV. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. XVI. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в ХVII. Внешняя политика России во второй половине XIX в. ХVIII. Политическое положение в России в начале XX в. XIX. Внешняя политика России в начале XX в. XXI. Советская Россия в конце 1917—1920 гг. ХХII. Становление и развитие советского общества в 20—30-е годы ХХIII. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. XXIV. Советское государство в послевоенные годы (1945—1952 гг.) XXVI. Перестройка и распад Советского Союза ХХVII. Россия в 90-е гг. XX в. Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуXVI. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в16.1. КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ16.1.1. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В. П. МЕЩЕРСКОГО О ЗЕМСТВАХ И НОВЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХОказалось, что почти в каждом земском собрании большинство с первого же раза составили бараны, под главенством и кулаками нескольких либералов, и большинство это им подчинялось, не смея пикнуть насчет своих интересов и в безмолвном подчинении праву собрания облагать их земли в каких угодно размерах должен был по требованию этих либералов заключаться культ либерализма. Это был оригинальный, совсем уже доморощенный культ либерализма: в качестве земских гласных самого себя разорять обложением земли, как дворянина-землевладельца... И результаты вышли en consèquence. Крики купцов и фабрикантов возымели свое действие, ибо вышло правительственное распоряжение, во исполнение которого отнималось у земства право облагать купеческие капиталы, фабрики и заводы по доходности, и сохранялось только право облагать фабрику по ценности здания, и купца в известном размере процента со свидетельства. Но зато сохранилось в целости, очевидно, в угоду либеральному культу господ земских дворян право земств облагать земли в размере неограниченном... ...Симпатий к этому ведомству и к новым судебным уставам я никогда не питал; уже с самого начала введения новых судебных учреждений я не мог понять, как можно было восхищаться таким нововведением, как суд присяжных, подходившим к русской жизни, как к корове седло; с самого начала я находил крайне несимпатичным тот дух либерализма, который побуждал судебное ведомство с отправлением правосудия соединить какую-то политическую и социальную пропаганду начал равенства и, в то же время, неуважения к разным преданиям власти и социальных отличий... Мещерский В. П. Мои воспоминания. Ч. 2. С. 70, 123. 16.1.2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В. П. МЕЩЕРСКОГО О ПРОЦЕССЕ НАД В. ЗАСУЛИЧТоржественное оправдание Веры Засулич происходило как будто в каком-то ужасном кошмарическом сне... Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной Империи такое страшное глумление над Государевыми высшими слугами, и столь наглое торжество крамолы; но в то же время в каком-то летаргическом оцепенении все молчали, и никто не смел громко протестовать... Так, промеж себя, некоторые русские люди говорили, что если бы, в ответ на такое прямо революционное проявление правосудия, Государь своею властью кассировал решение суда, и весь состав суда подверг изгнанию со службы, и проявил бы эту строгость немедленно и всенародно, то весьма вероятно развитие крамолы было бы сразу приостановлено. Но все, что происходило по делу Засулич, к сожалению, носило характер рокового малодушия и слабости перед крамолою. Так, дали на улицах разжечь целую громадную демонстрацию в честь оправдания Засулич, вызвавшую открытый бой толпы с полициею, и рядом с тем ходили по городу рассказы о том, что не только вся зала суда рукоплескала Засулич в минуту ее оправдания, но что даже присутствовавшие в зале высшие сановники Государя явились во главе этих рукоплескателей... Потом стали отрицать этот факт, но, очевидно, дело было не в том, аплодировали ли сановники или не аплодировали Вере Засулич, а в том, что, во всяком случае, среда высшей интеллигенции в Петербурге была в то время так настроена, что за правительство и за Государя никто не смел высказываться, а сочувствие к крамоле и к крамольникам, по трусости одних и по убеждению в других, высказывалось громко, и никого не ставила к суду совесть перед вопросом: не есть ли это малодушие в ту минуту подлость, и не граничит ли оно с умышленною изменою? Мещерский В. П. Мои воспоминания. Ч. 2. С. 404—405. 16.1.3. ИЗ ПИСЬМА К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О РОЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА1 января 1891 г. Оценка Л. Н. Толстого дана в связи с выходом 13-го тома его собрания сочинений, включавшего "Крейцерову сонату" и ряд статей философского содержания. Толстой — фанатик своего безумия и, к несчастью, увлекает и приводит в безумие тысячи легкомысленных людей. Сколько вреда и пагубы от него произошло, — трудно и исчислить. К несчастью, безумцы, уверовавшие в Толстого, одержимы так же, как и он, духом неукротимой пропаганды и стремятся проводить его учение в действие и проводить в народ. Таких примеров уже не мало, но самый разительный пример — кн. Хилкова, гвардейского офицера, который поселился в Сумском уезде, Харьковской губ., роздал всю землю крестьянам и, основавшись на хуторе, проповедует крестьянам толстовское евангелие, с отрицанием церкви и брака, на началах социализма. Можно себе представить, какое действие производит он на невежественную массу!.. Нельзя скрывать от себя, что в последние годы крайне усилилось умственное возбуждение под влиянием сочинений графа Толстого и угрожает распространением странных, извращенных понятий о вере, о церкви, о правительстве и обществе; направление вполне отрицательное, отчужденное не только от церкви, но и от национальности. Точно какое-то эпидемическое сумасшествие охватило умы. К Толстому примкнул совершенно обезумевший Соловьев, выставляя себя каким-то пророком, и, несмотря на явную нелепость и несостоятельность всего, что он проповедует, его слушают, его читают, ему рукоплещут, как было недавно в Москве. Кружки этого рода сгруппировались особливо в Москве и, к сожалению, около университета, где три общества: юридическое, любителей словесности и новое, психологическое, собирают публику, большею частью из неопытной молодежи, для распространения самых извращенных идей; все они имеют свои издания такого же направления. В Москве же развелись ныне либеральные богачи-купцы и купчихи, поддерживающие капиталом и учреждения духа эмансипации (в роде женских курсов), и журналы вредного направления. Так, на счет одной купчихи издается журнал "Русская Мысль", к сожалению, самый распространенный изо всех русских журналов; он в руках у всей молодежи, и множество голов сбито им с толку. Так, купец Абрикосов (конфектное заведение) поддерживает журнал: "Вопросы философии и психологии", служащий ареною для Соловьева и отчасти для Толстого. Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по истории России. Учебное пособие" (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.) охраняются законодательством! |