Философия Ростова Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.03.2017
ISBN: 9785392219667
Язык:
Объем текста: 618 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Деконструкция сакрального. Глава 1. Что значит сакральное?

Глава 2. Структура дискурса философии сакрального

Глава 3. Опознание в философии сакрального идеи смерти Бога

Глава 4. Идея смерти Бога в современной философии

Глава 5. О «смерти Бога» в русской традиции

Глава 6. От «смерти Бога» к «смерти человека»

Глава 7. Культурные параллели

Резюме

Часть II. Антропология формы. Глава 1. Хаос и форма в структуре субъективности

Глава 2. Антропологический минимум

Глава 3. Человек литургический

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Резюме


Прежде чем переходить ко второй части нашего исследования, для удобства подведем итоги проделанной нами работы:


1. Проблема соотношения человека и трансцендентного и симметричная ей проблема соотношения «смерти человека» и «смерти Бога» раскрывается различными философскими языками: в европейской философской традиции — дискурсом сакрального, в русской философской традиции — дискурсом мистериального. Структуры этих дискурсов аналогичны, поскольку в их основе лежат сопоставимые формулировки проблем исследования. Однако эти проблемы раскрываются в дискурсах противоположным образом. Так, европейская традиция говорит о трансформирующей роли сакрального в отношении аффекта, позволяющей создать общество. Русская — о трансформирующей силе культа в отношении аффекта, стоящей у истоков антропогенеза и лишь во вторую очередь — социогенеза. Европейская традиция понимает страх в сфере сакрального как силу, отвращающую от «объекта», русская — как силу, приближающую к нему. В европейской традиции доминирует представление об аструктурности сакрального, противостоящей структуре социума, в русской — о культе как истоке структуры. Когда в европейской традиции речь идет о сакральном как источнике структуры, то подразумевается социальная структура. В русской традиции речь идет, прежде всего, об антропологической и лишь затем о социальной структуре. Если в европейской формуле «сакральное-профанное» скрывается «горизонтальная» оппозиция, элементы которой имманентны миру, то русский символический подход к человеку и обживаемому им миру зиждется на онтологической оппозиции трансцендентного и имманентного. Феномен жертвы в европейской традиции понимается в свете проблематики социальных энергий и космического преодоления дискретности человека. В русской традиции жертва понимается как ключевой момент антропогенеза в свете трансцендентной перспективы человека. Представление о неразрывной связи категории «мы» и сакрального в европейской традиции закладывается в основу социального дискурса, в русской традиции связь «мы» и культа играет роль в антропологическом дискурсе. Европейская традиция видит источник сакрального в бессознательном, русская — усматривает связь культа с сознанием. В целом дискурс сакрального характеризует представление об имманентности человека миру, тогда как дискурс мистериального характеризует представление о трансцендентном измерении человека, которое онтологически обеспечено фигурой Бога. Дискурс философии сакрального обнаруживает свой предел в описании человека на языке естественных причин (на языке социологии, психологии и биологии).




Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

В книге впервые в научной литературе понятие «сакральное» рассмотрено как вид дискурса, сложившегося под влиянием научного бума на рубеже XIX‒XX вв. и плотно вошедшего в интеллектуальное поле современности. Автор показывает скрытые смыслы, онтологию и антропологию, присущие этому дискурсу. Вопреки обыденному восприятию термина, сакральное оказывается не тем, что указывает на присутствие Бога, но, напротив, тем, что требует отсутствия Бога, его «смерти». Через идею смерти Бога автор показывает связь философии сакрального с концепцией смерти человека и идеей постчеловека. Концепт сакрального позволяет выявить ментальный разрыв между русской и европейской культурными традициями. В отличие от европейской философской традиции, которая для описания человека использует концепт сакрального, русская традиция, напротив, строит философию человека, основываясь на идее присутствия Бога. В духе русской традиции в книге предложен проект философской антропологии под названием «человек литургический».<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется проблемами философии, религии и культуры.

249
 Ростова Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

Ростова Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

Ростова Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография

В книге впервые в научной литературе понятие «сакральное» рассмотрено как вид дискурса, сложившегося под влиянием научного бума на рубеже XIX‒XX вв. и плотно вошедшего в интеллектуальное поле современности. Автор показывает скрытые смыслы, онтологию и антропологию, присущие этому дискурсу. Вопреки обыденному восприятию термина, сакральное оказывается не тем, что указывает на присутствие Бога, но, напротив, тем, что требует отсутствия Бога, его «смерти». Через идею смерти Бога автор показывает связь философии сакрального с концепцией смерти человека и идеей постчеловека. Концепт сакрального позволяет выявить ментальный разрыв между русской и европейской культурными традициями. В отличие от европейской философской традиции, которая для описания человека использует концепт сакрального, русская традиция, напротив, строит философию человека, основываясь на идее присутствия Бога. В духе русской традиции в книге предложен проект философской антропологии под названием «человек литургический».<br /> Книга предназначена всем, кто интересуется проблемами философии, религии и культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. Монография" (Ростова Н.Н.) охраняются законодательством!