Юридическая Под ред. Россинской Е.Р. Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.05.2015
ISBN: 9785392191574
Язык:
Объем текста: 304 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Специальные знания и их использование в гражданском и уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях

Глава 2. Предмет и задачи судебной экспертизы

Глава 3. Объекты судебной экспертизы

Глава 4. Методология судебно-экспертной деятельности

Глава 5. Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция

Глава 6. Организация судебно-экспертной деятельности

Глава 7. Классификация судебных экспертиз

Глава 8. Основные роды судебных экспертиз и решаемые ими задачи

Глава 9. Назначение судебных экспертиз в гражданском и арбитражном процессе

Глава 10. Назначение судебных экспертиз в уголовном процессе

Глава 11. Назначение судебных экспертиз по делам об административных правонарушениях

Глава 12. Особенности назначения судебных экспертиз в конституционном процессе

Глава 13. Процесс экспертного исследования и его стадии

Глава 14. Заключение судебного эксперта

Глава 15. Оценка заключения судебного эксперта и его использование правоприменителем

Глава 16. Допрос эксперта и консультационная деятельность специалиста

Глава 17. Профилактическая деятельность судебного эксперта



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Организация судебно-экспертной деятельности


§ 6.1. Субъекты судебно-экспертной деятельности


При рассмотрении данного вопроса необходимо, прежде всего, исходить из положений ст. 1 ФЗ ГСЭД, в которой указано, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее, также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Статья 12 ФЗ ГСЭД гласит, что государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного СЭУ, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих обязанностей. В ст. 41 этого же закона указано, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.


Исходя из содержания ст. 1 ФЗ ГСЭД, следует различать субъекта судебно-экспертной деятельности, ее организующего и субъекта, осуществляющего производство экспертизы. Субъектом, организующим производство экспертизы, является руководитель экспертного учреждения (ст. 9 ФЗ ГСЭД), на которого возлагаются обязанности обеспечения условий, необходимых для проведения исследования (ст. 14 ФЗ ГСЭД).


Субъектом, осуществляющим непосредственное исполнение экспертного исследования, являются как работники государственного СЭУ (ст. 12 ФЗ ГСЭД), так и сотрудники других учреждений, государственных неэкспертных и негосударственных экспертных, а также лица, обладающие специальными знаниями, осуществляющие эту деятельность на частной основе. Последние привлекаются к производству экспертизы персонально, о чем указывается в соответствующем постановлении, решении, определении о назначении экспертизы.


Субъекты, непосредственно производящие экспертизы, могут быть разделены на четыре категории:


– сотрудники государственного СЭУ, производящие экспертизы в порядке выполнения должностных обязанностей;


– сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений, в должностные обязанности которых входит производство судебных экспертиз;


– сотрудники государственных и негосударственных организаций, привлекаемые к выполнению экспертиз;


– частные лица, привлекаемые к производству экспертиз по постановлению следователя, определению суда.


Субъекты первых трех категорий привлекаются к исполнению экспертиз через руководителей учреждений, организаций, которым назначается производство экспертиз. Субъекту четвертой категории производство экспертизы поручается непосредственно следователем, судом.


Статус судебного эксперта как служащего государственного СЭУ определяется ФЗ ГСЭД (ст. 12, 13) и нормативными актами ведомства, в ведении которого находится учреждение. Так, требования к лицу, претендующему на соответствующую экспертную должность в судебно-экспертном учреждении Минюста России, его обязанности и права определены Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом министра юстиции от 20 декабря 2002 г. № 347.


К государственным судебно-экспертным учреждениям относятся СЭУМЮ; экспертно-криминалистические центры М; СЭУ Минздрава; судебно-медицинские лаборатории Минобороны; экспертные подразделения ФСБ, МЧС, ФТС, ФСКН.


В соответствии со ст. 13 ФЗ ГСЭД должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший соответствующую профессиональную подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.


Определение уровня профессиональной подготовки экспертов, их аттестация или сертификация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. Судебные эксперты негосударственных судебно-экспертных организаций действуют на основе своих Уставов.


Согласно ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление юридическими лицами или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется.


Как разъясняется в постановлении ВС РФ № 28 выполнение экспертизы может быть поручено, в том числе, сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование. Однако поскольку данные организации не являются судебно-экспертными учреждениями, производство экспертизы поручается именно конкретному лицу, но не руководителям этих организаций, пусть даже организация имеет статус государственной.


§ 6.2. Принципы судебно-экспертной деятельности и ее правовая основа


Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах: законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Содержание принципов раскрывается в последующих ст. 5, 6, 7, 8. Эти принципы базируются на положениях Конституции Российской Федерации, процессуальных кодексах, иных федеральных законах и нормативных актах.


Законность — основной принцип права, определяющий многие другие его положения и принципы. В современном понимании законность представляет собой режим общественной жизни, метод государственного управления, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.


Принцип законности в государственной судебно-экспертной деятельности — это обеспечение и защита прав и свобод граждан при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности как со стороны государственных судебно-экспертных учреждений, так и работающих в этих учреждениях должностных лиц — экспертов. Это строгая регламентация деятельности государственных судебно-экспертных учреждений, ее соответствие положениям Конституции РФ, кодифицированных законов. Последний аспект прямо изложен в ст. 5 ФЗ ГСЭД, которая гласит, что «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности».


В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, ФЗ ГСЭД, как и другие федеральные законы, имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такое указание является высшей гарантией единообразного действия и применения этого закона на территории всех субъектов Российской Федерации.


Подзаконные акты, касающиеся деятельности государственных судебно-экспертных учреждений, не могут выходить за рамки установленных федеральным законом норм, они не должны ему противоречить, а в случае противоречия главенство остается за федеральным законом. Во второй части ст. 5 говорится о том, что нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Речь в данной статье идет о следующих нормах права. Прежде всего — это УК. В гл. 31 «преступления против правосудия» в ст. 302 — Принуждение к даче показаний — указывается, что принуждение эксперта к даче заключения путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Под угрозой понимаются не только прямые формы запугивания эксперта, но попытка повлиять на него через руководителя государственного СЭУ, который может, например, не представлять эксперта к очередному специальному званию и т. д.


Уголовная ответственность может наступить и в соответствии с ч. 2, 3 ст. 303 УК РФ — «Фальсификация доказательств». С объективной стороны это преступление, применительно к рассматриваемым проблемам, выражается в подделке или фабрикации заключений судебных экспертов, протоколов следственных действий и иных документов, направляемых на экспертизу (например, фальсификация протокола о ДТП). Возможные субъекты данного преступления дознаватель, следователь, прокурор, защитник.


Основные статьи УК, которые касаются непосредственно экспертов — это ст. 307 — заведомо ложное показание, заключение эксперта или неправильный перевод, ст. 310 — разглашение данных предварительного расследования.


Противоправные деяния руководителей государственных судебно-экспертных учреждений могут квалифицироваться как уголовные преступления по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 (превышение должностных полномочий); ст. 290 (получение взятки); ст. 292 (служебный подлог); ст. 293 (халатность).


Руководитель государственного СЭУ несет уголовную ответственность, если он использовал свои служебные полномочия, например, побуждая эксперта формулировать определенные выводы по экспертизе. Ответственность руководителя государственного СЭУ за служебный подлог может наступить тогда, когда он внесет в официальные документы заведомо ложные сведения, искажающие их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности. Подлог может выразиться во внесении изменений в заключение и выводы эксперта без его ведома, которые существенно влияют на содержание, или взамен подлинного полностью изготовлено поддельное заключение эксперта.


Ответственность частных судебных экспертов и экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений наступает, как и государственных судебных экспертов, по ст. 307 и 310 УК. Частный эксперт может быть в ряде случаев привлечен к гражданской ответственности по ст. 24 ГК, предусматривающей имущественную ответственность гражданина, отвечающего по своим обязательствам. Имущественный характер ответственности гражданина выражается в том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей влечет применение санкции, которая обеспечивается его имуществом.


Уголовная ответственность руководителя негосударственного СЭУ может наступать согласно ст. 201 УК «Злоупотребление полномочиями» за использование своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесение вреда другим лицам. Это преступление может выразиться, например, в принятии решения о поручении производства экспертизы эксперту, с которым ранее была достигнута договоренность о нужном клиенту выводе по результатам еще не сделанного исследования или в формировании штата экспертов из лиц, на которых возможно оказывать влияние.


Статья 204 («Коммерческий подкуп») предусматривает ответственность руководителя негосударственного СЭУ за незаконное получение имущества, либо незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействий), сопряженных с руководством судебно-экспертным учреждением, в интересах определенного лица. Это может выразиться в получении вышеуказанных благ за выполнение экспертного заключения с выводами в интересах лица или организации, осуществляющего коммерческий подкуп. Статья 6 ФЗ ГСЭД посвящена такому принципу государственной судебно-экспертной деятельности как соблюдение прав и свобод человека гражданина, его личной неприкосновенности, в том числе его частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основании и в порядке, которые установлены Федеральным законом.


Под равноправием граждан, применительно к целям и задачам государственной судебно-экспертной деятельности, следует понимать частный случай равенства всех перед законом, поскольку судебные экспертизы назначаются и проводятся в процессе уголовного и гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях. Это означает, что для судебного эксперта, руководителя СЭУ не должно иметь значения, например, кем являются стороны в гражданском процессе, какое имущественное и должностное положение они занимают, какова их национальная и расовая принадлежность. Ограничение личной неприкосновенности связано, в первую очередь, с получением от живых лиц образцов для сравнительного исследования — это объекты биологического происхождения, а также подногтевое содержимое, следы выстрела на руках (путем смыва и т. д.).


Ограничение свободы в соответствии со ст. 260 ГК может осуществляться при принудительном направлении лица на судебно-психиатрическую экспертизу.


При осуществлении судебно-экспертной деятельности в ряде случаев человеческое достоинство может пострадать. Например, если были преданы огласке сведения, содержащиеся в дневниках и личных бумагах данного лица, или эксперт предал огласке установленный в результате судебно-медицинского исследования факт изнасилования, диагноз какой-либо болезни.


Статья 7 ФЗ ГСЭД посвящена независимости эксперта, одному из основополагающих принципов судебно-экспертной деятельности. Законодатель в этой статье подчеркивает, что при производстве экспертизы эксперт независим именно от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, т. е. фактически важнейшей стороной независимости эксперта является его процессуальная самостоятельность, которая гарантируется порядком назначения и производства судебной экспертизы, предусмотренного процессуальным законодательством.


Независимо от того, является ли судебный эксперт государственным экспертом, сотрудником негосударственного экспертного учреждения или частным экспертом, он дает заключение от своего имени и несет за данное заключение личную ответственность (ст. 57 УПК, ст. 76 ГПК, ст. 45 АПК, ст. 26.4 КоАП).


Однако на самостоятельность суждений эксперта, на его независимость влияют многие факторы, и одних процессуальных требований явно недостаточно. Как было ранее указано, государственные экспертные учреждения, имея ведомственную принадлежность, зачастую подчиняются тем же органам исполнительной власти, что и следственные аппараты, органы дознания и т. д. В реальной жизни существует много способов оказания давления на эксперта или руководителя СЭУ. Последний может передать экспертизу другому эксперту, если вывод кого-то не удовлетворяет. Негосударственные экспертные учреждения также не всегда независимы, хотя свои экспертизы называют именно так.


Выход в обеспечении независимости в возможности проведения альтернативных судебных экспертиз, в конкуренции государственных и негосударственных экспертных учреждений. Реальная независимость эксперта возможна только при условии единых квалификационных требований к государственным судебным экспертам всех ведомств, судебным экспертам негосударственных экспертных учреждений и частным экспертам.




Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Учебник, написанный известными российскими учеными, специалистами в области теории и практики судебной экспертизы, охватывает все основные вопросы как теоретического, так и практического характера, знание которых необходимо для эффективного использования судебной экспертизы в основных видах судопроизводства. Изложение всех тем курса отвечает требованиям ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция».<br /> Законодательство приведено по состоянию на апрель 2015 г.<br /> Для студентов-бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, юристов-практиков.

319
Юридическая Под ред. Россинской Е.Р. Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Юридическая Под ред. Россинской Е.Р. Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Юридическая Под ред. Россинской Е.Р. Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров

Учебник, написанный известными российскими учеными, специалистами в области теории и практики судебной экспертизы, охватывает все основные вопросы как теоретического, так и практического характера, знание которых необходимо для эффективного использования судебной экспертизы в основных видах судопроизводства. Изложение всех тем курса отвечает требованиям ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция».<br /> Законодательство приведено по состоянию на апрель 2015 г.<br /> Для студентов-бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, юристов-практиков.

Внимание! Авторские права на книгу "Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров" (Под ред. Россинской Е.Р.) охраняются законодательством!