Юридическая Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392285044
Язык:
Объем текста: 214 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Диспозитивность как общеправовой концепт

Глава 2. Диспозитивные проявления в налоговом праве

Глава 3. Диспозитивные налоговые нормы

Глава 4. Диспозитивность в налоговом процессе. Мировое соглашение

Глава 5. Дискреция как разновидность диспозитивного налогово-правового регулирования

Глава 6. Институт «налоговых альтернатив» в американском налоговом праве

Глава 7. Концепция налогового дерегулирования Стивена Дина

Глава 8. Партнерская модель налогового администрирования: смена парадигмы

Глава 9. Налоговый мониторинг

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
Партнерская модель налогового администрирования: смена парадигмы


В Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 гг. целевым ориентиром налоговой политики на ближайшие годы названо предотвращение налоговых споров, а одной из задач — содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Для реализация этих целей требуется формировать новую модель взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, основанную на принципах взаимного доверия, взаимопонимания, транспарентности и сотрудничества.


В последние годы в зарубежной литературе по вопросам налогообложения набирают популярность концепции, связанные со сменой общих установок и подходов к взаимоотношениям государства и частного лица. «В прошлом налоговые администрации, подобно таможенным органам, восприняли организационную идентичность административно-командной операционной системы, чтобы выполнять свою миссию ловли “негодяев”, которые не уплачивают налоги, — пишет Валери Брейтуэйт (Valerie Braithwaite). — Однако сложность современной экономики ставит под сомнение функциональность этого подхода по всему диапазону налогового правоприменения». Речь идет о смещении акцентов в сфере государственного регулирования и контроля в сторону косвенного, стимулирующего воздействия, основанного на взаимном доверии, сотрудничестве, взаимопонимании и поисках компромиссов.


Заметим, что ко второй половине XX в. в гуманитарных науках сложилось в целом кибернетическое понимание государственного управления как односторонне-властного воздействия управляющих на управляемых, реализуемое посредством вертикальных команд, контроля их исполнения и последующей корректировки. В зарубежной литературе такая модель государственного управления характеризуется терминами enforced compliance, deterrence approach, control-and-punishment, antagonistic interaction, cat-and-mouse game, command and control regulation, catch-me-if-you-can и даже trench warfare (позиционная война). «Классическая» модель административно-командного управления основывается на необходимости установить четкие, однозначные нормы-правила и требовать от их адресатов неукоснительного соблюдения путем тотального контроля и угрозы привлечения к юридической ответственности. Однобокость и недостаточная эффективность таких подходов изначально подвергались всесторонней критике в научном сообществе, особенно со стороны представителей гуманитарных наук.


Безусловно, не остается в стороне и сфера налогообложения, выступающая по объективным причинам ареной ожесточенных конфликтов между властью и собственниками. По мнению нидерландского автора Ханса Грибнау (Hans Gribnau), требование повысить эффективность налогового администрирования в условиях усложнения налогового законодательства и усиления его технологичности «отчасти объясняет популярность идеи укрепления сотруднического комплайенса в направлении повышения добровольного соблюдения налогового права и показывает (частичный) отказ фискальных органов от монополии административно-командного стиля управления».


Помимо универсальных межотраслевых предпосылок смена модели налогового администрирования (с административно-командных методов на модель партнерского взаимодействия) обусловлена целым рядом «внутриотраслевых» факторов налогового права.


Во-первых, масштабы современного налогообложения — в отношении налогоплательщиков и объектов налогообложения — сегодня таковы, что выездным налоговым контролем удается охватить лишь незначительное число налогоплательщиков. Кроме того, после мирового финансового кризиса повсеместно наблюдается стремление к снижению издержек на функционирование госаппарата. В этих условиях «распыление» крайне ограниченных ресурсов государства в попытках проверить всех и каждого становится неоправданным, поскольку затраты не окупают полученные выгоды. Более продуктивно сосредоточиться на аудите налогоплательщиков, входящих в условные «группы риска». Напротив, те налогоплательщики, которые регулярно демонстрируют готовность к добросовестному сотрудничеству с налоговыми органами, могут рассчитывать на менее пристальное «внимание» к своей деятельности.


Во-вторых, в налоговых отношениях интересы частных лиц и государства жестко противостоят друг другу. Несовпадение этих интересов порождает разнонаправленную оценку и толкование налоговых норм и налоговозначимых фактов. Нередко такие оценки носят диаметрально противоположный характер. В этих условиях любая «зона неопределенности» в источниках налогового права — независимо от того, была она запрограммирована законодателем или сложилась как субъективный дефект-упущение — будет толковаться заинтересованными лицами в своих интересах. «Практически мы имеем ситуацию, при которой субъекты правоотношений склонны использовать в своих интересах любую возможность выбора, обусловленную наличием нескольких различных альтернатив». В таких условиях налогоплательщики и налоговые органы должны совместно, на компромиссной основе, снижать неопределенность в налоговом праве. Причем избежать налоговых споров, особенно судебных, можно лишь при достижении согласованного понимания налоговых норм не постфактум, но уже на стадии налогового планирования. Для этого требуется преодолеть психологические барьеры взаимного недоверия и даже антагонизма между участниками налоговых правоотношений.


В-третьих, нельзя забывать, что налоговое право как обширный массив принципов, норм и судебных правовых позиций экстенсивно расширяется и одновременно с этим качественно усложняется. Разобраться в хитросплетениях налоговых норм и юридических конструкций трудно даже узкому специалисту, что же говорить о рядовых налогоплательщиках? Обратим внимание, едва ли не большинство налоговых правонарушений совершается не умышленно, но с неосторожной формой вины, т. е. из-за того, что адресат налоговой нормы ее неправильно истолковал и применил на практике, ошибочно полагая, что он действует вполне законно и добросовестно. Этот фактор также требует выстраивать партнерские отношения между налоговиками и налогоплательщиками в части превентивного анализа содержания и смысла налоговых норм. Причем такой анализ эффективнее осуществлять превентивно, т. е. еще на стадии планирования сделок и видов деятельности. В условиях административно–командных подходов, зацикленных на парадигме «ты убегаешь — я догоняю», сделать это весьма затруднительно. Частное лицо и властный субъект должны стать не антагонистами, но в каком-то роде равноправными партнерами, взаимно заинтересованными в сотрудничестве и доверяющими друг другу.


И здесь следует, если не пересмотреть, то по-новому взглянуть на общепризнанный постулат о конфликтности налоговых отношений. Действительно, несовпадение интересов собственника и казны, связанное с односторонним и индивидуально-безэквивалентным изъятием части имущества в бюджетную систему, — объективная реальность. Однако «конфликт интересов» можно смягчить взаимной заинтересованностью сторон в правильной интерпретации и применении налогового законодательства. Следует признать, что субъектам с конкурирующими интересами вполне по силам выработать консенсус по принципиальным вопросам налогообложения, если они будут ориентироваться на взаимодействие, а не на конфронтацию. Обе стороны только выиграют от устранения неопределенности в отношении содержания налоговой нормы, подлежащей применению, и налогово-правового режима трансакций, планируемых налогоплательщиком. При этом переход к гибкому регулированию невозможен без изменения налоговой ментальности и создания атмосферы партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.


Постепенно в научном сообществе складываются новые подходы к государственному управлению, основанные на смещении акцентов с «воздействия» на «взаимодействие» управляющих и управляемых. К началу XXI в. произошли «тектонические сдвиги» в понимании эволюции государственного управления. Государство стало осознавать необходимость рассматривать частных лиц как «равноправных партнеров», даже клиентов. Отношения между государственными органами и населением теперь все чаще рассматриваются в контексте двухстороннего сотрудничества, где государство оказывает гражданам публичные услуги, а последние содержат госаппарат за счет налогов и оценивают его деятельность на демократических выборах подобно тому, как акционеры оценивают итоги деятельности руководства компании. «С помощью налогов население “покупает” услуги государства по удовлетворению целой совокупности общественных потребностей, — утверждает Е. А. Ермакова. — Именно с этих позиций налогоплательщик выступает в качестве клиента, и поэтому правомочно говорить о клиентоориентированном подходе в деятельности налоговых органов».


По мнению ряда западных авторов, «оптимальный регулятивный результат можно достичь путем создания регуляторного партнерства между регуляторами и регулируемыми, что предоставило бы сообществу возможность в значительной степени регулировать самого себя, оставив регулятору лишь “увесистую дубину” для того, чтобы подгонять ею тех немногих, кто демонстрирует наиболее вопиющее неправомерное поведение».




Диспозитивность в налоговом праве. Монография

В монографии проанализирована общемировая тенденция усиления диспозитивных начал в налоговых системах России и зарубежных стран. Рассмотрены проблемы дискреционного усмотрения налоговых органов. Значительное внимание уделено внедрению новых моделей и технологий налогового администрирования, основанных на взаимной заинтересованности, доверии, транспарентности и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Книга предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических вузов и специальностей.

239
 Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

В монографии проанализирована общемировая тенденция усиления диспозитивных начал в налоговых системах России и зарубежных стран. Рассмотрены проблемы дискреционного усмотрения налоговых органов. Значительное внимание уделено внедрению новых моделей и технологий налогового администрирования, основанных на взаимной заинтересованности, доверии, транспарентности и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Книга предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических вузов и специальностей.

Внимание! Авторские права на книгу "Диспозитивность в налоговом праве. Монография" ( Демин А.В. ) охраняются законодательством!