Юридическая Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392285044
Язык:
Объем текста: 214 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Диспозитивность как общеправовой концепт

Глава 2. Диспозитивные проявления в налоговом праве

Глава 3. Диспозитивные налоговые нормы

Глава 4. Диспозитивность в налоговом процессе. Мировое соглашение

Глава 5. Дискреция как разновидность диспозитивного налогово-правового регулирования

Глава 6. Институт «налоговых альтернатив» в американском налоговом праве

Глава 7. Концепция налогового дерегулирования Стивена Дина

Глава 8. Партнерская модель налогового администрирования: смена парадигмы

Глава 9. Налоговый мониторинг

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Диспозитивные налоговые нормы


Диспозитивные нормы — основная форма выражения диспозитивности в праве и важнейшее средство ее реализации.


Понятие «диспозитивные нормы» здесь рассматривается в узком смысле слова (как восполнительные нормы). Ранее отмечалось, что все правовые нормы по степени обязательности целесообразно разделить на императивные и неимперативные. Последние можно обозначить как диспозитивные в широком значении (все нормы с открытой структурой или вариативным содержанием). В таком контексте восполнительные нормы выступают лишь одной из разновидностей неимперативных норм.


В юридической доктрине сложилось в целом верное понимание того, что правовая норма всегда императивна в том смысле, что она принимает «форму веления, предписанного авторитетом и рассчитанного на волевое восприятие со стороны тех, кому эта норма адресована» и тем самым через любые нормы «воля одного человека передается другому, чьи действия направляются или корректируются в соответствии с посторонним мнением и желаниями». Следует согласится с О. М. Родионовой, что «императив, если его понимать как долженствование, веление, присущ любой норме». Даже в диспозитивных нормах путем интерпретации можно обнаружить цели и задачи, поставленные законодателем, а нередко — описание желательных (с точки зрения государства) средств для их достижения. Вместе с тем степень императивности юридических норм неодинакова, что и обусловливает их дифференциацию на собственно императивные per se и диспозитивные.


Идея разделения правовых норм по их силе на императивные и диспозитивные берет свое начало уже в римском праве с его сегментацией правопорядка на jus cogens и jus dispositivum. Вместе с тем «несмотря на римские корни дихотомии императивных/диспозитивных норм, окончательное ее утверждение и интенсивное использование в зарубежном праве относится к XIX–XX вв., когда договорное право многих стран превратилось в центральный раздел частного права и стало активно кодифицироваться».


В отечественном правоведении основы классификации правовых норм на императивные и диспозитивные были заложены в русской дореволюционной доктрине. В источниках этого периода императивные нормы вслед за германской правовой традицией именуются «принудительными» или «прецептивными», а диспозитивные — «восполнительными» или даже «распорядительными». Так, Г. Ф. Шершеневич по критерию «содержания приказа» классифицирует законы на принудительные и восполнительные. «Конечно, — пишет он, — все нормы права имеют принудительный характер, но возможна различная степень настойчивости в проведении требования. Один вид законов определяет сам содержание юридического отношения, не давая частным лицам свободы самостоятельно определять его. Наоборот, в других случаях закон ставит свои требования условно, — если отношение не определилось волей лиц, выраженной в каком-нибудь юридическом акте».


Д. И. Мейер в общей массе управомочивающих норм выделяет дозволительно-диспозитивные законы, которые «определяют юридические отношения лишь на случай, что сами граждане не определят их».


В свою очередь, Е. В. Васьковский различает законы, которые безусловно предписывают или запрещают что-либо, «грозя ослушникам какими-либо невыгодными последствиями», и законы, которые устанавливают, «не стесняя свободы частных лиц, только правила на случай, если эти лица сами не определят своих отношений». Первые он называет абсолютными или принудительными (lex cogens), вторые — диспозитивными, дополнительными или предположительными (lex dispositiva).


Анализируя структурные элементы юридических норм, Н. М. Коркунов разделяет последние на диспозитивные и императивные в зависимости от субъекта, который определяет содержание диспозиции нормы — правило, подлежащее применению в конкретной ситуации. Для императивных норм такими субъектами, по мнению М. Н. Коркунова, выступают «органы власти, полиция и суд», для диспозитивных — «заинтересованные частные лица». В качестве примеров он приводит норму, определяющую, что имущество умершего поступает тому, кого умерший назначил в своем завещании наследником, или, что в случае заключения гражданских договоров подробности отношений между контрагентами определяются их собственным соглашением. «Норма тут ограничивается определением, что в таких-то случаях возможное столкновение должно быть урегулировано определенным правилом, но самое установление этого правила предоставляется воле заинтересованных лиц посредством завещания или договора. Однако правило для разграничения могущих прийти в столкновение интересов должно быть установлено, a между тем нет никакой гарантии в том, что заинтересованные частные лица действительно его установят. Опыт показывает, напротив, что они очень часто не пользуются предоставленной им властью. Поэтому нормы такого рода, предоставляющие ближайшее определение правила автономии заинтересованных лиц, все-таки и сами установляют правило для применения его на случай, если волею заинтересованных лиц такового установлено не будет. Следовательно, заинтересованным лицам предоставляется самим определить способ разграничения их интересов. Если же они этого не сделают, применяется установленное на этот случай самой юридической нормой правило». Соответственно, диспозитивными Н. М. Коркунов называет нормы, «находящие себе применение лишь в том случае, если заинтересованные лица сами не установят иного разграничения своих интересов», а императивными (прецептивными) — «нормы, имеющие безусловно обязательную силу, не предоставляющие определения способа разграничения интересов самим заинтересованным лицам».


Сходный подход демонстрирует Ф. В. Тарановский, выделяющий безусловно-определенные, неопределенные и относительно-определенные диспозиции правовых норм. Согласно его подходу, неопределенная диспозиция предоставляет определение, обязанности и притязания органу государственной власти или частным лицам, участникам юридического отношения. «При предоставлении определения обязанности и притязания частным лицам, участникам юридического отношения, не может быть уверенности в том, что эти лица не преминут сделать соответственное определение. Ввиду этого неопределенная диспозиция сопровождается еще и определенной диспозицией, подлежащей исполнению в случае, если стороны сами не установили взаимные обязанности и притязания. …Нормы этого рода называются диспозитивными. Отношение неопределенной диспозиции к определенной в нормах этого рода хорошо выражено в известной древнегерманской юридической поговорке: Willkur bricht Recht («Свободное усмотрение ломает право»). Нормы, которые снабжены безусловно определенной диспозицией и не допускают возможности замены ее произвольным установлением сторон, называются прецептивными».


В дальнейшем традицию выделения императивных и диспозитивных правовых норм продолжили советские правоведы. Так, уже в 1924 г. Я. М. Магазинер подчеркивает «огромное значение», которое имеет «деление юридических норм на принудительные и восполнительные (или, как их иногда называют, нормы перцептивные и диспозитивные)». Различие между указанными типами норм автор проводит следующим образом: «Принудительные нормы — это те, которые подлежат обязательному исполнению независимо от воли тех, к кому они обращены: например, законы о воинской повинности или налоговые законы, уголовные законы и законы о судоустройстве. Индивиду нет выбора между требованием закона и желанием поступить по-своему; надо служить или уплатить налог, как бы этого не хотелось избегнуть. Принудительное право не допускает произвола, усмотрения тех, к кому он относится». Я. М. Магазинер, одним из первых указал на публичный интерес как основу появления императивных норм и публичного права в целом. В свою очередь, подчеркивает Я. М. Магазинер, восполнительные (т. е. диспозитивные) нормы обязательны только в случае, когда нет распоряжения на данный случай со стороны лица, которое на это имеет право: «Восполнительный закон сам по себе не обязателен к непременному исполнению, а обязателен только на случай отсутствия какого-либо распоряжения личности, на случай, которого она не предвидела или не желала считаться с его наступлением». Автор объясняет обилие таких норм в сфере гражданского права, в особенности договорного права, тем, что именно здесь, в гражданских правоотношениях «закон предоставляет гражданину свободу частной автономии, т. е. самостоятельное право на урегулирование своих правоотношений с другими, и уж только тогда, когда лицо не воспользовалось этой автономией, закон решает за него, как поступить в обстоятельствах, которых оно не предвидело или не урегулировало».




Диспозитивность в налоговом праве. Монография

В монографии проанализирована общемировая тенденция усиления диспозитивных начал в налоговых системах России и зарубежных стран. Рассмотрены проблемы дискреционного усмотрения налоговых органов. Значительное внимание уделено внедрению новых моделей и технологий налогового администрирования, основанных на взаимной заинтересованности, доверии, транспарентности и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Книга предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических вузов и специальностей.

239
 Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

Демин А.В. Диспозитивность в налоговом праве. Монография

В монографии проанализирована общемировая тенденция усиления диспозитивных начал в налоговых системах России и зарубежных стран. Рассмотрены проблемы дискреционного усмотрения налоговых органов. Значительное внимание уделено внедрению новых моделей и технологий налогового администрирования, основанных на взаимной заинтересованности, доверии, транспарентности и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Книга предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических вузов и специальностей.

Внимание! Авторские права на книгу "Диспозитивность в налоговом праве. Монография" ( Демин А.В. ) охраняются законодательством!