Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Борьба с криминальными рынками в России. Монография

Борьба с криминальными рынками в России. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.02.2015
ISBN: 9785392186228
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Общая характеристика организованной преступной деятельности и криминальных рынков. Правовые основы борьбы. § 1. Постановка проблемы и методика оценки масштабов криминальных рынков товаров и услуг

§ 2. Конституционные и международно-правовые основы борьбы с криминальными рынками. Положения международных правовых документов о взаимодействии государств в борьбе с ними

§ 3. Организованная преступность в России: понятие, состояние, структура, динамика и результаты реагирования

§ 4. Общая характеристика криминальных рынков. Современные проблемы борьбы с незаконным оказанием услуг

§ 5. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с криминальными рынками

Глава II. Криминальный рынок наркотиков (наркобизнес). § 1. Правовое и экономическое содержание индустрии наркобизнеса

§ 2. Состояние, динамика и тенденции криминального рынка наркотиков (наркобизнеса) в России

§ 3. Меры борьбы с криминальным рынком наркотиков

§ 4. Контрабанда наркотиков в Россию и меры по усилению борьбы с ней

Глава III. Незаконная миграция и торговля людьми. § 1. Состояние криминальных рынков незаконной миграции и торговли людьми

§ 2. Механизм функционирования

§ 3. Практика борьбы

§ 4. Структуры легального бизнеса как обязательный элемент криминальных рынков торговли людьми и незаконной миграции

§ 5. Направления борьбы с криминальными рынками незаконной миграции и торговли людьми

Глава IV Криминальный рынок природных ресурсов и алкогольной продукции. § 1. Криминальный рынок водных биоресурсов

§ 2. Криминальный рынок лесных ресурсов

§ 3. Криминальный рынок контрафакта продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения

§ 4. Криминальный рынок производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

§ 5. Направления борьбы с криминальными рынками природных ресурсов и алкогольной продукции

Глава V Борьба с рынком легализации преступных доходов. § 1. Состояние рынка легализации преступных доходов

§ 2. Факторы, влияющие на рынок легализации преступных доходов

§ 3. Меры, направленные на борьбу с рынком легализации преступных доходов

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Криминальный рынок контрафакта продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения


Контрафакция – (франц. contrefaction – подделка) появилась на заре развития человечества с возникновением товарного, а затем товарно-денежного обмена. Его основой явилось стремление некоторой части людей больше получать и меньше отдавать. Вместе с тем несправедливый товарный обмен не всегда был преднамеренным, а был следствием незнания его сторонами действительной стоимости обмениваемых товаров. Так, русские купцы в обмен на металлические изделия, продукты питания, водку («огненную воду») за бесценок скупали у народов Восточной Сибири и Крайнего Севера дорогие меха (куницы, соболя и др.), европейские мореплаватели обменивали дешевые бусы, зеркальца и другие недорогие товары на натуральный жемчуг народов Африки и др. Отсутствие государственных мер ответственности за обман покупателей влекло применение мер общественного воздействия, а в ряде случаев достаточно жесткого наказания. Так, в Германии булочников, подмешивающих в тесте вредные примеси, сажали в клетку и до трех раз окунали в воду, а также иногда заставляли съедать поддельные продукты или пить некачественные напитки (квас, пиво, вино и др.). Постепенно в передовых странах общественность начинает осознавать необходимость государственного правового регулирования норм и правил, регламентирующих деятельность по предупреждению и наказанию за производство и реализацию фальсифицированных товаров.


Меры наказания, предусматриваемые в разных странах за подделку товаров, устанавливались разные и зависели от степени тяжести наносимого вреда потребителям: от штрафов до ареста, лишения гражданских прав, почетных званий и даже тюремного заключения более шести месяцев. Это были более гуманные меры наказания по сравнению с теми, которые применялись в средние века, когда фальсификаторы предавались смертной казни. Так, в Германии за подделку пива отрубали голову, в России – били кнутом, ссылали на каторгу, а при многократной вине применялась и смертная казнь.


Сенатским Указом Петра I от 18.09.1713 было приказано: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явиться больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы того мясники не делали».


В Указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явиться какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы». Надзор за качеством продуктов питания был возложен на полицию, которая должна следить также за ценами продуктов на рынках: «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе» (Указ 1756 г.).


В законодательстве, направленном на борьбу с мошенничеством поддельных и опасных для здоровья продуктов питания, упоминались продукты, которые чаще всего подделывались – мясо и хлеб (в 1845 г.), жиры и коровье масло (в 1891 г.), в дальнейшем пчелиный мед, кофе, мука, молоко, пиво, сахарин, чай и др.


В 1890 г. был принят закон, согласно которому наказанию виновные подвергались не только за реализацию поддельных продуктов, но и за их хранение. Предусматривался штраф в сумме триста рублей или трехмесячный арест. Надзор за качеством продукции осуществлялся лишь отдельными энтузиастами, проверки проводили изредка и чаще всего когда возникал скандал кем-то из высших персон.


Стараясь избежать наказания, мошенники изощрялись подделывать продукты питания таким образом, чтобы особенно не ухудшались их питательные ценности и не причиняли бы тяжелого вреда для здоровья. Например, молоко частенько разбавляли известкой, разведенной в воде; деликатесную икру вымачивали в пиве, отчего она прибавляла в весе без изменения ее вкуса; для подкрашивания цвета чая использовались добавки в виде солей меди, индиго, берлинской лазури, а улучшения вкусовых качеств в чай подмешивали сушеную траву кипрея, листья тополя, земляники и др. Для продажи такого поддельного чая в магазинах упаковку досыпали песком, а иногда и свинцовыми опилками.


Каждый этап развития страны характеризуется разной степенью внимания государственных органов к проблеме обнаружения и/или предупреждения фальсификации вследствие уменьшения или возрастания ее остроты.


В СССР с введением государственной монополии и контроля за производством и торговлей, а также жестких репрессивных мер (вплоть до расстрела за вредительство) наказания объем, производство контрафактных товаров стал невысоким, поскольку особой выгоды от их производства у руководителей государственных предприятий не было, а привлечение к уголовной ответственности и наказанию было в целом неотвратимым.


С началом перестройки и переходом к рыночной экономике в России положение дел с подделкой товаров резко ухудшилось. Появление кооперативов, индивидуальных предпринимателей, предприятий разных форм собственности, ослабление и частичная ликвидация органов государственного контроля привели к резкому подъему выпуска и реализации контрафактных товаров. Стали процветать подделки торговых марок и страны происхождения, а также реализация некачественных товаров, выдаваемых за качественные.


Принятие ряда нормативных правовых актов, снимающих ограничения по идентификации товаров и услуг при их реализации, также стало способствовать росту фальсификации товаров.


По существу, официально была введена норма о том, что заявитель самостоятельно, в добровольном порядке идентифицирует представляемую на сертификацию продукцию. Высокая стоимость сертификационных услуг стала побуждать мелких и средних производителей покупать «по дешевке» у коррумпированных органов по сертификации поддельные сертификаты, в том числе без лабораторных испытаний образцов и без идентификации.


Одновременно численность органов государственного контроля по проверке обязательных требований, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», была настолько сокращена, что они могли проверить менее 0,0001 процента всех реализуемых товаров.


Все эти причины привели к тому, что к концу XX в. объем контрафактной продукции по отдельным группам товаров достиг 70%.


Несмотря на совершенствование законодательства по осуществлению идентификации, обнаружения и/или предупреждения выпуска и реализации контрафактных товаров и правоприменительной практики по противодействию распространения такой продукции, гармонизации законодательства России с международными требованиями, объемы производимых некачественных и фальсифицированных товаров не уменьшаются, вопросы, связанные с активизацией борьбы с контрафактной продукцией, остаются актуальными.


Производство и распространение контрафактной продукции является серьезной проблемой не только для России, но и проблемой общемирового характера.


Объем мирового рынка контрафактной продукции, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет около 650 млрд долл. США. При этом имеется тенденция устойчивого и существенного роста оборота поддельной продукции. К 2015 г. объем мирового рынка контрафактной продукции может достичь 1,5 трлн долл. США.


По мнению экспертов, больше половины контрафакта реализуется по легальным торговым каналам, в связи с чем около 80 процентов потребителей сталкиваются с товарами, опасными для здоровья.


Так, Интерпол совместно с Европолом провели в декабре 2013 – январе 2014 гг. в Европе, Африке и Азии масштабную операцию по выявлению контрафактных продуктов питания. В общей сложности проверкой было охвачено 33 государства. Полицейские в разных странах изъяли 20 т поддельных пряностей и специй, около 45 т молочных продуктов, примерно 80 тыс. шоколадных батончиков и свыше 130 тыс. л фальшивого масла и уксуса.


Страны двадцатки (G20) ежегодно тратят около 20 мдрд долл. США для компенсации ущерба, нанесенного контрафактными товарами, налоговые потери составляют около 90 млрд долларов США.


В России из продуктов питания чаще всего подделываются мясные продукты (колбаса, консервы), молочные (в основном сливочное масло), чай и кофе. Но бесспорное лидерство по контрафакту принадлежит водке и минеральной воде, на долю которых в некоторых регионах приходится до 80 процентов от всего объема данных товаров.


Вред, наносимый производством и распространением контрафактной продукции, причиняет:


– ущерб престижу страны, ухудшение инвестиционного климата;


– ущерб экономике в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджет государства и внебюджетные фонды; подрыв честной конкуренции;


– ущерб здоровью потребителей;


– ущерб владельцам авторских прав;


– ущерб обществу, причиняемый ростом и развитием преступности.


Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике, в том числе в сельскохозяйственной сфере деятельности, является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по своим масштабам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. Фактически границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую практически не существует вообще. Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и теневиком. Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета. Одновременно теневики используют существующую официальную инфраструктуру, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой и некоммерческой информации. Результатами деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги.


Практически беспрепятственная реализация контрафактной пищевой продукции возможна также вследствие неинформированности потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции. Это связано также с низким уровнем доходов населения и недостатками работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т.д.


Количество контрафакта в стране подходит к критической отметке. По данным экспертов МВД России, доходы от реализации контрафактных товаров сопоставимы с прибылями наркобизнеса. Российская Федерация занимает «почетное» второе место среди мировых фальсификаторов продукции. На первом месте находится Китай.


Вместе с тем Россия – далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Большие объемы контрафактной пищевой продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, в том числе в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения.


К сожалению, система надлежащего регулятора, обеспечивающего выявление фальсифицированных и некачественных продуктов в России, в настоящее время еще не создана.


Контроль качества пищевой продукции настолько несовершенен, что техрегламенты и ограничения на практике не только не соблюдаются, но и не контролируется. После отмены ГОСТов должны были появиться до 300 техрегламентов, но реально их не более 30, а остальная продукция производится по техническим условиям, которые устанавливают сами производители.


Отечественные лаборатории в России фактически обеспечивают только микробиологическую и радиационную безопасность продукции. Так, в российских лабораториях продукты проверяют лишь на наличие четырех пестицидов, а остальные 450, которые при превышении концентрации оказывают негативное влияние на здоровье и запрещены к применению, не выявляются.


Из 35–40 антибиотиков, применяющихся в сельском хозяйстве, продукты проверяются на 4–5 антибиотиков. В Америке контролируется 3 тысячи пищевых добавок, в России из разрешенных 476 добавок (консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов) отсутствует контроль ни за одной. Вместе с тем, по утверждению экспертов, человек в год употребляет от 2,5 до 9 кг вредных веществ, не относящихся к продуктам питания.


Гербециды, диоксины и вредные пищевые добавки имеют крайне высокий токсический потенциал, поскольку, попав в организм человека, они могут вызывать тяжелейшие поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания.


Так, добавление в Китае в молоко меламина, повышающего концентрацию белка, привело к отравлению десятков тысяч человек, при этом число детей, пострадавших от употребления молочной продукции с содержанием этого химиката, превысило 53 тысячи. Шестеро детей погибли.


В условиях Таможенного союза (далее – ТС) и Всемирной торговой организации (далее – ВТО), когда границы России открыты для импорта, только создание адекватного законодательства и надлежащей системы контроля безопасности пищевой продукции сможет защитить население от недоброкачественных и контрафактно опасных продуктов питания.


Обеспечение населения безопасными пищевыми продуктами является глобальной проблемой человечества, что связано с устойчивой динамикой роста численности населения в мире (за последние 20 лет население планеты увеличилось более чем на 1,4 млрд человек и в 2013 г. приблизилось к 7,2 млрд), а также с кризисом производства продовольствия.


Кризисные явления в мировой продовольственной системе во многом обусловлены сокращением площадей, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур. Ежегодно из-за ухудшения окружающей среды выбывает из оборота от 5 до 10 млн га земли и еще 19,5 млн га в результате развития промышленности и рынка недвижимости.


В России в агропромышленном комплексе разрушены его материально-техническая база, социальная инфраструктура села. Из сельхозоборота выведено 36 млн га сельхозугодий (или 1/6 часть), в том числе почти 2 млн га мелиоративных земель. До уровня конца 1940-х – начала 1950-х гг. сократилось поголовье скота, 88% предприятий убыточны, кредитная задолженность сельского хозяйства в 1,6 раза превышает всю выручку от реализации продукции. Производство в сельхозпредприятиях уменьшилось почти на две трети, а в целом по сельскому хозяйству – на 43%.


Способствуют кризисным явлениям в продовольственной сфере также общеполитические, общеэкономические и другие факторы. Таким образом, в современных условиях обеспечение продовольственной безопасности имеет первоочередное государственное значение.


В сфере обеспечения продовольственной безопасности продукции сельскохозяйственного назначения выявляются многочисленные нарушения, о чем свидетельствуют материалы проверок, проводимых таможенными органами, прокурорами, Россельхознадзором и другими контролирующими органами.




Борьба с криминальными рынками в России. Монография

В монографии посредством рассмотрения наиболее распространенных видов криминальных рынков предлагаются принципиально новые, перспективные направления борьбы с организованной преступностью как явлением, становление и развитие которого влечет активизацию теневой и неформальной деятельности, коррупции, незаконного лоббирования, протекционистских усилий региональных властей, снижает конкурентоспособность легальных хозяйствующих субъектов, приводит к недополучению бюджетами различных уровней значительных финансовых средств и другим неблагоприятным последствиям.<br /> Данная монография рекомендуется сотрудникам правоохранительных органов, законодателям, судьям, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами борьбы с преступностью.

319
Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Борьба с криминальными рынками в России. Монография

Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Борьба с криминальными рынками в России. Монография

Юридическая Под ред. Меркурьева В.В. Борьба с криминальными рынками в России. Монография

В монографии посредством рассмотрения наиболее распространенных видов криминальных рынков предлагаются принципиально новые, перспективные направления борьбы с организованной преступностью как явлением, становление и развитие которого влечет активизацию теневой и неформальной деятельности, коррупции, незаконного лоббирования, протекционистских усилий региональных властей, снижает конкурентоспособность легальных хозяйствующих субъектов, приводит к недополучению бюджетами различных уровней значительных финансовых средств и другим неблагоприятным последствиям.<br /> Данная монография рекомендуется сотрудникам правоохранительных органов, законодателям, судьям, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами борьбы с преступностью.

Внимание! Авторские права на книгу "Борьба с криминальными рынками в России. Монография" (Под ред. Меркурьева В.В.) охраняются законодательством!