|
ОглавлениеМожет ли гомосексуалист стать православным священником? Мужчина и женщина в Книге Бытия Может ли женщина быть священником? Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПост и брак«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Казалось бы, все привычно. Но если взять в руки греческий оригинал, то русского читателя ждет несколько открытий. Первое — «должное благорасположение» — это попытка неперевода ныне и так общеизвестного выражения «супружеский долг». Буквально: «Муж жене должное пусть отдает». По-латыни именно так это и звучит: uxori (жене) vir (муж) debitum (должное) reddat (воздает). Отсюда и произошла знаменитая идиома. Второе — «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Но слова «в посте» в древнейших рукописях нет. Авторитетный современный текстолог-библеист Б. Мецгер говорит, что это добавлено в аскетических целях. «Прибавка “для поста” имеется только в очень малом количестве рукописей». Ни латинский, ни древнеармянский тексты Нового Завета этой вставки не знают. Похоже, что в патристической литературе упоминание о посте в этой апостольской фразе встречается начиная лишь с преподобного Иоанна Дамаскина. В этой связи стоит обратить внимание на отсутствие слова «пост» в 3-м правиле святого Дионисия Александрийского: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть» (курсив мой. — Авт.) и в 13-м правиле святого Тимофея Александрийского: «Вопрос. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ. Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Третье — слово «упражнение» () означает в классическом греческом языке досуг, занятие в свободные часы, чтение. Школьники могут возрадоваться: русское слово «школа» изначала обозначало отдых… В Мф. 12, 44 незанятый дом — . В латинском переводе Рим 7, 6 читаем vacetis (в этом корне нетрудно узнать «вакансию» — свободное место — и «вакации» — каникулы). Внимание! Авторские права на книгу "Женские вопросы к церкви" (Кураев А.В.) охраняются законодательством! |