Юридическая Под ред. Алексеева И.А., Цапко М.И. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.10.2017
ISBN: 9785392250400
Язык:
Объем текста: 142 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и особенности юридической ответственности органов и должностных лиц публичной власти

Глава 2. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц публичной власти

Глава 3. Муниципально-правовая ответственность органов и должностных лиц публичной власти

Глава 4. Административная ответственность органов и должностных лиц публичной власти

Глава 5. Уголовная ответственность органов и должностных лиц публичной власти

Глава 6. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц публичной власти

Глава 7. Международно-правовая ответственность органов и должностных лиц публичной власти



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц публичной власти


Первой отраслью права, воспринявшей термин «ответственность», было именно государственное право, поскольку в отечественном законодательстве он впервые встречается в Указе Петра I «О власти и ответственности Сената» от 2 марта 1711 г.


Необходимо констатировать, что в настоящее время конституционно-правовая ответственность в целом сформировалась как институт публичного права и элемент системы гарантий конституционного строя, но несмотря на это данный вид ответственности является относительно новым явлением в российском праве. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Р. М. Дзидзоева о том, «что теория конституционно-правовой ответственности стала развиваться, главным образом, в постсоветский период».


В то же время формирование института конституционно-правовой ответственности является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным демократическим обществом и государством. Ведь главное назначение конституционно-правовой ответственности — защита Конституции РФ. Это весьма важно, поскольку она закрепляет и охраняет наивысшие социальные ценности, основы организации общества и государства, функционирования публично властных структур, правовой статус личности.


Прежде чем мы перейдем к подробному рассмотрению вопросов конституционно-правовой ответственности, необходимо рассмотреть источники конституционного права.


В вопросе о сущности конституционно-правовой ответственности исследователи исходят из двух подходов. В широком смысле за нарушение норм конституционного права конституционно-правовая ответственность включает меры различных отраслей права: уголовного, финансового, налогового, соответственно шире и круг источников, и круг оснований конституционной ответственности. В узком смысле под санкциями конституционно-правовой ответственности понимается отстранение от должности определенного лица за конституционное правонарушение, поэтому круг источников включает Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Соответственно к конституционно-правовым правонарушениям относят лишь нарушение конституционно-правовых норм. Но количество субъектов правоотношений в широком смысле значительно меньше, чем в узком смысле, где к субъектам конституционно-правовой ответственности могут быть причислены все, способные нарушить нормы конституционного права.


Полагаем, что большинство исследователей-конституционалистов придерживаются второй точки зрения. Сторонники «широкого» понимания исследуемого вида ответственности, в отличие от «узкого», лишают конституционно-правовую ответственность присущей ей самостоятельности и обособленности. Кроме того, уголовные санкции в отношении должностных лиц, занимающих высшие государственные должности, возможно применить лишь в случае лишения неприкосновенности, таким образом, надо различать уголовные санкции от конституционно-правовых.


Тем не менее, вопрос об источниках конституционного права решается учеными-теоретиками права достаточно единообразно. Важнейшим источником права является Конституция РФ 1993 г., закрепившая основы конституционного и государственного устройства, нормы-принципы и основополагающие нормы всех видов юридической ответственности. Развивают положения Конституции РФ и устанавливают процедуру применения норм федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.


Давая характеристику источникам конституционного права, исследователи отмечают, что нормы конституционного права носят общий характер, имеют недостаточно четкие формулировки, что позволяет различную трактовку как прав и обязанностей сторон, так и самой процедуры применения к субъектам конституционно-правовых санкций. Типичным явлением следует считать и наличие пробелов в законодательстве.


Например, ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, закрепляющая право Президента РФ отправить Правительство РФ в отставку, не содержит норм о том, какие действия Правительства РФ будут считаться конституционно-правовым правонарушением. В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» также не раскрывается данная норма Конституции РФ, вышесказанное позволяет считать отставку Правительства РФ мерой не правовой, а скорее политической ответственности.


Кроме того, источники конституционно-правовой ответственности не систематизировались и имеют разрозненный характер. Не в лучшую сторону сказывается отсутствие единого нормативного акта, где четко прописывались бы виды конституционных правонарушений, их основания, виды субъектов права, перечислялись бы меры конституционно-правовой ответственности. Но некоторые исследователи считают, что время создавать подобные акты еще не пришло, тем более что не систематизированы нормы о конституционной ответственности и конституционно-правовой ответственности различных субъектов права, что диктует необходимость принять в первую очередь ряд федеральных законов об ответственности органов государственной власти, о конституционных обязанностях граждан и их объединений и т. п.


Соглашаясь с Н. М. Колосовой о необходимости систематизировать нормы о конституционно-правовой ответственности, мы не можем согласиться в части того, что принятие федерального конституционного закона возможно только в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, но указаний о конституционной ответственности там не содержится.


Проанализировав источники конституционно-правовой ответственности, можно констатировать, что они нуждаются не только в систематизации, но и в придании им четкой структуры, а в конечном итоге — в разработке и принятии унифицированных правовых актов.


Конституционно-правовая ответственность наряду с другими элементами механизма защиты и охраны Конституции РФ направлена на обеспечение стабильности конституционного строя, сбалансированности прав и обязанностей участников конституционных правоотношений. Она предполагает возможность применения мер принуждения со стороны государства в случае совершения конституционного деликта, что означает негативную оценку противоправного поведения, дисциплинирует субъектов конституционно-правовых отношений, побуждает их к надлежащему исполнению своих обязанностей, выполняет превентивную функцию.


Необходимо отметить, что не всякая ответственность за нарушение норм конституционного права является конституционно-правовой. Конституция РФ содержит прямые запреты, ответственность за нарушение которых обеспечивается иными нормативно-правовыми актами.


Так, например, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется федеральным законом. Ответственность за нарушение данного конституционного запрета установлена в ст. 278 Уголовного кодекса РФ. Это связанно со специфическим статусом Конституции РФ. Являясь ядром всей правовой системы Российской Федерации, Конституция РФ закрепляет нормативные установления общего характера, которые затем детализируются иными нормативно-правовыми актами.


Обособление данного вида юридической ответственности обусловлено также особым предметом и методом регулирования; важными функциями государственного права, особой значимостью конституционных норм и процедурой их реализации в жизни общества.


Следует отметить, что одним из вопросов, не имеющих однозначного разрешения в научной литературе, является проблема корректного наименования ответственности в сфере конституционно-правового регулирования. При обозначении рассматриваемого правового феномена используются следующие термины: «конституционная ответственность», «конституционно-правовая ответственность» и «государственно-правовая ответственность».


Что касается понятия «государственно-правовая ответственность», то оно употреблялось в 70–80-е гг. ХХ в., что было связано с соответствующим наименованием отрасли права как «государственное право». Вследствие этого термины «государственно-правовая ответственность» и «конституционно-правовая ответственность» являются тождественными, поскольку в связи с конституционализацией общественных отношений указанная отрасль получила наименование «конституционное право».


В вопросе соотношения понятий «конституционная ответственность» и «конституционно-правовая ответственность» в научной литературе имеются различные мнения.


По мнению Н. А. Бобровой и Т. Д. Зражевской, в отличие от конституционно-правовой ответственности, являющейся исключительно разновидностью юридической ответственности, конституционная ответственность объединяет политическую, моральную и юридическую ответственности. Данное обстоятельство позволило им сделать вывод о том, что «объем понятия «конституционная ответственность» по своим социально-политическим «емкостям» не может быть исчерпан юридическим понятием государственно-правовых мер ответственности».


О. Е. Кутафин, выступая против противопоставления конституционной ответственности и конституционно-правовой ответственности, в частности, отмечает, что, несмотря на ярко выраженный политический характер, социальные нормы, будучи выраженными в юридическом акте, которым является Конституция, становятся юридическими нормами.


Кроме того, некоторые исследователи термином «конституционная ответственность» охватывают лишь случаи ответственности органов государственной власти, предусмотренные непосредственно Конституцией РФ, иначе речь будет идти о конституционно-правовой ответственности.


По мнению С. А. Авакьяна, конституционное право не исчерпывается конституциями, содержит огромный перечень иных источников, он обосновывает предпочтительность использования термина «конституционно-правовая ответственность».


Вполне справедливо, на наш взгляд, А. А. Кондрашов говорит о нежелательности столь жесткого разделения указанных понятий, тем более что большинство авторов используют оба указанных термина, подразумевая под ними единое содержание.


Несмотря на то что на сегодняшний день сам факт существования института конституционно-правовой ответственности фактически никто не ставит под сомнение, следует констатировать, что в большинстве учебников по конституционному праву либо вообще ничего не говорится о данном виде ответственности, либо эти вопросы освещаются достаточно фрагментарно.


По мнению Н. М. Колосовой, причинами, которые тормозили и тормозят включение конституционно-правовой ответственности в традиционный набор видов юридической ответственности, как в научном плане, так и в нормативной фиксации, являются особенности конституционно-правовых отношений.


Во-первых, это их комплексный, многоплановый характер, в связи с которым конституционно-правовая ответственность может носить характер ответственности власти в целом перед гражданами, ответственности конкретных органов должностных лиц, ответственности физических и юридических лиц, а отсюда остро ставятся вопросы разграничения конституционно-правовой и политической, гражданско-правовой и административной ответственности.


Во-вторых, это латентный (скрытый) характер конституционно-правовых отношений: чтобы выявить конституционно-правовое правонарушение (конституционный деликт), необходим комплексный анализ конституционных норм.


В-третьих, имеют место особенности санкций (большинство из них, например, отмена актов, психологически бывает сложно воспринять как санкцию).


Конституционно-правовая ответственность, как и любая иная юридическая категория, объективно требует своей детерминации, дефинитивного определения. На сегодняшний день в науке конституционного права нет единого общепризнанного определения конституционно-правовой ответственности. Поэтому, в первую очередь, необходимо разобраться, какой термин является наиболее правильным — «конституционная ответственность» или «конституционно-правовая ответственность». Так как в Конституции РФ нормы конституционного права содержатся лишь в общем виде и раскрываются в других правовых актах, где, например, устанавливается процедура и санкции за конституционное правонарушение, термин «конституционно-правовая ответственность» является, по нашему мнению, более корректным.


Несмотря на ряд особенностей, конституционно-правовая ответственность имеет ряд признаков, характеризующих ее как самостоятельный вид юридической ответственности, что является типичным для всех видов правовой ответственности. К таким признакам мы причисляем:


‒ государственно-принудительный характер, который может носить черты как физического, так и психического принуждения;


‒ основанием для конституционно-правовой ответственности, так же как и других, служит совершение правонарушения;


‒ реализация конституционно-правовой ответственности возможна только после установления наличия в действиях лица состава правонарушения;


‒ правонарушитель всегда является обязанной стороной, ибо он обязан претерпевать лишения, предусмотренные соответствующей санкцией.


И тем не менее, наряду с общими признаками существуют и особенные, позволяющие выделить конституционную ответственность в самостоятельный вид. Закрепление этих особых признаков в юридической дефиниции выявило несколько точек зрения.


Л. А. Нудненко отмечает, что «наряду с перечисленными признаками, характерными для любых видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность, будучи самостоятельным видом юридической ответственности, имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями предмета правового регулирования конституционного права, а именно:


‒ наличие собственных юридических источников: Конституция РФ; федеральные законы; конституция (уставы) и законы субъектов Российской Федерации; регламенты законодательных органов государственной власти Российской Федерации, предусматривающие конституционно-правовую ответственность;


‒ наличие конституционно-правовых деликтов, суть которых заключается в нарушении вышеперечисленных норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность;


‒ специфичность санкций, свойственных для конституционно-правовой ответственности: досрочное прекращение полномочий, запрет занимать определенные должности, отставка, досрочный отзыв депутатов и др.;


‒ каждой санкции в конституционно-правовой ответственности соответствует присущая ей процедурная форма применения, нет единого для всех санкций конституционно-правовой ответственности порядка назначения и исполнения;


‒ среди санкций конституционно-правовой ответственности преобладают не карательные, а предупредительные;


‒ специфический круг субъектов конституционно-правовой ответственности, среди которых: государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, общественные объединения, должностные лица, граждане».


С. А. Авакьян определяет конституционно-правовую ответственность, закрепленную нормами Конституции РФ, как обязанность правонарушителя отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения конституционно-правовым нормам, которая выражается в санкциях со стороны государства.




Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Монографическое исследование, которое вы держите в руках, посвящено последовательному рассмотрению отраслевых видов юридической ответственности органов публичной власти и их должностных лиц: конституционно-правовой, муниципальной, административной, уголовно-правовой, гражданско-правовой и международно-правовой. Значительное внимание уделено и определению субъекта – юридическому исследованию органов публичной власти и их должностных лиц.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, государственных и муниципальных служащих, иных правоприменителей и всех интересующихся вопросами юридической ответственности органов власти и их должностных лиц.

139
 Под ред. Алексеева И.А., Цапко М.И. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Под ред. Алексеева И.А., Цапко М.И. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Под ред. Алексеева И.А., Цапко М.И. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография

Монографическое исследование, которое вы держите в руках, посвящено последовательному рассмотрению отраслевых видов юридической ответственности органов публичной власти и их должностных лиц: конституционно-правовой, муниципальной, административной, уголовно-правовой, гражданско-правовой и международно-правовой. Значительное внимание уделено и определению субъекта – юридическому исследованию органов публичной власти и их должностных лиц.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, государственных и муниципальных служащих, иных правоприменителей и всех интересующихся вопросами юридической ответственности органов власти и их должностных лиц.

Внимание! Авторские права на книгу "Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти. Монография" (Под ред. Алексеева И.А., Цапко М.И.) охраняются законодательством!