Юридическая Радько Т.Н. Теория функций права. Монография

Теория функций права. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.04.2014
ISBN: 9785392158287
Язык:
Объем текста: 295 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Методология исследования функций права. § 1. Значение и некоторые особенности исследования функций права на современном этапе развития юридической науки

§ 2. Возникновение и развитие учений о функциях права

§ 3. Философский (всеобщий) метод познания функций права

§ 4. Общенаучные методы познания функций права

§ 5. Частнонаучные методы познания функций права

Глава II. Функции права — проявление его сущности и социального назначения. § 1. Взаимосвязь сущности, содержания и функций права

§ 2. Социальное назначение права

Глава III. Понятие и классификация функций права. § 1. Понятие функций права

§ 2. Критерии (основания) классификации функций права

Глава IV. Основные (собственно-юридические) функции права. § 1. Регулятивная функция права

§ 2. Охранительная функция права

Глава V. Неосновные функции права. § 1. Компенсационная функция

§ 2. Восстановительная функция

§ 3. Ограничительная функция

Глава VI. Функции правовых норм



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА


§ 1. Понятие функций права


Известно, что одной из важных методологических предпосылок успешного научного исследования является выработка понятия, правильно выражающего сущность исследуемого предмета.


Юридическая наука создала большую систему юридических понятий, отражающих различные стороны сущности и формы права. Эти понятия с одной стороны закрепляют достигнутый уровень познания права, с другой, являются своего рода исходными ступенями для дальнейших исследований, для выработки новых категорий, понятий и определений, отражающих многостороннее проявление сущности права.


К сожалению, в литературе нет единого взгляда на понятие функций права и единого подхода к их классификации, что в известной мере отрицательно сказывается на их исследовании, т. к. отсутствие четкого научного понятия и единого критерия классификации всегда усложняет познание исследуемого объекта.


Убедиться в этом не представляет особого труда, если проанализировать источники (книги, учебники, статьи, в которых рассматривается категория «функция права»).


Подобная многочисленность смыслов понятия «функция права» может привести в конечном счете к упущению его действительного назначения, неверному определению его места в понятийном аппарате юридической науки, снижению его научной ценности.


Ведь познание права должно протекать адекватно правовой действительности, соответственно ее развитию. Поэтому правовые категории, отражающие закономерности правового развития, не являются простыми формальными его отражениями. По своему содержанию, в конечном итоге, они объективны и развиваются в направлении все более полного и точного отражения правовой действительности.


Правовые категории — это содержательные, предметные, научные представления, которые должны воспроизводить идеально (в мышлении) объективную суть реальных процессов и отношений правовой действительности и выражать их специфически качественную правовую определенность.


Для исследования в качестве исходного пункта всегда очень важно установить правильную формальную дифеницию, поскольку она позволяет наметить те рамки, в которых мы сможем затем углубиться в сущность предмета, отражаемого данным понятием, и за пределы которых мы не должны выходить во избежание элементарных логических ошибок.


На важность установления правильного понятия изучаемого явления обращал внимание еще Б. Спиноза. Он писал: «Требуется такое понятие вещи, или определение, чтобы из него, когда она рассматривается одна, а не в соединении с другими, можно было вывести все свойства вещи».


Хотя здесь допущено некоторое преувеличение действительной роли понятия, нельзя не обратить внимания на подчеркивание Спинозой важной методологической функции научного понятия, состоящей в ее основоположности для вытекающих свойств и явлений отображаемого объекта.


Поэтому еще раз приходится отметить, что формулирование понятия функции права имеет важное значение в плане методологическом. От того, как определять функции права, зависит и вопрос как их изучать, что в них главное, что второстепенное, чем они сходны с близкими понятиями и чем существенно отличаются от них.


Руководствуясь положением о роли понятий в познании мира можно сказать, что правовые категории — это ступеньки выделения правовой действительности, узловые пункты, помогающие познавать ее и овладевать ею. Правильно образованное, подлинное научное, новое понятие обладает большой ценностью, но его понятийно-служебная роль проявляется в полную силу лишь с того момента, когда оно начинает функционировать в качестве одного из звеньев научного аппарата, в системе и наряду с другими понятиями, отражающими качественно-определенную сторону объективной реальности.


Если бы при исследовании права не использовались новые категории, мы не смогли бы переходить от познанных правовых явлений к непознанным (что является необходимым моментом процесса познания вообще). Ведь объективная реальность — это не только то, что познано, но и то, что еще не познано.


Как появление всякого понятия, так и создание понятия «функция права» в ходе развития человеческого познания факт не случайный, а необходимый. Необходимость его возникновения обусловлена тем обстоятельством, что развитие общей теории права, а также и отдельных отраслей юридической науки, раскрывает новые стороны, связи и отношения между общественными отношениями и правом, которые уже не могут быть объяснены существующими в юридической науке понятиями.


Диалектический подход позволяет утверждать, что каждое понятие — продукт исторически развивающегося познания, которое, поднимаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких понятиях, совершенствует, уточняет старые и формулирует новые понятия. Именно поэтому понятия не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития, изменения, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности.


Вопрос о функциях различных социально-экономических явлений неоднократно рассматривался в работах философов, экономистов, юристов. К. Маркс писал о функциях капитала, денег. Ф. Энгельс указывал на социальную функцию государства. В.И. Ленин утверждал, что эксплуататоры нуждаются в двух функциях — попа и палача. В его работах также имеются указания на функции государственного аппарата. Подход основоположников диалектического материализма к познанию функций рассматриваемых общественных явлений не абстрактный, а конкретно-исторический. Вопрос о социальных функциях они рассматривают в тесной связи с классово-политическими отношениями, преодолевая тем самым идеализированный подход к реальным общественным отношениям, свойственный многим западным социологам.


Таким образом, объективность и научность познания функций общественных явлений, означает, что во главе угла должно лежать требование о неразрывной связи функций с сущностью исследуемых общественных явлений. Данное требование полностью относится к исследованию функций государства и права.


В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях, каждая из наук использует эту категорию для отражения и характеристики действия изучаемых явлений.


В математике под функцией понимается зависимость между некоторыми количественными характеристиками. В других науках функция понимается как направленное действие какой-либо системы (кибернетика) работа органа или системы органов (биология).


В юридической науке термин «функция» стал активно употребляться в конце XIX — начале XX вв. для характеристики социальной роли государства и права.


Таким образом, термин «функция» очень многозначен. Он приложим ко всем без исключения динамическим структурам. Это обусловлено многогранностью выражаемых им отношений, а также спецификой познавательных задач тех наук, в которых использовался этот термин (математика, биология, социология). Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.


Наиболее близкое к понятию функция права — функция государства так же рассматривается как основное направление его деятельности.


При анализе любых явлений природы или общества прежде всего возникает вопрос, что представляет собой данное явление в целом, а потом уже исследуются его отдельные стороны, особенности, характер, специфика развития и т. п.. Поэтому прежде чем приступить к исследованию отдельных функций права нужно дать общее определение функции права. А чтобы оно было применимо к другим функциям права (общеотраслевым, неосновным и т. д.) необходимо включить в него все главное, основное, самое существенное.


В то же время следует иметь в виду, что общее определение отражает отдельную функцию не во всей ее полноте, оно охватывает лишь ее основные качества. Поэтому нельзя преувеличивать возможности общего определения оно не может быть безграничным.


Данное требование не учитывает В.Г. Смирнов, считающий, что понятие «функция права» синтезирует задачи и способы регулирования общественных отношений, определяет в единстве цели и методы регулирования. Но поскольку, — далее пишет он, — задачи (цели) и методы (способы) правового регулирования не могут быть поняты без уяснения структуры и содержания предмета, на который воздействует право, постольку понятие функции права фактически отражает в совокупности предмет, задачи и метод регулирования. Понятие функции права, предложенное В.Г. Смирновым, чрезмерно усложнено. В него включаются и цель, и методы, и предмет регулирования, т. е. предлагается очень широкий подход, при котором не трудно упустить качественную особенность, специфику рассматриваемого понятия, — это во-первых. А во-вторых, — есть ли смысл включать в понятие функции права задачи, предмет и метод правового регулирования? Ведь это самостоятельные правовые феномены, имеющие собственное назначение, занимающие строго определенное место в системе категорий общей теории права. Одно дело их взаимосвязь с функциями права и другое их поглощение, как это усматривается из позиции В.Г. Смирнова. Представляется, что включение предмета и метода в качестве структурных элементов функции права приведет к неоправданному усложнению рассматриваемой категории и не приблизит нас к ее пониманию, поскольку получается, что функция права — это нечто составленное из нескольких правовых понятий, а не самостоятельная правовая категория.


На неоправданно разноплановый (разноструктурный) подход B.Г. Смирнова к опредению функции права обращает внимание профессор В.Д. Филимонов. Он правильно пишет, что не следует во внутренней структуре функций права объединять разноплановые элементы — задачи правового регулирования и метод правового регулирования.


Кроме того, если связывать функции права только с правовым регулированием, то это невольно исключает их взаимосвязь с правовым воздействием, которое является одним из решающих компонентов функции права.


Более правильными являются высказывания тех философов, которые считают, что рассмотрение функционирования в отрыве от субстрата, на основе которого оно осуществляется, не может быть беспредельным. (См.: например, А.Н. Кочергин. Моделирование мышления. М., 1968. С. 59).


Именно понимание функции как определенного направления воздействия (а не регулирования) дает возможность выделять у права например, идеологическую функцию. Вот почему позиция В.Г. Смирнова не может быть использована для формулирования понятия функции права и установления ее содержания.


Н.Г. Александров говорит о нормативной функции права, суть которой, по его мнению, — состоит в том, «чтобы предотвращать коллизии между проявлениями инициативы различных лиц, между инициативой одного лица или организации и более общими интересами общества».




Теория функций права. Монография

В работе рассматриваются основные теоретические проблемы исследования функций права в российской и зарубежной юридической литературе.<br /> Анализируются понятие функций права, критерии их классификации, содержания основных и неосновных функций права. Отдельная глава посвящена функциям правовых норм.<br /> Работа может быть полезной преподавателям, научным работникам, аспирантам, магистрам и бакалаврам юридических вузов; всем, кто интересуется вопросами теории государства и права.

279
Юридическая Радько Т.Н. Теория функций права. Монография

Юридическая Радько Т.Н. Теория функций права. Монография

Юридическая Радько Т.Н. Теория функций права. Монография

В работе рассматриваются основные теоретические проблемы исследования функций права в российской и зарубежной юридической литературе.<br /> Анализируются понятие функций права, критерии их классификации, содержания основных и неосновных функций права. Отдельная глава посвящена функциям правовых норм.<br /> Работа может быть полезной преподавателям, научным работникам, аспирантам, магистрам и бакалаврам юридических вузов; всем, кто интересуется вопросами теории государства и права.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория функций права. Монография" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!