|
Социальный бюджет. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Наука |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
13.09.2016 |
ISBN: |
9785392228089 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
341 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Глава 1. Эволюция становления элементов социального бюджета и его теоретической базы в период XVII—XX вв.
Глава 2. Институциональные характеристики социального бюджета: место и роль социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования
Глава 3. Теоретические основы организации социального бюджета и их практическое применение
Глава 4. Методология социального бюджетирования
Глава 5. Практика социального бюджетирования в России
Глава 6. Особенности бюджетного процесса в сфере социальной политики
Глава 7. Финансирование отраслей социальной сферы
Глава 8. Вызовы социальному бюджету в XXI веке и ответы на них
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 8. Вызовы социальному бюджету в ХХI веке и ответы на них
8.1. Теоретические исследования финансовых вопросов межпоколенческих отношений
Вопросы жизнедеятельности людей старших возрастов интересуют широкий круг исследователей и практиков: демографов, социальных психологов, геронтологов, медицинских и социальных работников, экономистов и юристов, философов и социологов. В то же время, как это не парадоксально, но проблемы отношений возрастных групп (поколений) между собой являются предметом эпизодических исследований, и то, как правило, зарубежных авторов.
Например, немецкий философ и социолог Карл Мангейм исследовал вопросы поколенческого стиля поведения, а его соотечественник Ульрих Бек изучал вопросы культурных сдвигов в современном обществе как переход от «серьезности работы» к «серьезности досуга», усиливающих индивидуальные жизненные стили.
Американские ученые в 1970–1990-е годы изучали мотивационные установки различных возрастных групп к сбережениям и выявили ряд закономерностей.
Во-первых, увеличение склонности к сбережениям у лиц предпенсионного возраста.
Во-вторых, снижение возможности личных накоплений граждан с низкими и средними доходами на «старость» при введении систем обязательного социального пенсионного страхования.
В-третьих, быстрый рост обязательств государства перед пожилыми людьми в области пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания, что связанно с увеличением продолжительности жизни американцев на пенсии, который многократно (в 11 раз) превышает размер официального государственного долга США.
Вместе с тем экономические проблемы межпоколенческих отношений на макроуровне ни в странах Запада, ни в отечественной науке не раскрыты. Большинство вопросов в данной сфере изучается узко фрагментарно. В круг вопросов, требующих углубленного изучения, входят: семейные доходы и потребление на протяжении всего жизненного (поколенческого) цикла, объемы сбережений «на старость», виды и структура затрат семей пенсионеров, их достаточность с точки зрения качества жизни, включая затраты на медицинское обслуживание и социальный уход.
Экономические аспекты межпоколенческих отношений на современном языке обозначают термином «межпоколенческие трансферты», под которым понимается обмен различными финансовыми ресурсами, трудовыми затратами и социальными услугами между поколениями, как в семье, в сельской общине, так и в обществе.
В ходе формационных общественных преобразований межпоколенческие контракты пересматриваются. В этой связи важно сопоставить три группы данных о доходах и потреблении различных поколений на отдельных этапах жизненного цикла, включая ретроспективную, текущую и перспективную оценку для трех поколений россиян.
В настоящее время, когда наблюдается развитие феномена старения населения, весьма актуальным вопросом становится разработка концептуальных и методологических подходов для обоснования межпоколенческих трансфертов и пенсионного договора поколений россиян для ХХI века, чему и посвящена данная статья.
Это тем более актуально, что по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам развития системы социальной защиты пожилых людей, состоявшегося 5 августа 2014 года в г. Воронеж, было дано поручению Правительству Российской Федерации разработать и утвердить до 1 июля 2015 года Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста, направленную на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста страны.
Важными направлениями проекта данного документа должно стать повышение качества жизни пожилого населения, совершенствование медицинской помощи и социального обслуживания, пенсионного обеспечения и культурного досуга. Все эти меры потребуют значительных дополнительных финансовых ресурсов, что на фоне увеличения доли пожилых граждан в общей численности населения страны будет изыскать весьма непросто.
В этой связи возникает необходимость применения более совершенных механизмов страхования рисков старости, оценки возможности государства и населения, определения оптимальных механизмов перераспределения ресурсов на протяжении всего жизненного цикла.
Хотя во многих странах в настоящее время доля пожилого населения составляет 20–25% от общей численности, но на них приходится не менее трети, а то и 40% всех бюджетных средств, выделяемых на медико-санитарную помощь и социальное обслуживание.
Проблема особенно обостряется в старших возрастных группах — после 75 лет, когда существенно возрастают риски заболеваний с так называемыми катастрофическими последствиями, вызывающими утрату способности к самообслуживанию, потерю памяти и т. д., а уход за нуждающимися требует крупных ресурсов.
Вот почему пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве экономически развитых стран. Если не будут приняты соответствующие контрмеры, то социальные расходы, связанные с жизнедеятельностью пенсионеров, могут начать сдерживать развитие экономик.
Например, расчеты западных ученых затрат, связанных со старшими группами населения, составляют по странам ОЭСР 15% ВВП, или 35% всех государственных расходов, из которых самой крупной статьей является пенсионное обеспечение граждан, на которое приходится около 9% ВВП (см. табл. 39).
Таблица 39
Совокупные расходы (страховые и бюджетные) на социальные цели в странах ОЭСР в 2000 г., % ВВП
Виды расходов
|
Доля ВВП
|
В том числе доля расходов в бюджетах расширенного правительства, % ВВП
|
Доля «возрастных расходов», % от всех социальных расходов
|
Пенсии
|
9,0
|
21
|
42
|
Здравоохранение
|
6,0
|
14
|
28
|
Образование и пособия на детей
|
6,2
|
15
|
29
|
Всего
|
21,2
|
50
|
100
|
Источник: Dang T., Antolin P., Oxley H. Fiscal Implications of Ageing: Projections of Age-Related Spending // OECD Economics Department Working Papers. 2001. No. 305. Р. 128.
Таким образом, в среднем по странам ОЭСР расходы, связанные с пожилым возрастом, составляли на начало ХХI века более 21% ВВП, или почти половину всех государственных расходов. Существенное преобладание расходов на старших граждан по сравнению с расходами на молодых людей типично для большинства стран. Это дополнительно подтверждают результаты углубленного анализа, проведенного американским ученым Д. Вейлом. По его расчетам, бюджетные расходы на пожилого жителя в 8 раз превышают расходы на гражданина трудоспособного возраста.
Другими словами, феномен старения населения вызывает необходимость формирования новых страховых механизмов социальной защиты пожилого населения, а также требует смены модели организации жизнедеятельности пожилого населения, изменения парадигмы занятости на протяжении всего жизненного цикла.
Неотвратимый характер старения населения в России вызывает устойчивую тенденцию роста расходов на пенсионное обеспечение, поскольку период наиболее благоприятной демографической ситуации (2002–2009 годы) завершился, и в ближайшие годы прогнозируется нарастание нехватки трудовых ресурсов, а также повышение пенсионной нагрузки на работающих. Уже в среднесрочной перспективе возникает необходимость более высоких расходов общества на медицинскую помощь, социальное обслуживание и пенсионное обеспечение, обусловленные повышением доли лиц пожилого возраста в составе населения.
Как оценить эти расходы? Совокупная доля расходов на материальное обеспечение и медицинское обслуживание пенсионеров, которые составляют в странах Западной Европы около пятой части населения, тратится примерно пятая, а то и четвертая часть ВВП. То есть на каждый процент доли пожилых в структуре населения в индустриально развитых странах приходится 1% ВВП или даже несколько больше.
Какова ситуация с финансовым обеспечением жизнедеятельности пожилых групп населения в России?
Доля пенсионеров в стране достигает 21,6% от численности населения страны. На пенсионное обеспечение этой группы граждан (без учета расходов на пенсионное обеспечение инвалидов молодых возрастов) расходуется 7% ВВП, на медицинскую помощь — 1,5% ВВП, на социальное обеспечение — 0,5% ВВП. То есть суммарно — не более 9,5% ВВП, что в два с лишним раза меньше стандартов, применяемых экономически развитыми странами.
Кроме того, положение в области пенсионного обеспечения усугубляется еще одним моментом. В развитых странах к моменту выхода на пенсию граждане накапливают достаточно внушительные по объему индивидуальные сбережения в ценных бумагах, высоколиквидной недвижимости, добровольных пенсионных накоплениях, стоимость которых составляет примерно половину, а зачастую и больше их будущих расходов на предстоящем жизненном этапе.
В совокупности пенсии и доходы от личных сбережений достигают 60–80% доходов граждан развитых стран в период их трудовой жизни. Столь высокий уровень доходов — не роскошь, а необходимость, которая объясняется тем, что в период старости приходится тратить значительные личные средства на лечение и уход в случаях тяжелых и длительных болезней, что особенно актуально в старших возрастных группах, когда требуется систематическая помощь по дому и оказание других форм поддержки.
Каких-либо значительных накоплений «на старость» большая часть россиян не имеет. Только у пятой части граждан страны есть личные сбережения, средний размер которых, например, в форме банковских вкладов, оценивается в размере 60–100 тыс. рублей. Для пожилых людей это, грубо говоря, деньги на похороны.
Таким образом, «третий возраст» в России окрашен не только серебром седины, но и тусклостью низкого материального достатка (пенсия составляет только третью — четвертую часть от предыдущего дохода) и низкой доступностью к качественной медицинской помощи. Старость в России резко контрастирует с теплыми цветами «осени жизни» граждан развитых стран.
Старение населения в Российской Федерации порождает необходимость привлечения во все более возрастающих масштабах значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов для реализации целей государственной политики в отношении пожилых людей.
По прогнозам Росстата, в предстоящем десятилетии перечисленные выше тенденции, характеризующие старение населения в Российской Федерации, сохранятся. По среднему варианту прогноза Росстата к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,4%, а их численность достигнет 37,4 млн человек. В 2020 году ожидаемая продолжительность жизни составит для всего населения 71,8 года, в том числе у мужчин — 66,2 года, у женщин — 77,3 года (см. табл. 40).
Социальный бюджет. Монография
В книге рассматривается социальный бюджет России и экономически развитых стран, включая историю его становления, теорию и состояние, бюджетные, страховые и социально-обеспечительные механизмы финансирования. В ней раскрыты: содержание, структура доходов и расходы социального обеспечения, виды и размеры социальных гарантий, методы и институты социальной защиты населения, способы разработки, утверждения и исполнения социального бюджета. Значительное внимание отведено освещению рекомендаций международных организаций в сфере социальных гарантий, а также оценке последствий глобального вызова для социального бюджета в ХХI в. — старению населения, которые уже в среднесрочной перспективе потребуют принятия непростых решений и от которых будет зависеть судьба социального вопроса в России.<br>
Законодательство приводится по состоянию на март 2016 г.<br>
Книга адресована работникам социальных и финансовых служб организаций, муниципалитетов, субъектов Российской Федерации, государственного и негосударственных пенсионных фондов, законодателям всех уровней, специалистам министерств финансового и социального блока, студентам, аспирантам и преподавателям вузов.<br>
Книга публикуется в авторской редакции.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/sotsialnyy_byudzhet_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Наука Роик В.Д. Социальный бюджет. Монография
Наука Роик В.Д. Социальный бюджет. Монография
В книге рассматривается социальный бюджет России и экономически развитых стран, включая историю его становления, теорию и состояние, бюджетные, страховые и социально-обеспечительные механизмы финансирования. В ней раскрыты: содержание, структура доходов и расходы социального обеспечения, виды и размеры социальных гарантий, методы и институты социальной защиты населения, способы разработки, утверждения и исполнения социального бюджета. Значительное внимание отведено освещению рекомендаций международных организаций в сфере социальных гарантий, а также оценке последствий глобального вызова для социального бюджета в ХХI в. — старению населения, которые уже в среднесрочной перспективе потребуют принятия непростых решений и от которых будет зависеть судьба социального вопроса в России.<br>
Законодательство приводится по состоянию на март 2016 г.<br>
Книга адресована работникам социальных и финансовых служб организаций, муниципалитетов, субъектов Российской Федерации, государственного и негосударственных пенсионных фондов, законодателям всех уровней, специалистам министерств финансового и социального блока, студентам, аспирантам и преподавателям вузов.<br>
Книга публикуется в авторской редакции.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/sotsialnyy_byudzhet_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
|