Юридическая Божко М.П., Галанцев Д.А. Семь уроков корпоративных конфликтов

Семь уроков корпоративных конфликтов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.09.2017
ISBN: 9785392265770
Язык:
Объем текста: 106 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Урок 1. С «серых кардиналов» срывают вуаль, сообщая им некоторые права и вполне определенные обязательства

Урок 2. С хороших органов управления и убытки взыскать приятно: требования в менеджменте стали жестче, а ответственность их перед обществом выше

Урок 3. Субсидиарная ответственность: дополнительная обязанность отдавать свои и навсегда

Урок 4. Дедлок: корпоративный тупик, из которого есть выход

Урок 5. Не страшно, если должник реорганизовался. Хуже, когда он ликвидировался

Урок 6. «Корпорация — это я!». Инструменты восстановления корпоративного контроля

Урок 7. Как выводят активы, не злоупотребляя правом, и оспаривают сделки так, чтобы наверняка



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Урок 1.
С «серых кардиналов» срывают вуаль, сообщая им некоторые права и вполне определенные обязательства


Офшор: как много в этом звуке


В мире, который так стремительно и неизбежно глобализируется, практически не осталось границ. Находясь в Москве, можно в течение одного дня зарегистрировать компанию в каком-нибудь прелестном островном государстве, где почти или совсем не требуется платить налогов и вообще не нужно сообщать о себе что-либо. Эта мечта абсолютно законно сбывается в России с 1991 г. С тех самых пор и журналисты неизменно шутят на тему созвучия русских шор и зарубежных офшор, рассуждая о том, кто и на что в этой ситуации добровольно или вынужденно закрывает глаза.


А тем временем, регистрируя дело в офшоре, гражданин получает право трудиться у себя дома, но по законам иной страны — например, какого-нибудь микроскопического Белиза, правительство которого не постеснялось узаконить на своей территории рай. В этом раю никто не спрашивает, чем ты занимаешься и на что живешь. А ты, соответственно, оказавшись без присмотра, начинаешь вести дела. Заключаешь в Москве сам с собою копеечные сделки и платишь с них смешные налоги. А потом от имени своей иностранной компании играешь новую партию, но уже по-крупному и безо всякой повинности обогащать казну приютившей твой бизнес страны (которая, кстати, никогда и ни за что тебя не выдаст). И, главное, все легально и вроде бы даже довольны все, но…


В 2011 г. тогдашний российский премьер В. В. Путин посетовал, что «за офшором не видно конечного бенефициара», и еще через год заявил, что нам «нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики». А дальше кризис на Кипре и Ангела Меркель со своим предложением о введении крупного единовременного налога на банковские вклады, 30% из которых, кстати, принадлежат нашим соотечественникам. И вот уже в конце 2014 г. нынешний российский президент В. В. Путин подписывает закон о деофшоризации, обязывающий сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний. А потом еще ряд законов, и «КАМАЗ» с «МегаФоном» триумфально возвращаются домой. И, кажется, это только начало.


Однако, выводя на чистую воду, важно ведь не только по рукам бить, но и по голове хоть изредка гладить. Иными словами, беря под контроль крупный бизнес, государство не только получает удовольствие взимать налог с его прибыли. Приходится также реально защищать интересы того, кто поборол природную скромность и, наконец, признался в том, что он и есть «конечный бенефициар», которого все это время не было видно.


Что за зверь этот бенефициар?


В российской действительности, где чуть ли не весь крупный бизнес (был) построен на офшорных схемах, бенефициар — это тот, кто формально не имеет к компании никакого отношения, но по факту полностью ее контролирует и получает прибыль от ее деятельности. Не будучи акционером или директором и вообще не фигурируя ни в каких документах общества, бенефициар управляет работой его номинальных топ-менеджера и участников. Все это происходит на основе специального соглашения — трастовой декларации или трастового договора. В качестве юридического собственника акций компании при этом выступает ее номинальный акционер, а бенефициару принадлежат бенефициарные права, проистекающие из права справедливости (или его аналога в соответствующей офшорной юрисдикции).


Сама концепция бенефициарной собственности пришла к нам из английского права справедливости. Согласно ей бенефициарный собственник владеет или пользуется объектом, юридически принадлежащим другому лицу, а под бенефициарной собственностью понимается бенефициарный интерес лица в трастовой собственности, которая ему не принадлежит.


Отличный пример бенефициарной собственности — использование траста, где право собственности «расщепляется» и в результате доверительный собственник управляет и распоряжается выделенным имуществом, а бенефициар получает доход от его эксплуатации. В этой ситуации титул по общему праву (legal title) принадлежит доверительному собственнику, а титул по праву справедливости (equitable title) — бенефициару.


Постойте, а как это по-русски?


Неведомое раньше сочетание слов бенефициарный владелец впервые возникло в российском законодательстве в 2013 г. в ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ и стало обозначать физическое лицо, которое в конечном счете прямо (или через третьих лиц) владеет (или имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом (или юридическим лицом) либо имеет возможность контролировать его действия.


В Налоговом же кодексе присутствует лишь определение лица, у которого есть фактическое право на доходы (п. 2 ст. 7). И это тот, кто «в силу прямого и/или косвенного участия в организации, контроля над организацией <…> либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и/или распоряжаться доходом, полученным этой организацией». Кроме того, фактическое право на доходы имеет тот, в чьих интересах «иное лицо правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией».


А в российском гражданском законодательстве термина «бенефициарный собственник» нет вообще. Гражданское право признает лишь формального собственника компании, которым в случае с номинальным собственником офшорной компании выступает номинальный же акционер (пусть и фактическим ее собственником является не кто иной, как бенефициар).


Для русского юридического уха понятие «бенефициар» обычно тождественно термину «выгодоприобретатель», что, надо сказать, достаточно точно отражает суть явления. Ведь бенефициаром компании является тот, кто получает экономическую выгоду от ее деятельности, и именно это обычно имеется в виду, когда юристы говорят о том, что некто «является бенефициаром этой компании», «…этой группы компаний», «…этой схемы» и т. п. Возникла столь точная аналогия из конструкции договоров доверительного управления имуществом и агентских договоров, где лицо, в интересах которого совершаются сделки доверительным управляющим либо агентом, именуется бенефициаром.


Примечателен, однако, тот факт, что несмотря на отсутствие термина в законодательстве, в последнее время в судебных решениях по гражданским делам суды все более активно используют понятия «бенефициар», «бенефициарный владелец» и проч. К примеру, в одном из дел российский арбитражный суд отметил, что «основным собственником истца во время заключения Договора пожертвования являлось <...> ООО «Финхолком», ему принадлежала доля в уставном капитале истца в размере 79,38%. В свою очередь, владельцем ООО «Финхолком» на 75% являлся гражданин М. Следовательно, он был конечным бенефициарным собственником истца через ООО «Финхолком».


При этом прояснять обстоятельства и находить доказательства в делах о бенефициарной собственности по-прежнему крайне сложно, ведь для того, чтобы вывести «серых кардиналов» из тени, у участников процесса должны быть действительно веские основания. А понимание, что назад дороги не будет, у них есть и так.




Семь уроков корпоративных конфликтов

Корпоративные конфликты — это споры, возникающие между обществом, его участниками (акционерами), менеджментом. Постепенно, волею судебной практики, активными участниками конфликтов становятся и бенефициары компаний.<br /> В основе корпоративных конфликтов, как правило, лежат противоречия между интересами крупных и мелких участников, акционеров и управленцев, а также бенефициаров и менеджмента компании. Кроме того, значимой причиной возникновения корпоративных конфликтов является борьба заинтересованных лиц за контроль над обществом.<br /> В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьезный ущерб и самим их участникам, и обществу в целом.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2017 г.<br /> В данной книге авторы выделяют значимые тенденции развития судебной арбитражной практики в области разрешения корпоративных споров, а также дают рекомендации по их эффективному разрешению.

249
 Божко М.П., Галанцев Д.А. Семь уроков корпоративных конфликтов

Божко М.П., Галанцев Д.А. Семь уроков корпоративных конфликтов

Божко М.П., Галанцев Д.А. Семь уроков корпоративных конфликтов

Корпоративные конфликты — это споры, возникающие между обществом, его участниками (акционерами), менеджментом. Постепенно, волею судебной практики, активными участниками конфликтов становятся и бенефициары компаний.<br /> В основе корпоративных конфликтов, как правило, лежат противоречия между интересами крупных и мелких участников, акционеров и управленцев, а также бенефициаров и менеджмента компании. Кроме того, значимой причиной возникновения корпоративных конфликтов является борьба заинтересованных лиц за контроль над обществом.<br /> В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьезный ущерб и самим их участникам, и обществу в целом.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2017 г.<br /> В данной книге авторы выделяют значимые тенденции развития судебной арбитражной практики в области разрешения корпоративных споров, а также дают рекомендации по их эффективному разрешению.

Внимание! Авторские права на книгу "Семь уроков корпоративных конфликтов" (Божко М.П., Галанцев Д.А.) охраняются законодательством!