Экономика Под ред. Курбанова Р.А. Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.08.2018
ISBN: 9785392283705
Язык:
Объем текста: 379 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. История правового регулирования ВЭД

Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности

Глава 3. Современная система международных экономических организацийи их роль в регулировании международной торговли

Глава 4. Субъекты внешнеэкономической деятельности и их правовой статус

Глава 5. Правовое регулированиедоговора международнойкупли-продажи товаров

Глава 6. Правовое регулирование представительстваи агентских отношений

Глава 7. Договоры лизинга и факторинга в международном коммерческом обороте

Глава 8. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов

Глава 9. Правовое регулирование платежно-расчетных отношений в международном торговом обороте

Глава 10. Гарантии во внешнеэкономической деятельности

Глава 11. Правовое регулированиеиностранных инвестиций

Глава 12. Регулирование разрешения коммерческих споров в порядке арбитража и посредничество

Глава 13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Глава 14. Сотрудничество в области ВЭД в рамках Союзного государства Беларуси и России

Глава 15. Сотрудничество в рамках евразийских региональных объединений

Глава 16. Евразийские региональные программы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
История правового регулирования ВЭД


1.1. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в дореволюционной России


Российские историки пишут о рано сложившихся на территории Русского государства купеческих объединениях для совместной защиты интересов, общей защиты купеческих прав и общего внегосударственного регулирования уровня пошлин и налогов. В России, правда, не сложилось особого купеческого правопорядка (lex mercatoria) особых купеческих судов, как в Европе.


В трудах, посвященных истории российского права, первыми источниками писаного права на Руси называются договоры князей с греками 907, 911, 945 и 971 гг. Они регулировали вопросы, относящиеся как к публично-правовой, так и к частноправовой сфере государственного регулирования. А. В. Губарева полагает, что фактически история русского права началась с регулирования вопросов осуществления молодым княжеством и его жителями внешнеэкономической деятельности. Среди более поздних документов можно отметить мирную грамоту новгородцев с немцами 1195 г., содержавшую своего рода прообраз современной оговорки о неизменности обстоятельств: впервые юридически отделяя личность новгородского князя от Новгорода, действие договора не прекращалось со смертью князя, на что было прямо указано в тексте договора; договор новгородского князя с немецкими городами и Готландом 1270 г., соглашение между Ганзейским союзом и царем Иваном Грозным 1487 г.


Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществлялось, таким образом, ad hoc – уровня нормативности государственное регулирование достигло разве что в случае ст. 69 Русской Правды, в соответствии с которой иностранному кредитору предоставлялось преимущество перед местными кредиторами (кроме князя).


Внешнеторговая деятельность регулировалась нормами мирных договоров с Византией, Хазарией и Волжской Булгарией и немецкими городами. В 1195 г. был подписан торговый договор между Новгородом с одной стороны и немцами, готландцами и каждым «латинским (имеется в виду римско-католическим) народом» с другой стороны. Также в качестве инструмента правового регулирования внешнеторговой деятельности можно назвать договор 1229 г., заключенный между Смоленским, Витебским и Полоцким княжествами и Ригой, Готландом и рядом немецких городов Померанского побережья. Они основывались на взаимном равенстве сторон и открытости территории России для всех без исключения иностранцев. В конце VIII–IX в. по территории Руси проходил «путь из варяг в греки», соединявший Балтийское и Черное моря. На территории Константинополя существовало постоянное поселение русских купцов.


Для привлечения английских купцов царь Иван IV предоставил им концессию – право беспошлинной торговли на территории Руси, право самоуправления и право торговать с Персией. Данные льготы предопределили динамику развития правового регулирования внешнеэкономических отношений в течение всего рассматриваемого периода, поскольку все дальнейшие преобразования в регулировании внешнеэкономической деятельности прямо или косвенно связывались с этими льготами.


Первым инструментом нормативного правового регулирования таможенно-тарифных отношений стал Новоторговый устав 1667 г.


29 января 1721 г. вступил в юридическую силу именной Указ «О свободном отправлении Англинскому купечеству в России коммерции, несмотря на неудовольствие, причиненное Англинским Кабинетом Российскому Двору», а 21 июня 1726 г. – Декларация о позволении великобританским купцам производить в России свободную торговлю, «несмотря на сие Его Королевскаго Величества Великобританскаго к побуждению новых беспокойств в Севере к Нам чинимые поступки... дабы... оказать Наше истинное намерение к пребыванию в ненарушимом добром согласии с короною Великобританскою и к продолжению счастливо установленной от толь древних времен между обоими Государствы дружбы».


Параллельно именным Указом от 23 февраля 1793 г. «О запрещении ввоза Французских товаров в Россию» был введен запрет ввоза товаров из Франции, который был продиктован сугубо политическими мотивами – ведение торговли с Францией «доколе в государстве сем порядок и власть законная возстановится... тем паче, что большая часть из них служит единственно к излишеству и разорительной роскоши, другие же могут быть замещены произращениями и рукоделиями собственными Российскими; равно как и таковыми же доставляемыми из иных мест». Более того, санкции коснулись и лиц, оказывающих поддержку Французской революции, – 21 марта 1799 г. был издан именной Указ «Об арестовании находящихся в российских Портах торговых судов, принадлежащих Гамбурским жителям», что обосновывалось тем, что существовала «с некотораго времени наклонность Гамбурского правления к правилам анархическим и приверженность к правлению Французских похитителей законной власти».


Своеобразной вехой развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России стало установление в XVIII столетии таможенных пошлин на все импортируемые в Россию товары. При этом особый таможенно-тарифный режим действовал в отношении товаров, производящихся на территории России и ввозимых из-за границы назад – на территорию. Высочайше утвержденный доклад действительного тайного советника Миниха от 31 августа 1765 г. «О взимании пошлин со старых и поновленных карет и колясок, из-за границы ввозимых» указывал, в частности, на то, что «особливо примечено, что из сделанных в Англии и других государствах карет довольное множество к С.-Петербургском порту вывезено... хозяева же оных... не объявляют в таможне сии кареты (которым для вида старыя или только немного поезженные колеса приставлены) никогда за новыя, но за старыя или по крайне мере за поновленныя: следовательно, казна... в доходах своих от таковых выдумок не токмо многое теряет, но и здешние ремесленники, сею работаю питающиеся, хлеба своего лишаются... к отвращению таковых неспособностей... повелеть, со всех привозимых... карет и колясок, кои старыми или поновленными объявляемы будут. Брать впредь разумную пошлину, включая такие кареты и коляски, в которых кто сам дорогою приезжать будет». Таможенно-тарифной политике государства посвятил ряд своих исследований Д. И. Менделеев.


Широко применялись и нетарифные методы регулирования торговли в виде запрета или ограничения ввоза и вывоза определенных товаров.


Ввоз товаров преимущественно ограничивался в качестве меры стимулирования внутреннего производства. Так, ввоз стали на территорию России был прямо запрещен именным Указом от 13 декабря 1800 г. «О запрещении привозить сталь из-за границы» ввиду «достаточного количества выделываемой в России стали превосходнейшей доброты». Сенатский Указ от 11 марта 1753 г. «О запрещении ввозить в Россию чрез Ригу сухую треску» прямо обязывал приобретать российскую треску «отчего... российскому тресковому промыслу лучшее распространение может происходить, так и капитал тот, который употребляем был на покупку заморской трески, останется в России».


Ограничения на импорт определенных категорий товаров оправдывались необходимостью осуществления государственного контроля за их использованием и необходимостью развития собственного производства. Так, например, исключительным правом на закупку минеральных вод на территории иностранных государств пользовалась в соответствии с сенатским Указом от 19 июля 1750 г. «О запрещении вывозить из-за границы минеральные воды, и о дозволении выписывать оныя одной только Медицинской канцелярии» Медицинская канцелярия, на том основании, что «из оных вод, кои здешним купцам в комиссию высылаются и в продажу производятся, многия нецельныя бывают и от употребления оных в разных болезнующих припадках вместо желаемой пользы противное действие происходило и впредь происходить может».


Исключительно политическими соображениями было продиктовано издание 18 апреля 1800 г. именного Указа «О запрещении вывозить из-за границы, впредь до указа, всякого рода книги и музыкальныя ноты»: «Так как чрез вывозимыя из-за границы разныя книги наносится разврат веры, гражданскаго закона и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из-за границы всякаго рода книг, на каком бы языке оныя не были, без изъятия, в Государство Наше, равномерно и музыку».


Для поддержки переработки сельскохозяйственной продукции был издан именной Указ от 10 декабря 1714 г. «О неотпуске за море льняного и конопляного семени», который предписывал обязательную продажу льна и конопли в жидком состоянии.


Также экспорт товаров из России ограничивался для обеспечения собственных нужд государства или населения определенных территорий России. Т. А. Батровой приводится в качестве иллюстрации сенатский Указ от 27 февраля 1717 г. «О удержании отпуска из Санкт-Петербурга, Архангельска, Риги и Ревеля за море хлеба». В 1744 г. сенатским Указом от 28 ноября 1744 г. «О запрещении вывозить хлеб в чужие края из Санкт-Петербурга» экспорт хлеба за границу из Санкт-Петербурга был запрещен на таком основании: «Известно, что в С.-Петербурге, яко в столичном Российскаго Государства городе... всякого чина и достоинства людей, обретается множественное число; на довольство же всех вышеписанных людей хлеба в С.-Петербург приходит токмо из внутренних Российских городов одною дорогою... около же Санкт-Петербурга... хлеба весьма мало родится: и тако... хлеба надлежит быть всегда множественному числу. А понеже... при... за море хлебном отпуске, усмотрено, что от таких отпусков в Санкт-Петербурге хлебу цена возвышалась от чего тутошним жителям не без убытку было... того ради... выпуск хлеба из Санкт-Петербурга вне государства... запретить».


Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности в XVIII в. проявлялось в учреждении государством компаний. В качестве примера Т. А. Батрова приводит в своей статье именной Указ от 4 августа 1724 г. «Об учреждении компании для торгу с Испаниею под управлением Коммерц-коллегии», согласно положениям которого под управлением Коммерц-коллегии по аналогии с Ост-Индской компанией учреждалась компания «для торгу с Испаниею». На Коммерц-коллегию возлагались как публично-правовые («понеже всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приневолены будут», и в ней надлежит быть «как мать над дитятем во всем, пока в совершенство придет» (п. 1 Указа)), так и частноправовые функции – в связи с явным недостатком средств для эффективного осуществления торговли, Коммерц-коллегия осуществляла поддержку купцов «кораблями и матросами от Адмиралтейства, деньгами частью из казны» (п. 2 Указа), а «еще для сильнейшего вспоможения и содержания сей компании надлежит до котораго класса сверху определить, дабы каждой во оной свой пай имел, положа большее и меньшее, которое последнее повинен давать» (п. 3 Указа).


В развитие данных тенденций по созданию государством торговых компаний 11 сентября 1740 г. был принят сенатский Указ «Об отдаче Китайского караванного торга в компанию», которым было велено «собрать компанию знатных купцов и прочих персон, чтоб желающие в ту компанию в Коммерц-коллегию записывались и подавали известия, кто сколько капитала в тот Китайский торг положить желает». 8 июля 1799 г. «на основе двух частных компаний Голикова с Шелиховым и Мыльникова со товарищи» именным Указом была создана Российско-Американская компания «для промысла и торговли по Северо-Восточному морю».


Торговля с Китаем была монополизирована государством. Кяхтинский договор о разграничении территорий и торговле между Россией и Китаем, заключенный 14 июля 1728 г., предоставил частным лицам право торговли с этим государством. Положение о кяхтинской торговле 1800 г. ограничило это право по кругу лиц – оно сохранилось только за отечественными купцами. С 1807 г. это право сохранили лишь купцы первой гильдии, затем его получили и купцы второй гильдии при условии ограничения их оборота суммой в 90 тысяч рублей. С подписанием Пекинского договора 1860 г. была разрешена свободная приграничная торговля с Китаем. Приведенный пример демонстрирует полное отсутствие какого-либо постоянного направления государственной политики в сфере внешней торговли.


Иногда государственное регулирование играло роль подтверждения коммерческой практики, в случае уже сложившихся фактически общественных отношений по внешней торговле товарами данный факт просто подтверждался на официальном уровне.


Именной Указ «Об имении Коммерц-коллегией Уставов всех Государств» от 20 апреля 1722 г. обязывал Коммерц-коллегию иметь уставы всех государств для обеспечения купцов актуальной информацией относительно правил «на каких кораблях, в которое государство поведено ходить, и какие куда товары возить запрещено, также и о пошлинах и прочих торговых поведениях, чтоб купцы российские неведением не впали где в какой убыток».


В 1782 г. в России была установлена единообразная пошлина на промышленные товары в 10%. При этом беспошлинно ввозилось сырье, инструменты, продукция, не производящаяся на территории России. Результатом стала вынужденная конкуренция российского производителя по качеству и по цене производимых им товаров с иностранными, что оказало положительное влияние на качество выпускаемой продукции.


Таким образом, уже в XVIII в. широко использовались тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя принципы их применения нередко отличались от современных подходов, что исторически вполне объяснимо. Характер применяемых мер и мотивация их использования отражали стремление государства к максимальному контролю за внешнеторговым оборотом, хотя и не всегда оправданным. Но в целом прослеживалась забота о развитии внешней торговли, иногда, правда, по мнению Т. А. Батровой, перерастающая в назойливую опеку.


В целом нельзя говорить о какой-либо целенаправленной, едино­образной политике в отношении внешнеэкономической деятельности в России в XIX в. Внешняя торговля находилась в ведении Министерства финансов, в структуре которого был образован Департамент внешней торговли. Возможно, именно поэтому внешнеторговая политика России сводилась в тот период к таможенному тарифу и характеризовалась практически исключительно количественными показателями.


Определенным этапом развития правового регулирования внешней торговли стало принятие в 1810 г. Положения о торговле и введение нового Таможенного тарифа 1811 г. Данные нормативные акты имели своей политической основой государственный протекционизм. Надо отметить, что это негативно сказалось на качестве российских товаров, однако все же способствовало развитию отечественного производства.


Условиями Парижского трактата 1856 г. (ст. XII и XXXII), заключенного по результатам поражения России в Крымской войне, были закреплены в качестве принципа межгосударственных экономических отношений взаимная свобода торговли и предпринимательства. Однако данный принцип заработал лишь после подписания и ратификации Россией торговых трактатов с Францией (1857 г.), Бельгией (1858 г.), Англией (1859 г.). Но поскольку трактаты не отменяли ранее действующее законодательство, то и действовали весьма ограниченно.


Ограничения, что были установлены для иностранных граждан в целях безопасности государства, могли быть сняты в индивидуальном порядке (так называемым сепаратным (т. е. специальным. – Авт.) законодательством). Так, из устава Русского общества для выделки и продажи пороха был исключен пункт, запрещающий иностранным подданным как приобретать акции общества, так и участвовать в его управлении.




Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Данная монография посвящена основам правового регулирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и основным видам внешнеэкономических сделок, наиболее часто встречающихся в практике осуществления ВЭД. При ее написании использовались международные договоры, акты национального законодательства, подзаконные акты, доктринальные источники, судебные и арбитражные решения на языке оригинала – как ставшие классикой юриспруденции, так и новые. В работе рассмотрены исторические аспекты правового регулирования, современное законодательство, а также регулирование ВЭД в рамках евразийских региональных объединений.<br /> В работе использованы законодательные акты по состоянию на июнь 2017 г.<br /> Для сотрудников государственных органов, студентов, магистрантов, аспирантов, представителей бизнес-сообщества, научных работников, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами внешнеэкономической деятельности.

349
 Под ред. Курбанова Р.А. Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Под ред. Курбанова Р.А. Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Под ред. Курбанова Р.А. Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография

Данная монография посвящена основам правового регулирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и основным видам внешнеэкономических сделок, наиболее часто встречающихся в практике осуществления ВЭД. При ее написании использовались международные договоры, акты национального законодательства, подзаконные акты, доктринальные источники, судебные и арбитражные решения на языке оригинала – как ставшие классикой юриспруденции, так и новые. В работе рассмотрены исторические аспекты правового регулирования, современное законодательство, а также регулирование ВЭД в рамках евразийских региональных объединений.<br /> В работе использованы законодательные акты по состоянию на июнь 2017 г.<br /> Для сотрудников государственных органов, студентов, магистрантов, аспирантов, представителей бизнес-сообщества, научных работников, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами внешнеэкономической деятельности.

Внимание! Авторские права на книгу "Право и внешнеэкономическая деятельность: история и современность. Монография" ( Под ред. Курбанова Р.А. ) охраняются законодательством!