Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Основы судебного красноречия, 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392091874
Язык:
Объем текста: 213 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема I. Произнесение и запоминание

Лекция 1. Облик оратора

Лекция 2. Голос оратора, его показатели

Лекция 3. Проблема запоминания

Тема II. Учение о периоде. Правила составления мини-речей

Лекция 4. Учение о периоде

Лекция 5. Хрия

Тема III. Украшение речи. Лекция 6. Тропы

Лекция 7. Фигуры

Тема IV. Изобретение. Лекция 8. Композиционные части судебной речи

Лекция 9. Теория общих мест, или топика

Тема V. Расположение. Лекция 10. Расположение материала в судебной речи



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 4.
УЧЕНИЕ О ПЕРИОДЕ


План


1. Теоретические взгляды на период:


а) простой период;


б) сложный период.


2. Упражнения, развивающие навыки писать текст самостоятельно:


а) превращение логического предложения в простое распространенное, и наоборот;


б) поиски «подобнооднозначных понятий»;


в) нахождение «противных имен».


Теоретические взгляды на период


Учение о периоде возникло в Древней Греции. В то время грамматика, риторика, стилистика существовали в рамках философии и еще не выделились как самостоятельные науки. Большой вклад в учение о периоде вносят софисты и прежде всего Горгий, объявивший риторику искусством убеждения. Определенный вклад в разработку учения о периоде вносят Сократ, Платон (см. диалог «Кратил»), Теодект и Аристотель. Последний завершил начатое софистами и дал свое определение периода. К этому определению специалисты обращаются до сего времени.


Аристотель различал простой и сложный периоды, считая, что сложный период составляется из нескольких простых. «Простым я называю период одночленный» , – писал он. Стагирит подчеркивал: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец, и размеры которой легко обозреть» . Философ различал несколько видов периода: речевой, повествовательный, ораторский, логический и др. При этом под «началом» и «концом» периода имелось в виду еще и определенное сочетание ударных и безударных слогов. Так, речевой (разговорный) период мог начинаться с ямба или хорея, но при этом обязательно должен был заканчиваться тем же размером, каким начинался. Что же касается ораторского периода, то, по мнению Аристотеля, такой период должен начинаться с ударного слога, за которым должны следовать три безударных. Такая стопа, то есть сочетание ударных и безударных слогов, в теории стихосложения называется пеаном. Схематически пеан для начала периода записывается следующим образом: [–ŲŲŲ] – впереди ударный слог, а за ним три безударных. Заканчивать ораторский период Аристотель рекомендует другим видом пеана, в котором три слога безударных, а последний – ударный: [ŲŲŲ –]. Аристотель не считал, что период должен быть похожим на поэтическую строку, но полагал, что оратор обязан так составлять свои периоды, чтобы две первых и две последних стопы периода соответствовали названным поэтическим размерам.


Философ понимал «период» как нечто округлое, завершенное, имеющее начало и конец, и благодаря этому ясное для слушателей. Округлость, то есть ритмическое соединение начала и конца периода, достигалась за счет первых и конечных стоп. Период начинался ударным слогом и ударным слогом заканчивался. За первым ударным слогом шли три безударных; последнему ударному слогу предшествовало также три безударных слога. Начало и конец периода произносились в одном и том же темпе, с одинаковой силой. Повышение и понижение интонации допускалось лишь в середине периода. Интонационной законченности (закругленности, по Аристотелю) периода должна была соответствовать его смысловая завершенность. Благодаря такому единству интонационного и смыслового воздействия античный оратор усиливал свое влияние на слушателей.


Сложные периоды составляются из простых, но о сложных периодах мы будем говорить позже. Сейчас займемся простыми. Простым периодом, как мы говорили, Аристотель считал период одночленный. Члены речи, иначе «колоны» или «колена речи», были очень важным понятием не только грамматики, но также риторики и стилистики. Вот что писал о колоне античный стилист Деметрий: «Подобно тому, как поэтическую речь определяет размер – двустопный, шестистопный, или иной, так и прозаическая речь определена и разграничена так называемыми колонами (ta coЇla). Они-то как бы дают отдых говорящему, и прерывают сам поток речи, распределяя его на множество частей. В противном случае речь показалась бы слишком длинной и нескончаемой, а говорящему просто не хватило бы дыхания. Цель этих колонов – обозначить мысль, иногда всю целиком, иногда же колон охватывает не всю мысль целиком, но некую законченную ее часть» .


Одним из лучших примеров хороших колонов античные риторы считали начало «Анабасиса» Ксенофонта: «… у Дария и Парисатиды были сыновья: старший – Артаксеркс, младший – Кир». (Данный отрывок хорош еще и тем, что позволяет получить адекватное представление о колоне и русскоязычному читателю). В данном тексте содержится вся мысль полностью. Он состоит из двух частей, колонов. «У Дария и Парисатиды были сыновья» – первый колон; «старший – Артаксеркс, младший – Кир» – второй колон.


Античные риторы полагали, что колоны не должны быть слишком короткими, ибо, как считали они, тогда речь будет казаться «сухой», производя на слушателей незначительное впечатление. Иллюстрацией подобной ошибки для них служил афоризм Гиппократа: «Жизнь коротка, искусство длинно, удача мимолетна».


Короткий, или уменьшенный колон называется коммой [comma]. Комма считалась уместной для передачи страстной или глубокой, но короткой мысли. Таковы, например, изречения: «познай самого себя» или «следуй за божеством».


Комма и колон не стали общераспространенными понятиями современной грамматики, но их можно рассматривать как ритмико-интонационные единицы, речевые отрезки, произносимые одним напором выдыхаемого воздуха. На такие отрезки оратор должен уметь делить свою речь, если хочет, чтобы слушатели понимали его без напряжения. Цельность колона (или коммы) создается их интонационным оформлением. Делается это так. Один из ударных слогов колона (коммы) делается центральным, то есть на нем сосредоточивается интонационное или звуковое ударение. В этом случае на границе колона (коммы) возникает впечатление паузы, создаваемое переменой тона или остановкой речи.


Поскольку в словах русского языка в основном используется двусложная или трехсложная стопа, а четырехсложная стопа встречается крайне редко, то учение Аристотеля об ударных слогах в начале и в конце периода не получило развития в теоретических разработках отечественных грамматиков и стилистов. Эта особенность периода, которую настоятельно подчеркивал древнегреческий философ, была отброшена и просто не принималась в расчет.


Древнегреческий период произносился напевно, напоминая по звучанию русские былины. Но строка былины содержит в среднем 12–14 слогов, тогда как длина простого периода приравнивалась строке гекзаметра и должна была содержать 24 слога. Надо сказать, что в российской национальной поэтической традиции закрепилось правило передавать строку гекзаметра в 3/4, то есть 17–18 слогами. Типичным примером подобного отношения к древнегреческому тексту может служить «Иллиада» в переводе Н. И. Гнедича. Например, «Книга первая» начинается так:


Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид, и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), –
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.


В Древней Греции понятие «простой период» было создано в то время, когда грамматика еще не оформилась как самостоятельная наука. Понятие «простой период» в русскоязычной традиции формируется в годы становления русского языка и отделения его от старославянского. Главный упор делается на мысли о том, что простой период – это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. Иначе говоря, понятие «простой период» отождествляется с понятием «простое распространенное двусоставное (имеющее подлежащее и сказуемое) предложение». Кроме того, на первых порах не проводилось четкого различия между периодом логическим и периодом ораторским . Логический период, по Аристотелю, является рассуждением, имеющим форму умозаключения, поэтому он должен состоять из таких предложений, каждое из которых может считаться также и логическим суждением.




Основы судебного красноречия, 2-е издание

Учебный материал, посвященный искусству судебного красноречия, изложен как курс лекций. Книга ориентирует на практическое овладение необходимыми правилами и приемами риторики. В учебное пособие включены вопросы для самопроверки и упражнения. Изложение каждой лекции завершает резюме, что позволяет легче усваивать материал. Теоретические положения проиллюстрированы примерами, взятыми из речей как выдающихся ораторов прошлого, так и современных мастеров судебного красноречия. Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, всех желающих научиться говорить ярко и убедительно.

179
Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Учебный материал, посвященный искусству судебного красноречия, изложен как курс лекций. Книга ориентирует на практическое овладение необходимыми правилами и приемами риторики. В учебное пособие включены вопросы для самопроверки и упражнения. Изложение каждой лекции завершает резюме, что позволяет легче усваивать материал. Теоретические положения проиллюстрированы примерами, взятыми из речей как выдающихся ораторов прошлого, так и современных мастеров судебного красноречия. Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, всех желающих научиться говорить ярко и убедительно.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы судебного красноречия, 2-е издание" (Петров О.В.) охраняются законодательством!