Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Основы судебного красноречия, 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392091874
Язык:
Объем текста: 213 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема I. Произнесение и запоминание

Лекция 1. Облик оратора

Лекция 2. Голос оратора, его показатели

Лекция 3. Проблема запоминания

Тема II. Учение о периоде. Правила составления мини-речей

Лекция 4. Учение о периоде

Лекция 5. Хрия

Тема III. Украшение речи. Лекция 6. Тропы

Лекция 7. Фигуры

Тема IV. Изобретение. Лекция 8. Композиционные части судебной речи

Лекция 9. Теория общих мест, или топика

Тема V. Расположение. Лекция 10. Расположение материала в судебной речи



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 2.
ГОЛОС ОРАТОРА, ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ


План


1. Звучность.


2. Темп речи.


3. Диапазон и интонационная выразительность.


4. Тембр.


Допустим, что текст речи уже подготовлен. Допустим также, что текст речи написан мастером. Для этого возьмем отрывок из речи известного оратора или отрывок из небольшого по объему художественного произведения и проделаем все необходимое для постановки мимики и жестов. Но одной этой работы недостаточно. Текст необходимо правильно произнести. Для этого вначале нужно поработать над голосом.


Для оценки голоса оратора существенное значение имеют: 1) звучность; 2) темп речи; 3) диапазон и интонационная выразительность; 4) тембр.


Звучность


Обычно, когда говорят о звучном голосе, имеют в виду громкий голос. Это не совсем так. Кроме громкости необходима еще и выразительность, т. е. усиление звука на значимых словах и слогах. Усиление гласного звука, называемое ударением, предполагает и повышение напряжения в голосе оратора.


Основой звучного голоса является умение оратора управлять своим дыханием. Чтобы голос имел звучность, надо наполнить воздухом легкие. Перед началом речи оратор обычно делает вдох, а потом начинает говорить. Первые слова, произнесенные после вдоха, имеют бóльшую, наилучшую звучность. Но на одном вдохе можно звучно произнести только несколько слов, поэтому вдыхать надо часто, но не глубоко.


Вывод. Нужно постоянно поддерживать в легких достаточный запас воздуха, что обеспечит произносимым словам необходимую звучность. Чтобы дать им полное звучание, нужно уметь резко выталкивать воздух из легких. Делать это надо не сразу, а с различной степенью быстроты и силы, зависящих от значения произносимых фраз.


Попытки усилить звучание путем напряжения голосовых связок и горловых мышц лишь снижают звучность. Последняя зависит не от объема выдыхаемого воздуха, а от давления воздуха за голосовыми связками: чем больше масса воздуха за голосовыми связками, тем больше звучность. В этом можно убедиться, проделав следующее упражнение. Произнесите несколько раз звук «о». Затем в таком же темпе произнесите слова: «пол», «рост», «мост», «хорь». После вдоха и при слабом выдохе, то есть при высоком давлении воздуха за голосовыми связками, гласная и сами односложные слова имеют наивысшую звучность.


Чаще всего потеря звучности связана с неправильным дыханием. Быстрые вдохи не очень нарушают течение речи, но быстрые и полные выдохи делают речь невозможной. Против таких ошибок есть лишь одно средство: во время работы над произнесением речи вырабатывать глубокое замедленное выдыхание. Внутреннее волнение можно снимать паузами.


Для устранения сложностей с дыханием и усиления звучности голоса помогут следующие упражнения :


1. Примите прямую, но свободную позу, положите руки по обе стороны груди на нижние ребра; легко и регулярно дышите, тратя по пять секунд, на вдох и на выдох. Обратите внимание, как расширяются легкие во всех направлениях – вперед, назад, вбок, вверх, вниз. Обратите внимание на то, чтобы подвижность в достаточной мере распространялась на грудную клетку и на живот. Повторяйте упражнение по десять и более раз в день, увеличивая время с пяти до пятнадцати секунд на вдох и на выдох. Не делайте отрывистых выдохов толчками и не выпускайте из легких весь запас воздуха. Если закружится голова, передохните минуту.


2. Приводимые выше и ниже упражнения следует чередовать, по мере потребности расслабляя мышцы. Вращайте головой медленным законченным дугообразным движением. Делайте наклон вперед и выдыхайте, резко выбрасывая вперед руки и плечи. Затем вдыхайте, медленно расправляя грудь и перегибаясь назад, пока плечи и руки не примут первоначальное положение.


3. Наполните легкие воздухом возможно быстрее, но не судорожным глотком, и тяните «а» на приемлемой для вас ноте, медленно и равномерно выталкивая воздух в течение десяти секунд. Прислушивайтесь к звучанию; следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте это упражнение по пять минут раз или два раза в день. Постепенно увеличивайте время произнесения звука «а» (по возможности, без напряжения гортани) до двадцати и тридцати секунд. Экономьте дыхание, оставляйте в легких достаточный запас воздуха.


4. Тяните «а», как было сказано раньше, но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук до пределов хорошей слышимости на расстоянии ста футов, а затем снижайте его до полного замирания. Повторяйте упражнение по несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым, полным, послушным. Делайте и наоборот: начинайте с громкого звука, медленно сбавляя и затем постепенно наращивая звучность до того уровня, с которого начинали.


После того как упражнения будут освоены, можно переходить к работе над текстом. Вначале разберите, затем прочтите отрывок из рассказа А. П. Чехова «Заказ». При разборе пометьте те слова, после которых надо остановиться, чтобы сделать вдох. Пометьте слова, которые потребуют особого вдоха. В процессе работы над текстом отрабатывайте технику усиления и уменьшения звучности. Безударные слова произносите быстро и легко; слова, имеющие важное значение, произносите с нажимом, подчеркивая их силой звука. Занимайтесь этим отрывком до тех пор, пока не добьетесь звучного произнесения наиболее значимых слов.


«– Ну, матушка, значит, ты ничего не понимаешь… – развел руками Павел Сергеевич. – Твой Никонов – корова! Ревет, хрипит, точно из него кишки тянут, а голос вибрирует и дрожит, как пробка в пустой бутылке! Не выношу! Слуху у твоего Никонова столько же, сколько у этого дивана!


Никонов певец! – возмущался он, возвращаясь через пять минут к столу и садясь писать. – Боже мой, что за вкусы! Этому Никонову в уличные певцы идти, а не в оперу!


Продолжая возмущаться, он сердито умакнул перо и стал писать: “Генеральша Винкель поехала в Петербург хлопотать, чтобы ее племянника не выводили к позорному столбу. Пока она ездила, Винкель ухитрился бежать из тюрьмы”.


– Какая чудная погода! – вздохнул в гостиной студент.


“Его нашли, – продолжал Павел Сергеевич, – на вокзале под товарным вагоном, откуда вытащили с большим трудом. Человеку, очевидно, хотелось еще жить… Несчастный скалил зубы на конвойных и, когда его вели в тюрьму, горько плакал”.


– Теперь за городом хорошо! – сказала Софья Васильевна.


– Павел, да брось там писать, ей-богу!»


Темп речи


Говоря о темпе речи, обычно имеют в виду три момента, связанных с этим понятием. Во-первых, общее количество произносимых слов в минуту. Во-вторых, длительность звучания отдельных слов. В-третьих, паузы, их продолжительность.


При подготовке речи судебный оратор должен обдумать вопрос о скорости, с какой будет говорить.


«Какая речь лучше, быстрая или медленная?..» – спрашивал П. С. Пороховщиков и отвечал так: «Ни та, ни другая; хороша только естественная, обычная скорость произнесения, то есть такая, которая соответствует содержанию речи…» .


Темп речи, конечно, связан с индивидуальными особенностями оратора и его умением говорить быстрее или медленнее.


Однако во всех случаях между скоростью произнесения звуков (количество слов в минуту) и содержащейся в словах информацией существует обратная зависимость. Чем более информативным является сообщение, тем медленнее его надо произносить. В противном случае оно не будет усваиваться аудиторией. Поэтому наиболее важные части речи, содержащие, например, доказательство или опровержение, следует произнести в замедленном темпе. Менее важные надо произносить быстрее, иначе они будут утомлять суд. Если речь делается утомительной, оратора перестают слушать, а поэтому перестают и понимать.


Обычно оратору следует держаться в пределах среднего темпа произношения, 100–120 слов в минуту. Наиболее важные в смысловом отношении места речи надо высказывать медленнее, но менее значимые – в ускоренном темпе. Самые важные мысли желательно повторить, использовав для этого другие слова.


Специалисты, отмечая повышенную скорость речи у оратора, указывают на три причины, приводящие к такой ошибке: 1) робость; 2) безразличие; 3) плохое знание материалов дела. Чувство робости возникает обычно у начинающих ораторов. Оно естественно и преодолимо. Преодолевается оно не сразу, но средство здесь только одно: серьезное отношение к делу и хорошая предварительная работа. Вторая причина менее извинительна, поскольку в этом случае оратор стремится «отбыть номер». Иногда повышенная скорость является результатом увлеченности оратора излагаемым вопросом. Но, по мнению специалистов, это не меняет существа дела, так как в данном случае оратор все-таки проявляет безразличие к тому, что слушатели окажутся не в силах поспеть за мыслью говорящего. Поэтому каждому судебному оратору надо обязательно вырабатывать у себя чувство скорости собственной речи. Работа в этом направлении не требует сложной аппаратуры. Необходимы лишь диктофон (или магнитофон) и секундомер. С их помощью подсчитывается и корректируется средняя скорость при произнесении тех или иных композиционных частей речи.




Основы судебного красноречия, 2-е издание

Учебный материал, посвященный искусству судебного красноречия, изложен как курс лекций. Книга ориентирует на практическое овладение необходимыми правилами и приемами риторики. В учебное пособие включены вопросы для самопроверки и упражнения. Изложение каждой лекции завершает резюме, что позволяет легче усваивать материал. Теоретические положения проиллюстрированы примерами, взятыми из речей как выдающихся ораторов прошлого, так и современных мастеров судебного красноречия. Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, всех желающих научиться говорить ярко и убедительно.

179
Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Юридическая Петров О.В. Основы судебного красноречия, 2-е издание

Учебный материал, посвященный искусству судебного красноречия, изложен как курс лекций. Книга ориентирует на практическое овладение необходимыми правилами и приемами риторики. В учебное пособие включены вопросы для самопроверки и упражнения. Изложение каждой лекции завершает резюме, что позволяет легче усваивать материал. Теоретические положения проиллюстрированы примерами, взятыми из речей как выдающихся ораторов прошлого, так и современных мастеров судебного красноречия. Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, практикующих юристов, всех желающих научиться говорить ярко и убедительно.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы судебного красноречия, 2-е издание" (Петров О.В.) охраняются законодательством!