|
ОглавлениеГлава 1. Теоретико-методологические основы социального образования Глава 2. Этические основы социального образования Глава 3. Правовые основы социального образования Глава 4. Организационные основы социального образования Список источников и литературы Приложение 3. Этика социальной работы: принципы, стандарты ( принято на общем собрании МФСР) Приложение 5. Профессионально-этический кодекс социального работника России Приложение 9. Global standards for the education and training of the social work profession Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2.1. Профессиональная этика: сущность, основные компонентыЭтимология слова «этика» восходит к греческому - ηθukóv, произведенному от древнегреческого ηθoc - этос, нрав, обычай. Во многих языках наблюдалась параллельная эволюция слов, означавших «мораль», «нравственность», «этику», «порядок», «обычай», «закон» и т. и. Анализ литературы, освещающей вопросы этики, позволяет заключить, что слова «мораль», «нравственность», «этика» употреблялись и употребляются как синонимы. Если же попытаться разграничить эти понятия, то наиболее общепринятыми окажутся следующее определения. Мораль (от лат. moralis - нравственный) определяется как особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, а также как один из способов контроля за действиями человека в обществе. Реализуется в виде норм. В отличие от традиции или обычая, нормы морали имеют обоснование как идеал доброго, должного, справедливого и т. п. Требования морали санкционируют посредством общественного одобрения или осуждения (в отличие от правовых норм). Мораль может иметь различные основания: религиозные, эстетические, научные, но она не обязательно дискурсивно осмысливается, человек просто следует сложившейся норме. Зачастую поводом для дискурсивного осмысления становится первое нарушение нормы (именно в этом смысле известный славянофил К. С. Аксаков говорил, что «закон (в смысле „писаного права”. -Е. Я.) - есть воплощенное зло», подразумевая, что ограждать права в обществе, где их еще не нарушали, смысла нет). Нравственность - внутренние убеждения человека, воспитанного в определенных правилах морали. Это то, что ограничивает человеческое поведение изнутри, а не извне. Нравственность всегда индивидуальна, мораль - социальна. Этика - философское учение о морали и нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться общество и люди в своих поступках. Этика (как всякое учение) всегда дискурсивна, рациональна (даже если отвергает рационализм как философию), систематична, т. е. обладает всеми признаками философии. Профессия - вид трудовой деятельности, основанный на необходимых знаниях и навыках, приобретенных в результате обучения и/или длительной трудовой практики. Важным показателем «профессионализма» выступает то, что именно данный вид деятельности доставляет индивиду средства к существованию. При этом есть виды деятельности (к ним относится и социальная работа), к которым могут допускать волонтеров (лиц, готовых отказаться от вознаграждения за труд), любителей (лиц, не имеющих подтверждения своим профессиональным навыкам в виде аттестатов, дипломов, свидетельств и т. п. документов, но на практике демонстрирующих наличие определенных навыков). Это ставит вопрос о необходимости ознакомления «непрофессионалов», вовлеченных в профессиональную деятельность, с этическими нормами профессии. Профессионализм и отношение к труду как к таковому - важные характеристики личности, показатели успешности процессов социализации. В разные исторические эпохи они имели большое значение для оценки индивида социумом. На эту оценку могли влиять также социальное неравенство видов труда, противопоставление умственного и физического труда, наличие привилегированных и непривилегированных занятий, гендерная специфика труда, самосознание профессиональных групп, социальные источники пополнения представителей конкретных профессий, уровень общей и профессиональной культуры индивида и др. К некоторым профессиям общество предъявляло повышенные требования; ожидало от лиц, занятых данным видом деятельности, особых нравственных качеств. Этические требования к определенным профессиям также формировались в первую очередь в тех видах деятельности, где процесс труда требует высокой согласованности действий его участников, актуализируя потребность в солидарности. Профессиональная этика развивается на основе обобщения практики поведения представителей данной профессиональной группы. Эти обобщения фиксируются как в писаных, так и неписаных кодексах поведения профессиональных групп. Этические вопросы в любой деятельности могут возникнуть из различных источников: 1) идеи, которые пока не реализованы, но их желательно воплотить на практике; 2) конфликты, которые следует разрешить как самим участникам, так и тем, кто выступает посредником; 3) дилеммы, которые субъекту деятельности важно понять и необходимо разрешить; 4) необходимость ограничения, исправления и недопущения сомнительного (непрофессионального) поведения. Это предполагает формирование профессиональной морали - норм поведения характерных для представителей данной профессии, которые они будут передавать как эталонные другим профессионалам; и профессиональной этики - учения о профессиональной морали и профессиональной нравственности. Профессиональная нравственность возникает как результат практической деятельности конкретного лица, отражает степень его понимания норм профессиональной морали, готовность следовать им, исходя из профессионально-этических обоснований, или нарушать, формируя свои представления о мотивах таких нарушений. В профессиональной этике отражаются, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты («не укради», «не убий», «не лги» и т. д.), 20 приспособленные к особенностям конкретной деятельности. Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для данной профессии ценностей, что предполагает: а) профессиональную солидарность (корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особые формы ответственности, обусловленные предметом и сферой деятельности. Повышенную мотивацию к четкому определению профессиональной этики испытывают специалисты тех сфер деятельности, где очевидно высока зависимость объекта деятельности (человека, природы) от действий субъекта (профессионала). В настоящее время вполне определены традиционные виды профессиональных этик (педагогическая, медицинская, юридическая, научной деятельности), а также формируются сравнительно новые виды профессиональных этик, появление или актуализация которых связаны с возрастанием социальной роли профессии на региональном, национальном или международном уровне (инженерная, журналистская, этика государственного или муниципального служащего, биоэтика и т. п.). В числе новых профессиональных этик, несомненно, находится и этика социальной работы. Профессия социального работника появилась не так давно, ее институционализация началась только в конце XIX в. и продолжается в настоящее время. Но профессиональное сообщество социальных работников демонстрирует высокую степень сплоченности, развитость внутренней коммуникации, что выражается как в формировании профессиональных объединений и ассоциаций, так и в разработке этических документов глобального, национального, регионального уровней. 2.2. Этика социального образованияЕдинственный международный документ, определяющий этические требования к социальному образованию, - «Глобальные стандарты по обучению и подготовке социальных работников». Последняя - 9-я - часть стандартов посвящена именно этому вопросу и включает семь пунктов. Стандарты обязывают учебные заведения, осуществляющие подготовку социальных работников, «уделять особое внимание этому аспекту образовательной программы и целенаправленно отражать его в учебных планах и реализовывать в учебном процессе», «четко формулировать следование ценностным установкам профессии социального работника, соблюдать принципы и этические нормы поведения». Стандарты также рекомендуют обеспечить «членство преподавателей и обучающихся по социальной работе... в национальных и/или региональных ассоциациях, комитетах и т. п. (государственных и негосударственных), регулирующих различные вопросы, связанные с социальной работой, руководствующихся определенными этическими кодексами». Это необходимо для того, чтобы можно было «принять соответствующие меры в отношении тех обучающихся по социальной работе и сотрудников, которые не соответствуют этическим нормам профессии» не только «посредством процедур, установленных учебным заведением и/или с помощью правовых механизмов», но и «через имеющиеся ассоциации, регулирующие вопросы социальной работы». Как этический императив «Глобальные стандарты» требуют от профессиональных ассоциаций по социальной работе и их членов «пропагандировать значимость» социальной работы как «деятельности и соответствующей профессии». |