Юридическая Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392198368
Язык:
Объем текста: 461 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

I. Конституционализм и демократия: Истоки и историческое развитие

II. Конституционный строй Российской Федерации

III. Человек в конституционном строе Российской Федерации

IV. Народ в конституционном строе Российской Федерации

V. Федеративное устройство Российской Федерации

VI. Принципы конституционного строя и организация государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

VII. Единство и цельность Российского государства

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



IV. Народ в конституционном строе Российской Федерации


Глава 13.
Народ и власть в Конституции


Означает ли принцип народного суверенитета «самодержавие» народа? Можно ли считать голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной? Могут ли выборы проходить без выбора?


§ 1. Народ в конституционном строе: опыт прошлого и практика современного конституционализма


Демократия многолика, у нее изменчивый нрав. То она именем народа зовет на баррикады и сокрушение государства, то становится поборницей правопорядка, а себя отождествляет с государством, созданным на развалинах монархии. Казалось бы, ее юность давно прошла, а пыл угас, однако политические лозунги, на заре демократии вдохновлявшие на борьбу с абсолютизмом, нередко переживают свое время. И общество продолжает жить преданиями, идущими из глубины веков, которые на новом этапе социального развития обрастают новыми мифами.


Еще два столетия назад сущностью демократии в понимании ее отцов выступало «народоправство», или «самодержавие народа», которое пришло на смену самодержавию монарха и часто исключало представительство. Однако конституционализм быстро отказался от подобных взглядов. Воинствующая демократия периода борьбы с абсолютизмом, с присущим ей правом народа на революцию, утратила свой революционный смысл. Демократия стала способом рациональной организации государства и публичной власти. Не революция с присущими ей неизбежными разрушением и хаосом, в России переросшая в братоубийственную Гражданскую войну, а эволюция и созидание в условиях стабильности политической системы и устойчивости правопорядка — в этом самый глубокий и точный смысл современной демократии.


Однако, несмотря на то что фактические основы современного демократического конституционного строя разительно отличаются от лозунгов периода революции, в общественном мнении народный суверенитет продолжает восприниматься как догма. Поныне в него вкладываются идеалы, далекие как от современной социальной реальности, так и от их конституционного оформления.


Верно, что современная демократия, как и прежде, основывается на принципе народного суверенитета. Этот принцип в современном мире приобрел значение универсальной для всякого демократического государства основы конституционного строя. Только воля народа легитимирует государство и составляет основу государственной деятельности. Именно его величество народ играет решающую роль в обществе, и именно на его согласии государство может основывать свою власть, а из его воли — выводить свои полномочия.


Но лик демократии изменился. «Непосредственное народоправство» осталось в далеком прошлом, на смену ему пришло представительство. Сама жизнь привела к тому, что идол самодержавия народа, вдохновлявший третье сословие во Франции в 1789 г. на штурм Бастилии и казнь Людовика XVI и его семьи, а рабочих, солдат и матросов в России в 1917 г. — на штурм Зимнего дворца и казнь Николая II и его семьи, оказался сброшен с пьедестала. Напротив, именно народ, учредивший демократическое государство, является сегодня главным гарантом его стабильности и эволюционного развития в соответствии с закрепленными в конституции основами конституционного строя.


Конституция наметила два подхода к осмыслению этого глубокого явления, которому в истории нашей Родины всегда придавалось особое значение: «Земля наша народом сильна».


1. Народ есть исторически сложившаяся общность. Как писал философ и публицист Л. А. Тихомиров, в молодости бывший народовольцем, а позднее осознавший пагубность революционных убеждений, это «длинный ряд последовательных поколений, сотни или тысячи лет живших наследственно передаваемой общей жизнью». В этом смысле народ есть великое историческое целое, объединяющее не только нынешнее, но и все предшествующие поколения, создавшие и передавшие нам великое государство. В связи с этим воля народа не есть воля только нашего поколения, оторвавшегося от предшествующих поколений. И именно в этом случае речь может идти об общей воле народа как результате коллективного исторического опыта. Ее образуют традиции народа, историческая память о множестве предыдущих поколений, культура, религиозная жизнь народа и его государственный смысл, базирующийся на глубоком понимании самоценности государственного устроения своей жизни.


Общая воля народа способна определять лишь общее направление развития страны, но не частные указания по тысяче вопросов ежедневного законодательства и управления. Она либо проявляется на крутых исторических переломах (например, «разгромим ненавистного врага», как это было в период Великой Отечественной войны, «не отдадим ни пяди родной земли»), либо является отражением нравственных основ народной жизни — веры в добро и справедливость, почитания предков, уважения к истории Родины. Дух народа и его воля были выражены и во всенародном голосовании по проекту действующей Конституции России.


Наш народ в этом глубоком смысле есть духовное целое, неразрывно связанное с Отечеством. Мы имеем свою древнюю историю, культуру, свое призвание и ту великую духовную силу, которая связывает воедино все общество. Эта великая духовная связь в равной степени чужда психологии иждивенчества или, к примеру, старательно навязываемой обществу психологии налогоплательщика: «заплати налоги и спи спокойно», ибо ты ничем более не обязан государству, обществу или согражданам. Патриотизм зиждется не на психологии базарного торговца или эгоизме собственника и не на «фанатизме формальной демократии», не способной себя защитить. В основе патриотизма — государственный смысл нашего народа, его вера в принцип собственного государственного бытия и готовность защищать его устои.


В этой вере — основа связи народа в целом и его сочленов с государством как наивысшим объективным воплощением социального сознания и непременным условием благополучия многонационального народа России. Благодаря этой вере, подвигавшей бесчисленные поколения наших предков на защиту Отечества, мы занимаем достойное место в современном мире.


2. Развитие демократии как формы государства и рациональной организации публичной власти приводит к тому, что под народом понимается совокупность граждан государства, т. е. государственно-правовое объединение людей, живущих в государстве и подчиненных принятым ими самими или их представителями законам. Демократия, преодолевшая революционный синдром народоправства, обычно знает народ только в этом смысле слова, она способна выявить волю лишь живущего поколения, пребывающего в противостоянии социальных слоев, разобщенного политическими противоречиями и борьбой партий. Демократия сама по себе нейтральна по отношению к историческому прошлому народа, его традиции, духовному богатству, социокультурному опыту, сложившемуся в течение многих столетий и даже тысячелетий. С этой точки зрения демократия через всеобщее избирательное право способна обеспечить формальное волеизъявление корпуса избирателей и определить то арифметическое большинство, которое через своих представителей решает судьбу общества. Как раз через это формальное волеизъявление избирателей, разобщенных партийно-политическими пристрастиями, демократия обеспечивает политическое единство народа. В этом заключается ее важнейшая функция.


Действующая Конституция России отразила в своем содержании оба подхода к характеристике содержания понятия народа. В частности, преамбула Конституции открывается констатацией существования многонационального народа России, соединенного общей судьбой на своей земле. Начинается она торжественно: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Тем самым волей народа легитимируется та модель организации власти, суверенитета, свободы и прав человека, которая получила закрепление в Основном законе. Народ, понимаемый в преамбуле Конституции как общность, образуемая всей совокупностью граждан независимо от их гражданской активности (например, участия в выборах), этнической принадлежности (русские, башкиры, татары, якуты и пр.) и т. д., выступает первичным субъектом конституционных правоотношений. Обязанной стороной в этих правоотношениях выступает государство.


Именно народ обладает всей полнотой учредительной власти, т. е. власти, учреждающей Конституцию, которая не может передаваться кому бы то ни было, за исключением Конституционного собрания. Государственная же власть — законодательная, исполнительная или судебная — это власть, учреждаемая народом и действующая от его имени и им уполномоченная. Народ передает учреждаемым Конституцией органам, формируемым в соответствии с установленным ею порядком, не саму власть, а право на власть, причем только на определенный срок.


Отсюда следует, что пределы государственной власти и ее усмотрения определяются народом, они причинно обусловлены волей народа и потому не могут быть нарушены государством без риска утраты своей легитимности. В этом отношении сама Конституция выступает способом ограничения государства путем установления пределов государственной власти. Этим, в свою очередь, предопределяется инструментальная роль государства, которое служит благу народа и обеспечивает условия для развития личности и обеспечения ее свободы в демократическом обществе.


Многонациональный характер страны и осознание нашим народом себя как части мирового сообщества обусловили также признание общих принципов равноправия и самоопределения народов. В преамбуле Конституции выражены преемственность российской государственности и уважение к историческому прошлому народа, предыдущие поколения которого передали гражданам России любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В ней нашли отражение решающая роль самого народа в настоящем и будущем Родины, его доминирующее место во всей системе субъектов конституционно-правовых отношений. В связи с этим особенно важно учитывать, что Конституция, закрепляя новый конституционный строй, не может быть оторвана от складывавшихся столетиями традиций и устоев отечественной политической истории; она жизнеспособна лишь при условии, что отвечает потребностям общества и адекватна реалиям жизни народа, преобразование которой — процесс постепенный и достаточно длительный, требующий тщательно продуманных решений умной и энергичной власти.


Указание преамбулы на многонациональный народ Российской Федерации имеет еще один важный аспект, без учета которого невозможно правильное понимание конституционных основ единства и целостности Российского государства. Многонациональный народ России в конституционно-правовых отношениях выступает в качестве единой государственной гражданской нации, составляющей основу государственной идентичности России. Именно этим предопределяются характер отечественной модели федерализма и взаимоотношения различных уровней единой федеративной системы, а также выступающих от их имени публичных властей.


В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция. В системе этих ценностей и целей Конституции — утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы. В широком социальном контексте речь идет о принципиально новом видении сущности Конституции, предопределяемой социальной солидарностью и сбалансированным отражением социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.


Что касается народа как органического целого, духовно единого в социальном отношении, неразрывно связанного с Отечеством, то его общая воля предопределяется «единством общей судьбы на своей земле», выражается в «сохранении исторически сложившегося государственного единства», почитании «памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «возрождении суверенной государственности России», насчитывающей много более тысячи лет, а также «ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».


Именно в этом смысле по Конституции России государство является синонимом страны, Отечества, Родины. Государство первично, Конституция вторична. Подчеркнем еще раз, что ее учредительная функция означает в действительности не учреждение государства, а его преобразование, т. е. иное состояние государства, наделение его новыми качествами, в конечном счете ориентированными на восприятие демократических стандартов организации и функционирования. Россия вечна, Российская Федерация в государственно-правовом смысле — результат действующей Конституции. В связи с этим наименование «Россия» позволяет связать Конституцию 1993 г. и юридически оформленное ею государство со всей историей отечественной государственности; что же касается наименования «Российская Федерация» — оно отражает современный этап развития России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Причем указанная новизна относительна, а не абсолютна.


§ 2. Принцип народного суверенитета в Конституции: «самодержавие народа» или народовластиев установленных Конституцией формах?


Понятие суверенитета родилось в Западной Европе в Средние века, оно служило обоснованием королевского абсолютизма. Тогда же появилось и это слово в языках европейских народов. Благодаря демократическим революциям XVII–XVIII вв. оно вошло в конституции. В это же время данное понятие появилось в России, и обозначалось оно термином «державность», содержание которого отражалось словами «верховенство», «могущество». Но если в этот исторический период понятие суверенитета служило обоснованием верховенства монарха в отношении подданных и территории государства, которыми он распоряжался как фамильной собственностью, то позднее его содержание изменилось.


Демократические революции XVII–XVIII вв. в Западной Европе, положившие конец абсолютизму, соединили два понятия — «суверенитет» и «народ» — воедино. Иначе говоря, принцип народного суверенитета есть исторически обусловленное явление. Он является результатом социального, экономического, политического и духовного развития общества и лишь впоследствии обретает конституционно-правовое значение и юридическую форму. В течение двух последних столетий принцип народного суверенитета неизменно закрепляется в конституциях демократических государств, которые определяют его юридическое содержание и пределы, государственно-правовой механизм реализации и обеспечения. В нормах и институтах права, прежде всего конституционного, он обретает юридическую форму существования и становится правовым понятием, занимающим в конституционализме одно из самых почетных мест.




Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

В учебном пособии излагаются начала теории государства и права, раскрыты сущность и содержание основных конституционно-правовых институтов.<br /> С учетом современного состояния науки рассматриваются актуальные вопросы отечественного конституционализма и его особенности, обусловленные историческим развитием России. Помимо традиционной для учебной литературы проблематики, авторы уделили внимание ряду новых вопросов, поставленных современным этапом развития отечественного конституционализма.<br /> Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.<br /> Учебное пособие предназначено для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций.

319
 Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

В учебном пособии излагаются начала теории государства и права, раскрыты сущность и содержание основных конституционно-правовых институтов.<br /> С учетом современного состояния науки рассматриваются актуальные вопросы отечественного конституционализма и его особенности, обусловленные историческим развитием России. Помимо традиционной для учебной литературы проблематики, авторы уделили внимание ряду новых вопросов, поставленных современным этапом развития отечественного конституционализма.<br /> Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.<br /> Учебное пособие предназначено для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд." (Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М.) охраняются законодательством!