Юридическая Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392198368
Язык:
Объем текста: 461 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

I. Конституционализм и демократия: Истоки и историческое развитие

II. Конституционный строй Российской Федерации

III. Человек в конституционном строе Российской Федерации

IV. Народ в конституционном строе Российской Федерации

V. Федеративное устройство Российской Федерации

VI. Принципы конституционного строя и организация государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

VII. Единство и цельность Российского государства

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



I. Конституционализм и демократия: Истоки и историческое развитие


Глава 1.
Происхождение государства и права: сущность, понятие, функции


Необходимо ли современному обществу государство? Входит ли в обязанности государства влияние на процесс преподавания в образовательных организациях? Допустимо ли прямое вмешательство государства в сферы экономики, науки и художественного творчества? Каково соотношение государства и права, права и иных социальных норм?


§ 1. Понятие, происхождение, признаки государства


Мы привыкли жить в государстве, пользоваться благами установленного им порядка и не представляем иного. Между тем государство существовало не всегда. В течение многих тысячелетий безгосударственной бытийности человечество прошло в своем развитии этапы родовых, родоплеменных, племенных отношений. В основе этих догосударственных объединений лежали кровнородственные отношения. Люди объединялись вокруг общих предков, что позволяло им лучше понимать и доверять друг другу. Они следовали понятным им правилам поведения, созданным предшествовавшими поколениями или ими самими.


Высшей властью в подобном объединении было общее собрание всех взрослых членов рода. Именно на таком собрании решались все важнейшие вопросы, будь то избрание предводителя, разрешение внутренних конфликтов, решение вопросов войны и мира и т. д.


Однако по мере увеличения численности населения кровнородственные связи стали постепенно ослабевать. Роды объединялись в племена, племена — в союзы племен. Общие для всех решения стали приниматься уже не старейшинами родов, а совместным собранием вождей того или иного племенного союза. К тому же на занимаемых ими территориях появились «пришельцы» (жены, которых брали из других племен, пленные, менялы, купцы, заблудившиеся). Кровнородственные отношения «разбавлялись» живущими рядом представителями других племен, носителями иных правил поведения.


Ледниковое похолодание и вызванные им трудности добычи пропитания, строительства жилищ и изготовления одежды привели к усложнению процессов производства. Произошло несколько разделений труда. Земледелие отделилось от скотоводства. В самостоятельную сферу выделилось ремесло (в связи с необходимостью изготовления сложных орудий). Возросшие масштабы ремесленного производства позволили выделиться купечеству. Разделение труда привело к специализации производства, а специализация — к повышению производительности труда. Появились излишки продуктов, изделий, которые человек не мог сам потребить. Он их обменивал на другие необходимые изделия, пищу, одежду либо распоряжался ими иначе. Указанные процессы привели к ослаблению зависимости индивида от родственников. Произошло социальное расслоение и выделение классов.


Появилось государство. Государство не есть результат произвольного решения людей — это продукт внутреннего развития общества, его возникновение обусловлено объективными причинами и является результатом условий, формировавшихся в течение многих тысячелетий. Общество, достигшее определенного уровня эволюции, уже не могло развиваться вне государственной формы.


Не случайно мудрый древнегреческий философ Платон считал, что государство — это союз людей, объединенных на основе общей пользы, равенства и справедливости. Разумеется, государство не оставалось неизменным, оно чутко реагировало на развитие оформляемого им общества и его потребности. Соответственно этому усложнялись представления о государстве. Великие мыслители, философы предлагали разные теории происхождения государства: теократическую, органическую, договорную. Был сформулирован ряд теорий, объясняющих происхождение государства применением насилия: внутреннего насилия, завоевания извне, классовая теория.


Но как бы ни были различны истоки государственной бытийности народов и раскрывающие их теории, несомненно одно: государство есть выделившаяся из общественного производства единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть и волю на всех субъектов, находящихся на ее территории, и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех распоряжения и обладает суверенитетом.


Государствам присущи общие черты, отличающие их от организации публичной власти первобытного общества:


а) вместо кровного родства членов родоплеменного объединения государство основано на территориальной общности своих граждан;


б) территория государства имеет четко обозначенные и охраняемые границы. Они отделяют одно государство от другого. Внутри государство разделяется на территориальные образования (провинции, области, районы) со своим населением и местными властями, подчиненными общегосударственной власти;


в) в первобытном обществе власть принадлежала всем взрослым членам общества. В государстве она принадлежит особой группе людей — государственному аппарату. Осуществление государственно-властных полномочий является для них профессией;


г) для содержания государственного аппарата устанавливаются различные налоги и сборы (один из каналов использования излишков, получаемых при более высокой, чем в первобытном обществе, производительности труда).


Принято выделять пять отличительных признаков государства.


1. Наличие особой публичной власти — государственных органов, выделившихся из общественного производства. Выделение публичной государственной власти из общественного производства означает, что лица, осуществляющие ее, не заняты в производственной сфере: на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве. Они каждодневно заняты только вопросами осуществления власти от имени государства.


Под властью понимают право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле. Различают множество видов власти: родительскую, власть рода, племени, общественного объединения (организации), государственную власть и др. Государственная власть отличается тем, что она принадлежит специальной группе людей, которые находятся на службе государства в качестве должностных лиц, служащих государственных органов и выполняют за определенную плату функции управления (руководства). Властвование — их профессия.


Указанные лица властвуют, издавая предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами на всей территории государства.


Реализовать присущие ему функции государство может, опираясь на разветвленный государственный аппарат — систему государственных органов, учреждений, организаций. Аппарат государства — единый организм, который расчленен на органы (законодательные, исполнительные, судебные и др.). В этой расчлененности есть своя иерархия. Различные государственные органы, их блоки занимают неодинаковое место в государственном аппарате, они связаны началами субординации и координации.


Государственный орган — это обособленное звено (составная часть) государственного аппарата. Он занимает в аппарате определенное место и наделен соответствующими полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни.


2. Наличие обозначенной границами государственной территории, которая делится на административно-территориальные единицы (административные образования).


Территория государства четко обозначена границами. Значительные ее размеры потребовали разделения на административно-территориальные единицы — области, районы, округа, села, города, в которых созданы местные органы власти. Распределение властных полномочий между центральными и местными органами, подчинение последних центральной власти позволяют государству управлять всеми людьми, находящимися на его территории, учитывать местные особенности.


Внешние и внутренние границы имеют важное значение для любого государства. Им посвящены специальные нормы в конституциях и ином законодательстве.


3. Наличие государственного суверенитета. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.


Данным признаком государство отличается от других организаций общества и территориальных образований. Общественные образования осуществляют свою деятельность только в определенных сферах (политике, профессиональной области), территориальные образования — только на своей территории, составляющей часть территории государства.


Суверенитет позволяет государству через свои органы самостоятельно и свободно решать все дела во всех сферах в пределах своей территории. Независимо от какой-либо другой власти оно вправе вести переговоры с властями других государств, заключать международные договоры, вступать в международные межправительственные организации или союзы государств.


Государственный суверенитет имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю, которые, как правило, юридически закрепляются в конституциях. Внутренняя сторона — исключительное право на законодательство, юрисдикцию и управление в пределах всей государственной территории. Внешняя сторона — самостоятельность и независимость в международных отношениях.


4. Наличие права, т. е. системы общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством и обеспечиваются, в случае необходимости, его принудительной силой. Государство — единственная организация, которая осуществляет, посредством своих органов власти, правотворчество. Оно издает законы, указы и другие обязательные для исполнения на всей его территории нормативные правовые акты.


В определении употреблен термин «санкционировать». Он означает, что в праве есть нормы, к созданию которых государство напрямую не причастно. Подобное отношение к праву и способам его создания очень важно, поскольку сам народ в той или иной форме участвует в строительстве своего государства и осуществлении правотворчества. Особенно это важно для демократических государств. Речь идет о согласии государства с тем или иным правилом, выработанным исторической традицией народа (обычай) либо учредительными актами общественных объединений (например, устав политической партии). В последнем случае такое согласие выражается в регистрации указанных актов уполномоченными на это органами государства.


С помощью права государство управляет поведением людей, добивается необходимого единства в этом управлении, а также устанавливает права и обязанности своих органов в центре и на местах, т. е. само себя «связывает» правом. Это гарантирует общество от произвола и превышения полномочий со стороны властей.


5. Наличие системы налогов и сборов, взимаемых в принудительном порядке. В первобытном обществе ничего подобного не было, поскольку публичная власть тогда существовала без отрыва от общественного производства и сама себя обеспечивала всем необходимым наравне с другими членами общества. В общественных организациях есть нечто подобное налогам (членские взносы). В демократических организациях их уплата является добровольной, и носят они главным образом символический характер.


Взимаемые в принудительном порядке налоги и другие обязательные платежи идут на содержание государственного аппарата, армии, полиции, выплату зарплаты учителям, медикам и другим категориям лиц, занятых в государственном секторе, выполнение возложенных на государство функций.


§ 2. Функции государства


Функции государства — это направления его деятельности. В них реализуется социальная сущность и назначение государства.


Поскольку государство создается народом, то его функции вытекают из природы и нужд самого общества. В государственно организованном обществе управление общественными делами возлагается на государство. Оно выступает определенной формой организации общества. Функции государства носят объективный характер, поскольку порождаются самим обществом, вытекают из его природы и изменяются вместе с обществом на определенных этапах его развития.


Содержание и значение функций может изменяться под воздействием различных факторов: исторических условий, задач, стоящих перед обществом и государством, внутригосударственной или внешнеполитической обстановки. Иначе говоря, в процессе развития государства в его функциях происходят соответствующие обстоятельствам его развития изменения: одни из них отмирают, другие, наоборот, углубляются и изменяют свое содержание, третьи возникают вновь.


Государство осуществляет свою деятельность в самых разных сферах общественных отношений. Именно эти сферы (области) лежат в основе классификации его функций. По этому признаку функции принято подразделять на внутренние и внешние. Важнейшими из них являются внутренние функции. Они требуют наибольших усилий государства, его органов и граждан, так или иначе касаются всего населения и затрагивают его коренные интересы.


1. Внутренние функции — основные направления деятельности государства в пределах своей территории. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К ним относятся регулятивные и охранительные функции.


Регулятивные функции характеризуют деятельность государства в развитии экономики страны, создании необходимых социально-культурных условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, культурно-просветительскую и др.


Экономическая функция государства заключается:


а) в выработке перспективной и текущей экономической политики;


б) управлении государственным сектором экономики и установлении критериев развития частного сектора;


в) установлении правовых основ рынка и ценовой политики.


В экономической функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. Основу указанной функции составляет рыночная экономика и свободное предпринимательство.


Социальная функция государства тесно связана с экономической. Она в значительной степени зависит от результативности экономической политики и направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, оказание социальных услуг и социальное обеспечение членов общества. Особенно это характерно для современных государств, которые, как и Российская Федерация, своими конституциями провозглашены социальными государствами.


Для них характерны охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, выплата государственных пенсий и пособий.


Функция развития культуры, науки и образования в демократических государствах выражается в государственной поддержке подъема культурного и образовательного уровня граждан; создание условий их участия в образовании, культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, поддержке научных исследований.


Охранительные функции государства характеризуют его деятельность по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений, особенно по всемерной охране прав и свобод граждан, правопорядка и соблюдению законности.


Из этой функции вытекают обязанности государства по обеспечению:


1) соблюдения законности и правопорядка, борьбе с преступностью;


2) гражданского мира и согласия в обществе;


3) доступа потерпевших к правосудию и компенсации причиненного ущерба;


4) равной защиты всех форм собственности;


5) гарантий на получение квалифицированной юридической помощи.


Направления деятельности государства по осуществлению внутренних функций чрезвычайно сложны и многообразны. Они в немалой мере зависят от конкретных внешнеполитических обстоятельств, ситуации внутри страны, состояния экономики и других факторов.


Многие юристы к числу внутренних функций относят также налогообложение и взимание налогов, экологическую функцию.


2. Внешние функции проявляются в деятельности государства вне пределов своей территории, во взаимоотношениях с другими странами. Они являются естественным продолжением его внутренних функций и внутренней политики. Обычно выделяют две внешние функции: поддержание мира и добрососедских отношений с другими государствами и функцию обороны.


Функция поддержания международного мира, безопасности и добрососедских отношений реализуется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях: а) внешнеполитическая деятельность и б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной, культурной и других сферах. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации строится на базе общепринятых международных принципов: суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательства во внутренние дела государств, уважения территориальной целостности и нерушимости границ государств, уважения прав и свобод человека, неприменения силы или угрозы силой и др.


Функция обороны должна обеспечить безопасность государства от нападения извне. Мир жесток и беспощаден к слабому. Мы должны быть сильны, чтобы успешно противостоять международному терроризму и иным угрозам жизненным интересам нашего народа. Их защита основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности и национальной безопасности государства, сформулированном в Федеральном законе «Об обороне». Важное значение в этой связи имеют указы Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации», «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и др.


Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Само деление их на внутренние и внешние во многом условно; немыслимо, чтобы без должного экономического потенциала обороноспособность страны была бы эффективной. В равной мере без высокого уровня образования и науки или состояния защищенности интересов страны не может эффективно развиваться экономика, культура или социальная сфера.


§ 3. Понятие и происхождение права. Право в системе социальных норм. Право и нравственность


Право — явление многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Мы остановимся только на двух понятиях: право в объективном и субъективном смысле.


Право в объективном смысле (объективное право) — система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и, в случае необходимости, охраняемых его принудительной силой.


Право в субъективном смысле (субъективное право) — принадлежащая конкретному лицу («право субъекта») и основанная на объективном праве возможность реализовать те или иные индивидуальные потребности. Например, право собственности на определенную вещь, право избирать и быть избранным в конкретный орган государственной власти или местного самоуправления. То есть возможность самостоятельно действовать, самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.


Право в объективном смысле обладает целым рядом отличительных признаков:


1) волевой характер. Государство непосредственно проявляет свою волю, принимая законы, издавая указы главы государства, постановления правительства. Осуществляет принуждение в случае неисполнения правовых предписаний. А также косвенно, когда санкционирует, соглашаясь с правилами поведения, созданными людьми (обычаи);


2) связь с государством. Право прямо или косвенно устанавливается государством, является одним из обязательных признаков государства;


3) общеобязательная нормативность. Право является единственной системой правил поведения, которые обязательны для всего населения на территории государства. Правовые нормы также рассчитаны на многократное применение.


Как необходимое средство государственного управления и политики, право одновременно является одним из важнейших показателей положения личности в обществе. Право служит средством охраны интересов личности, особенно через сформулированные гарантии прав и свобод человека. С одной стороны, они являются составной частью объективного права, а с другой — показателем демократичности правовой системы государства.


В период первобытного общества в качестве основного и очень устойчивого правового регулятора выступал обычай. Это правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения того или иного юридического факта. Длительность повторения превращалась в привычку. С помощью обычая регулировались брачные и семейные отношения, производство и обмен, отношения с другими родами и племенами, право собственности и многие другие отношения.


Многие выдающиеся современные исследователи подтверждают, что в первобытном обществе действовали несколько видов социальных норм. Это можно продемонстрировать на примере брачного обряда. Так, родители жениха и невесты договаривались о приданом (калыме) на основе правового обычая. Свадебная же церемония проходила в соответствии с нормами религии и нравственных традиций.


Казалось бы, примитивная на первый взгляд норма — обычай для регулирования общественных отношений — должна была иметь такую же сложную структуру, как и нормы современных законов. У обычая есть гипотеза, т. е. обозначены условия, при которых его реализация является самоочевидной и необходимой. Диспозицию нормы составляли требования и веления, которым должно удовлетворять поведение субъекта в гипотетической ситуации. Подобно современному закону, обычай предусматривал неблагоприятные последствия (санкции) за нарушение или неисполнение нормы. Например, по обычному семейному праву филиппинского племени ифугао брак подлежал обязательному расторжению, если в течение двух-трех лет оставался бездетным либо рожденные в нем дети постоянно умирали, поскольку боги, судя по всему, не одобрили этого брака. Здесь присутствуют все элементы юридической нормы — гипотеза (бездетность, смерть новорожденных), диспозиция (бракоразводные действия и процедуры). Есть и санкция, имеющая, правда, сакральный характер: промедление с разводом могло повлечь суровую кару богов. Но в действительности срабатывала, скорее всего, размытая аморфная санкция. Она слагалась из суммы действий ближайших родственников — из их косых взглядов, постоянного брюзжания, недружелюбия, гнетущей обстановки, созданной вокруг пары в кровнородственной группе.


Много веков спустя, в период разложения первобытного общества, нормы обычая не могли в должной мере справляться с регулированием отношений. Усложнилась общественная структура в связи с увеличившимся количеством людей, появлением так называемых «пришельцев», усложнением производственных отношений. На помощь обычаю постепенно начал приходить прецедент — решение авторитетного представителя рода (племени) по несколько измененному вопросу, основанное на обычае. Таким представителем выступал вождь племени, старейшина рода, который своим прецедентом несколько «расширял» правила обычаев.


Дошедшие до нас древние догосударственные памятники права многих народов также свидетельствуют о достаточно высоком уровне правовой культуры. Во многом аналогичную характеристику можно дать и законодательству ранних форм государства. По существу дошедшие до нас первые законы древних государств представляют собой собрание правовых обычаев и прецедентов. Подобные памятники права (законы Хаммурапи, законы Ману, законы Двенадцати таблиц, Русская Правда) включали не только нормы права (обычаи, прецеденты), но и нормы религии, морали.


В настоящее время наиболее логически завершенную форму получило представление о праве как об иерархической системе юридических правил поведения, установленных государством. На вершине этой своеобразной пирамиды находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем. Все остальные нормы права (указы главы государства, постановления правительства и т. д.) приобретают законность благодаря своему месту в этой системе, определяемому источником ее появления. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, обычаи, предписания администрации. Данная (нормативистская) теория подчеркивает такие характерные черты права, как нормативность, системность и соподчиненность (в зависимости от юридической силы правовых норм), признает широкие возможности государства влиять на общественное развитие.


Право, однако, представляет лишь одну из разновидностей социальных норм. Наряду с нормами права в обществе действуют и иные социальные нормы.


Нормы морали — это правила поведения, регулирующие отношения людей с позиций справедливости и несправедливости, добра и зла, гуманизма и т. п. Изучением морали (нравственности) занимается наука этика.


Нормы традиций — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение правила поведения, связанные с поддержанием национальных, семейных, культурных и иных устоев.


Нормы религии — это правила поведения, регулирующие богопочитание и порядок осуществления религиозных обрядов, основанных на духовных убеждениях людей.


Нормы обычаев — это правила поведения людей, сложившиеся в результате многократного повторения определенных действий, имеющих юридическое значение.


Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) — правила поведения, регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций.


Между правом и другими социальными нормами есть как общее, так и различия. Сходство между ними состоит в том, что:


1) у них имеется единый объект регулирования — общественные отношения;


2) они рассчитаны на применение в неограниченном количестве случаев (для регулирования отношений, возникающих в ситуациях, предусмотренных гипотезой нормы);


3) они рассчитаны на применение в отношении неограниченного круга лиц;


4) они исходят, в конечном счете, от общества.


Наибольшее взаимодействие в процессе упорядочения общественных отношений наблюдается между моралью и правом. Их требования во многом совпадают. Как правило, то, что осуждается моралью, осуждается и правом. И наоборот, многие правовые нормы вытекают из нравственных или базируются на них. Например, правовые санкции базируются на принципах справедливости, гуманизма и т. д. Но эти понятия вырабатываются моралью («око за око», «зуб за зуб», «не убий», «почитай родителей» и др.).


Различия:


1) по происхождению (право создается государством или санкционируется им, другие социальные нормы создаются обществом и поддерживаются им);


2) по форме выражения (право содержится в нормативных правовых актах, другие социальные нормы содержатся в сознании людей, в сборниках народных обрядов, традиций; уставах общественных объединений);


3) по сфере действия (право регулирует общественные отношения, которые можно упорядочить в больших масштабах, другие социальные нормы регулируют практически все другие общественные отношения — внутри семьи, рода, трудового коллектива, общественного объединения и т. д.);


4) по способу обеспечения (нормы права обеспечиваются мерами государственного воздействия (принуждения), остальные — мерами общественного воздействия: общественное порицание, замечание, исключение из членов какого-либо объединения).


В условиях светского государства и секуляризованного права трудно достаточно полно определить место и роль различных социальных норм и, следовательно, влиять на эффективность общественного регулирования. Такие социальные нормы, как нормы религии, в светских учебных заведениях практически не изучаются. Нормы морали и права изучаются изолированно друг от друга, а не в системном взаимодействии. Самое главное — при таком подходе к познанию отсутствует системный взгляд на социальные нормы, на их роль и эффективность воздействия на социальные отношения.


Отсутствие системного подхода к изучению социальных норм и регулированию ими общественных отношений имеет устоявшиеся традиции не только в России. Например, в Западной Европе в XIII в. уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом. За правом была признана его собственная роль и автономия, которые стали характерны для образа мысли западной цивилизации.


Такая самоизоляция права, религии и морали неминуемо ведет к несправедливости. Законодательство западных государств порой устанавливает правила поведения, которые грубо попирают религиозные и моральные устои. По своей сути они являются бесчеловечными. С точки зрения формального секулярного права определенное действие (законодательное разрешение эвтаназии, узаконение потребления наркотиков и т. д.) считается правомерным, но при сопоставлении его с нормами морали на поверхность проступает узаконение преступлений. Законы, разрешающие подобные действия, наносят непоправимый урон человеку и обществу.


Системный подход к познанию права, религии и морали тем более важен, что он дает наиболее полное и объективное представление как о самом обществе, так и о социальном регулировании наиболее значимых процессов, происходящих в нем. С одной стороны, нравственность является внутренним состоянием каждого индивида, но с другой стороны, будучи порождением общества, его представлений о добре и зле, она носит нормативный характер. Нормативностью она тесно связана с другими социальными регуляторами: религией и правом.


Нравственный закон (как бы он ни возникал) непосредственно контролируется не государством, а обществом. Хотя само общество также представляет собой сложное образование с более мелкими группами — школой, семьей, кругом единоверцев, друзей, коллег и т. п. В этих социальных группах нравственность во многом носит личностный характер. Более того, в рамках отдельной группы нравственные нормы могут быть противоположными тем, которые сложились в рамках социума. Например, социум осуждает коррупцию, а в рамках семьи коррупция может приветствоваться как дополнительный источник дохода. Все это говорит о том, что не только отдельная личность, но и каждая группа в социуме может формировать свои правила, отличные от общепринятых. Каждая личность свободна в том, следовать этим правилам или нет, но при этом должна помнить об ответственности за сделанный выбор.




Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

В учебном пособии излагаются начала теории государства и права, раскрыты сущность и содержание основных конституционно-правовых институтов.<br /> С учетом современного состояния науки рассматриваются актуальные вопросы отечественного конституционализма и его особенности, обусловленные историческим развитием России. Помимо традиционной для учебной литературы проблематики, авторы уделили внимание ряду новых вопросов, поставленных современным этапом развития отечественного конституционализма.<br /> Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.<br /> Учебное пособие предназначено для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций.

319
 Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М. Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд.

В учебном пособии излагаются начала теории государства и права, раскрыты сущность и содержание основных конституционно-правовых институтов.<br /> С учетом современного состояния науки рассматриваются актуальные вопросы отечественного конституционализма и его особенности, обусловленные историческим развитием России. Помимо традиционной для учебной литературы проблематики, авторы уделили внимание ряду новых вопросов, поставленных современным этапом развития отечественного конституционализма.<br /> Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.<br /> Учебное пособие предназначено для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций, а также студентов профессиональных образовательных организаций.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы Конституции РФ. Базовый и углубленный уровень. Учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. 2-е изд." (Эбзеев Б.С., Осавелюк А.М.) охраняются законодательством!