Юридическая Под ред. Поповой А.Д., Лонской С.В. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.11.2015
ISBN: 9785392199648
Язык:
Объем текста: 411 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Мировая юстиция: генезис, сущность, история в России

Глава 2. Эволюция идеи мирового суда в России во второй половине XVIII — первой половине 60-х гг. XIX в.

Глава 3. На пути к гражданскому обществу: мировые суды в системе пореформенных судов Российской империи и их роль в трансформации общественных отношений

Глава 4. Мировой суд и земские учреждения

Глава 5. Взаимодействие губернаторов Среднего Урала с выборным судом: от мира до вражды один шаг

Глава 6. Производство в мировых судах по уголовным и гражданским делам на основании Судебных уставов 1864 г.

Глава 7. Особенности введения мировой юстиции в губерниях Северного края

Глава 8. Особенности введения мировой юстиции в Сибири и на Дальнем Востоке России

Глава 9. «Ум и знания создали ему репутацию одного из самых умных людей в Перми…»: о деятельности мировых судей Среднего Урала

Глава 10. Мировая юстиция России на рубеже XIX–XX вв.

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Производство в мировых судах по уголовным и гражданским делам на основании Судебных уставов 1864 г.


Оценка эффективности любой судебной системы напрямую зависит от результатов ее деятельности. Институт мировых судей был создан в первую очередь для того, чтобы сделать рассмотрение малозначительных уголовных и гражданских дел более быстрым и дешевым. Другой задачей, стоявшей перед мировыми судьями, являлась необходимость сделать порядок судопроизводства единым для всех сословий. Для решения вопроса об эффективности мирового суда следует обратиться к анализу подсудности мировых судов, особенностей процессуальных форм.


Нормы материального уголовного права, которыми руководствовались в своей деятельности мировые судьи, находились в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Данный Устав, пожалуй, наиболее часто подвергался критике со стороны ученых и практиков. Между тем он представляет собой памятник права, который сыграл, без всяких сомнений, важную роль в укреплении правопорядка в дореволюционной России.


В Уставе закреплено значительное число проступков и преступлений, за которые следовали следующие виды наказаний:


1) выговоры, замечания и внушения;


2) денежные взыскания не свыше 300 руб.;


3) арест не свыше 3 месяцев;


4) заключение в тюрьме не свыше 1 года.


Кроме того, к данному списку могли присоединиться дополнительные наказания, например отбирание орудий, употребляемых для совершения проступка, или принадлежащих виновному вещей, запрещение заниматься определенным видом деятельности.


Как правило, налагаемые наказания носили всесословный характер. Но фактически Устав предусматривал еще один вид наказания (ст. 8) для мещан и крестьян, которые не могли заплатить штраф, — общественные работы и отдачу на заработки. Для этих категорий лиц подобная замена была актуальной. Так, в Калужской губернии по данным на 1879 г. в среднем по губернии за день сельский рабочий получал от 40 до 50 коп., работница — от 15 до 25 коп., замена наказаний здесь в таких случаях носила систематический характер. При этом, несмотря на то что возможность замены штрафа арестом в определенной мере позволяла крестьянам-подсудимым избежать полного разорения, тем не менее частое применение к крестьянам санкции в виде лишения свободы даже за совсем незначительные проступки влекло увеличение рецидива преступлений.


Несомненным достоинством Устава является то, что в большинстве случаев для мирового судьи не устанавливалось ограничений на минимальный размер штрафа (ст. 12). Также мировому судье было предоставлено право уменьшать до половины наказание за кражу, если она совершена «по крайности» и «неимению никаких средств к пропитанию и работе» или если цена похищенного не превышает 50 коп. (ст. 171). Все это позволяло индивидуализировать назначение наказания в отношении неимущих сословий.


Прогрессивными можно назвать нормы, относящиеся к назначению наказания для несовершеннолетних. Несовершеннолетним от 10 до 17 лет мировой судья был вправе заменить заключение в тюрьме содержанием в специальном исправительном приюте (ст. 6). Кроме того, мировой судья был вправе снизить наполовину наказание малолетним (от 10 до 14 лет) или вообще освободить их от наказания с отдачей под присмотр родителей (ст. 11). В целом, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных и другими актами.


Традиционно выделяют 11 групп проступков и преступлений, относящихся к ведомству мирового суда. И здесь необходимо остановиться на важнейших группах. Наиболее интересной в главе 2 «О проступках против порядка управления» является ст. 31, которая предусматривает ответственность за оскорбление полицейских или «других стражей». Интересен, прежде всего, состав этих лиц: он включает полицейских, служителей судебных и правительственных мест, полевых и лесных сторожей. Под защиту закона попадали и должностные лица волостного и сельского управлений во время исполнения ими служебных обязанностей. Исключение составляли только волостные старшины, дела об оскорблении которых находились в подсудности общих судов. Значение передачи указанных проступков на рассмотрение мировых судей состояло на практике в том, что должностным лицам административной власти приходилось теперь доказывать в суде факт оскорбления. Более того, теперь крестьяне вправе были подавать по этим делам апелляционные жалобы в съезд мировых судей, инстанцию, независимую от местных административных властей. Сохранившиеся архивные материалы показывают, что такие апелляции постепенно, начиная с 1870-х гг., становятся обычными в практике съездов. Перевод отношений крестьян и администрации на судебный, гласный уровень, участие крестьян в судебных процессах, повысили правовую культуру и предоставили крестьянам возможность защиты их прав от самоуправства местных властей, в основном, волостных и сельских старост.


В особую группу можно выделить правонарушения, касающиеся Устава о паспортах, т. е. соблюдения административных правил о месте проживания. В дореволюционной России имелись многообразные ограничения в выборе места проживания для различных категорий лиц, и передача таких дел на рассмотрение мировым судьям ограничила произвол полицейских властей. Дела о нарушении паспортного режима, а также требования крестьян и рабочих о возврате им паспортов составляли в практике мировых судей довольно большую часть: так, из 766 сохранившихся в архиве мирового судьи 1-го участка Малоярославецкого округа за период с 1866 по 1888 гг. дел их было 125, что составило 16,3%.


Глава 11 Устава «Об оскорблениях чести, угрозах и насилии» (ст. 130–142) защищала честь и достоинство представителей всех сословий, ставя их в равное положение. Конечно, Устав не мог не коснуться правонарушений против собственности (ст. 145–148). Здесь закреплены составы правонарушений, направленных против чужого имущества, различных прав собственников (самовольное собирание грибов и ягод на чужих землях, проезд и проход через чужие поля до уборки урожая, похищение леса, кража до 300 руб. и т. д.).


Используя материалы Государственного архива Калужской области по участковым мировым судьям Медынского округа, на основании исследования систематических ведомостей подсудимых по делам, бывшим в рассмотрении мирового судьи, а также приговоренных к наказаниям и оправданных решениями мирового судьи за год, можно выделить некоторые тенденции, по группам правонарушений, предусмотренных Уставом. Во-первых, от 13 до 20% от общего количества подсудимых составляли лица, привлекаемые за проступки против собственности (кражи, мошенничества, обманы и присвоение чужого имущества). Это небольшая доля. Для сравнения, Калужским окружным судом за преступления, связанные с нарушением прав частной собственности, в среднем привлекалось до 70% от общего числа осужденных, первое место среди преступлений занимали кражи. Объяснялось это тем, что по данной категории дел привлекались только непривилегированные сословия, так как согласно ст. 181 Уставу о наказаниях, в случае совершения таких преступлений дворянами, священнослужителями, монашествующими или почетными гражданами они подлежали суду общих судебных мест. За мелкие кражи крестьяне могли привлекаться к ответственности и волостными судами. Исключение хищений, совершаемых привилегированными сословиями, из подсудности мировых судей было недостатком Устава, т. к. ставило потерпевших по таким делам в более невыгодное положение ввиду отдаленности окружного суда по сравнению с мировым.


Во-вторых, значительное количество лиц привлекалось по делам об оскорблениях чести, угрозах и насилии (от 11 до 51% от общего количества подсудимых). Показательно по данной категории дел и количество оправданных лиц — от 11 до 50% от числа привлеченных к суду по данной категории дел.


Для того чтобы в целом определить справедливость выносимых мировыми судьями приговоров по уголовным делам и реальность принципов состязательности и независимости суда, используем такой показатель, как соотношение осужденных и оправданных лиц. Анализ поводов к возбуждению уголовных дел в мировом суде показывает, что от 25 до 50% дел возбуждались у мирового судьи по сообщениям полиции и других административных властей, а остальные — в основном по жалобам частных лиц. Показатель строгости репрессии мирового суда позволит оценить объективность подхода мировых судей к проводимому полицией и другими административными властями расследованию.


В среднем по России доля оправданий составляла 48–49%. В старом же суде количество оправданных и освобожденных подсудимых составляло в целом по России 37,6%. Таким образом, мировой суд оказался более мягким репрессивным органом, чем дореформенный. При этом более мягкими в отношении уголовной репрессии мировые судьи были в начале своей деятельности: так, в отдельных участках Калужской губернии доля оправданных в 1868–1869 гг. составляла 75%, а к 1884 г. сократилась до 17%.


Процесс в мировых судах в своей основе покоился на тех же принципах, что и судопроизводство в общих судах. В числе основных начал судебного процесса были устность, гласность, публичность, состязательность, оценка доказательств по внутреннему убеждению и т. д.




Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Монография авторского коллектива исследует как теоретические аспекты деятельности мировой юстиции, так и процесс формирования мирового суда в Российской империи в XIX в. Авторы рассматривают введение мирового суда как элемент сложного модернизационного процесса, направленного на формирование правового государства и гражданского общества. На основании большого круга исторических источников ими показаны предпосылки создания мирового суда, особенности деятельности в отдельных регионах, значение мировых судов для трансформации общественных отношений, их влияние на эволюцию общественного сознания и повседневных практик.<br /> Для юристов, преподавателей, студентов юридических и исторических факультетов, а также для всех, кто интересуется отечественной историей.

209
Юридическая Под ред. Поповой А.Д., Лонской С.В. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Юридическая Под ред. Поповой А.Д., Лонской С.В. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Юридическая Под ред. Поповой А.Д., Лонской С.В. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография

Монография авторского коллектива исследует как теоретические аспекты деятельности мировой юстиции, так и процесс формирования мирового суда в Российской империи в XIX в. Авторы рассматривают введение мирового суда как элемент сложного модернизационного процесса, направленного на формирование правового государства и гражданского общества. На основании большого круга исторических источников ими показаны предпосылки создания мирового суда, особенности деятельности в отдельных регионах, значение мировых судов для трансформации общественных отношений, их влияние на эволюцию общественного сознания и повседневных практик.<br /> Для юристов, преподавателей, студентов юридических и исторических факультетов, а также для всех, кто интересуется отечественной историей.

Внимание! Авторские права на книгу "Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия. Монография" (Под ред. Поповой А.Д., Лонской С.В.) охраняются законодательством!