|
ОглавлениеГлава 6. Индуктивные умозаключения. Методы научной индукции Глава 7. Традуктивные умозаключения и их разновидности Глава 8. Научные формы мысли. Проблема (вопрос), доказательство (опровержение), гипотеза и теория Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ. ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКИ И ЕЕ ЯЗЫКЧем принципы отличаются от аксиом и постулатов?В каждой науке имеются определенные положения, принимаемые в ней без доказательства, без обоснования, порой даже интуитивно, например: «Целое всегда больше своей части». Такие положения фундаментально простоты, а поэтому и умозрительно очевидны. В частных науках они называются аксиомами, в философии — принципами. Они выступают основанием (фундаментом) всего здания той или иной науки. Аксиома — простейшее исходное утверждение (положение), лежащее в основе системы доказательства других положений, принимаемое, в силу своей простоты и умозрительной очевидности, без доказательства. Например: «Точка — это то, что не имеет частей». Принцип — тоже простейшее, исходное, умозрительно очевидное и поэтому бесспорное положение, обеспечивающее целостность той или иной мировоззренческой системы знаний. Принципы, как правило, выделяют в философии и логике, и они тоже и не доказуемые, и не опровержимые, а только принимаемые или отвергаемые, например: «Материя лежит в основе мира», — или наоборот: «Дух — первооснова мира». Постулат же — временно принимаемое за истинное то или иное положение, например, что параллельные прямые пересекутся. Принципиальные положения в логике иногда называют основными законами логики, или основными законами мышления. Но это не совсем точно, поскольку законы открываются в рамках той или иной науки, исследуются ею и только потом формулируются. Принципы же формулируются изначально и выступают основоположениями системы знаний. Ведь эти положения логикой не исследуются — они в ней всего лишь формулируются, оговариваются и принимаются. Другое дело, когда эти положения, учитывая особенности предметной области их приложения, могут быть конкретизированы тем или иным законом. Поэтому хотя в логике обычно и формулируются четыре основных закона, но опираются они всего лишь на три, с нашей точки зрения, принципиальных положения: на принцип тождества, принцип противоречия и принцип достаточности. Название «основные законы логики» («Основные законы мышления») порой дезориентирует, у изучающих логику складывается впечатление, что логика и есть наука об этих четырех законах. Конечно же, свести логику к исследованию всего лишь этих четырех, пусть и основных, законов — неправильно. Эти законы логика не исследует, логическими законами являются совсем другие положения, которые действительно открываются этой наукой, обосновываются ею и формулируются. Это, в частности, законы структуры форм мысли, законы связи мыслей между собой. Закон, являясь самым существенным признаком научного знания, отражает общее, коренное, внутреннее, сущностное, не лежащее на поверхности, не дающееся исследованию непосредственно; законы обнаруживаются в процессе познания, в процессе, идущем от отражения внешнего к отражению внутреннего, скрытого. Открытие и формулировка законов — показатель качественного развития науки, ее проникновения в сущность изучаемого, исследуемого предмета. Поэтому, говоря о логике как науке, под законами ее следует понимать положения, отражающие сущностные, внутренне необходимые зависимости элементов в строении отдельных форм мысли или в их связи между собой. Формулировка принципов обычно предельно проста, и это понятно, потому что принцип — нечто простейшее, изначальное, основное, фундаментальное, а простое в силу этой своей природы должно иметь и простую формулировку. Разговор о принципах важен потому, что осознанность наравне с доказательностью является одним из главных признаков научности. Каковы принципы и основные законы логики?Принципиальными положениями в логике являются принцип тождества, принцип противоречия и принцип достаточности. Принцип тождества формулируется лаконично и просто: всякая мысль тождественна самой себе. Понятно, что такое утверждение не надо доказывать, нет смысла опровергать — оно само по себе, можно сказать, очевидно, его (как и всякий принцип) следует принять (или не принять). Из этого принципиального положения следует, что всякая другая мысль, не тождественная данной, будет с нею не совпадать, т. е. противоречить ей. А вот тут уж как раз и наступает очередь другого принципа — принципа противоречия, гласящего: противоречащие мысли не могут быть одновременно истинными. Это тоже простое положение. Правда, что считать противоречием, нуждается в уточнении. Наконец, последний принцип логики, принцип достаточности, формулируется так: всякая мысль имеет достаточное для себя основание. Принципиальные положения конкретизируются в логике четырьмя основными законами ее, потому что принцип противоречия имеет две разновидности. Понятно, что несовпадающие мысли могут быть в виде «а» и «не-а», а могут быть и в виде «а» и «я». Например: «Данный предмет белый» и «Данный предмет не белый» или «Данный предмет белый» и «Данный предмет черный». Для первого случая формулируется закон исключенного третьего, а именно: противоречащие мысли не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными. Для второго случая формулируется закон, традиционно называемый законом противоречия, но точнее его следует назвать законом противоположности: противоположные мысли не могут быть одновременно истинными — по меньшей мере одна из них ложна, по большей же мере обе могут оказаться ложными. Принцип достаточности конкретизируется формулировкой: всякая истинная мысль имеет для этого достаточное основание. Вот поэтому вместо трех принципов в логике формулируются четыре основных закона. Итак, первым принципом логики как науки является положение: всякая мысль тождественна сама себе. В виде формулы этот принцип часто записывается: «А есть А», «А = А» или «А тождественно А», где символом «А» обозначена любая мысль. На этот принцип опираются многие логические положения. В частности, если мы установили, что по каким-то показателям, по каким-то признакам мысль «А» тождественна мысли «В», то можно определенно утверждать, что и мысль «В» по тому же признаку будет тождественна мысли «А». Далее, если «А» по какому-то показателю равна «В», а «В» при этом так же равна «С», то необходимо, что и «А» по тому же показателю будет равна «С». Например, мысль о столице России «А» тождественна по своему объему мысли о крупнейшем российском городе «В», поскольку обе эти мысли отражают один и тот же объект (предмет). Последняя мысль «В», в свою очередь, тождественна мысли о городе России с более чем десятимиллионным населением на реке Москве «С», то понятно, что и мысль «А» будет по объемному показателю тождественна мысли «С». Иначе говоря, на принципы опираются и в них находят свое обоснование более частные положения логики: свойства транзитивности, симметричности, коммутативности и др. Внимание! Авторские права на книгу "Логика в вопросах и ответах. Учебное пособие" (Кобзарь В.И.) охраняются законодательством! |