|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуФИЛОСОФИЯ КАК ВИД НАУКИКритерии научного знания1. Объективность, или принцип объективности. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 3. Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта. 4. Особая организация, системность знания (теория, гипотеза). 5. Проверяемость (наблюдение, практика, логика и т. п.). Философия — искусствоФилософское знание (и познание) есть прежде всего знание научное; оно отвечает всем критериям научного знания. Помимо того, оно связано с идеологией, и прежде всего потому, что в ней имеется целая сфера — философское. С этой стороны философия идеологична; можно считать эту часть философии «партийной» в той степени, в какой партийность ее субъектов совпадает (если совпадает) с научностью. Истинная общественная философия, выступающая как наука, не должна зависеть ни от классовых, ни от расовых пристрастий; если она претендует на научность, то ее интенция не должна находиться в узко групповых (т. е. кастовых) рамках; она общезначима, т. е. «планетарна». Помимо того что философия есть вид науки и вид идеологии, она еще есть вид гуманитарного знания; ей присущи также черты, свойственные обыденному знанию (мудрость), а также трансцендирующему мышлению (здесь она родственна с мистицизмом). Ей, как типу знания и типу постижения реальности, во многом свойственны также черты искусства. Остановимся на том, что имеется общего между философским познанием и художественным освоением действительности (т. е. искусством). Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности? Прежде всего личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в объект отражения. Если в естественных науках такой компонент вообще элиминируется — а в идеологии и гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу рационализму, — то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника (х) как субъекта мыслительной деятельности (Мх) объектом (ОМх) будет не только вне его находящееся вещественно-субстрактное образование или психика, движения души другого человека (Ов — объект, находящийся вне, или за гранью, Лх — личности художника), но и его эмоциональное отношение к этим явлениям, его чувства и переживания, связанные с ними (Эх — эмоции художника). Эмоции, конечно, в самом художнике (Лх), но они становятся объектом (как обычные восприятия и чувственные представления), когда на них направляется активность мышления этого художника. Именно такой объект (Ов - Эх) осваивается мышлением (Мх), затем художник посредством творческой деятельности формирует художественный образ Х0 и транслирует его реципиенту Рв с целью определенного воздействия на психику последнего. Схематично такой процесс можно представить следующим образом: Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |