|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуФОРМЫ ПРОГРЕССАСуществуют разнообразные формы прогрессивного развития. Выделяют: 1) линейно-восходящую, или лестнично-поступательную, форму; 2) спиралеобразную; 3) веерную; 4) волновую и другие формы прогресса. Примером первой формы может служить развитие материального мира: неорганическая природа, органическая природа, общество. Пример второй формы — из сферы научного познания (в теоретической медицине: гуморальная концепция подверглась отрицанию целлюлярной патологией, а та, в свою очередь, — концепцией всеобщего нервизма, за которой последовала приоритетность молекулярно-биологического подхода): Здесь второй этап «отрицает» первый, третий воспроизводит на более высокой основе первый (с теми же возможными упущениями), идущий вслед за ним четвертый воспроизведет основные черты второго этапа. Третьей формой прогрессивного развития можно назвать веерную форму. Примером может служить историческое развитие философии — в Китае, Индии, Греции и других странах. Мы здесь имеем множество отдельных направлений, формирующихся на основе разных познавательных способностей человека (точнее, вследствие реализации в большей степени каких-то одних способностей) и своеобразного видения мира, обусловливаемого также социокультурными факторами. Какие-то концепции устаревают, сходят со сцены, а какие-то набирают силу. Взаимовлияние концепций не снимает проблему качественной специфичности каждой из них, их относительно автономного движения. Схема демонстрирует множество различных философских концепций, предполагающих также их взаимное влияние, а порой и синтез, ведущий к становлению нового философского направления. Другой пример — концепция исторического круговорота цивилизаций А. Тойнби. Как он установил, в истории человечества была 21 цивилизация, из них 13 основных; каждая проходила стадии возникновения, надлома и разложения, после чего погибала. К настоящему времени, считает он, имеется пять основных цивилизаций: индийская, китайская, исламская, русская и западная. В любой из них имеется прогресс в духовном совершенствовании, в религиозных верованиях и т. п. Представление Тойнби об отдельных цивилизациях линейное (до определенной точки происходит поступательнопрогрессивное развитие), а в другой системе отсчета — в рамках всего общества — веерно». Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |