|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуДВЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ (В СВЯЗИ С ЧАСТНЫМИ НАУКАМИ)Длительное время философия и естествознание находились как бы в неотчлененном друг от друга слитном состоянии и натуралистское воззрение целиком входило в содержание философского мировоззрения. Но со временем (со становлением теоретической науки) начинается их явное размежевание. Эта довольно сложная картина взаимоотношений философии и естествознания (натуралистской формы мировоззрения) нашла свое выражение в существовании двух концепций развития философии, или двух концепций предмета философии: концепции распочкования предмета философии и концепции предметного самоопределения философии (оговоримся: речь пойдет лишь о научной стороне филососфии и не касается иных ее аспектов — художественного, идеологического и др.). Концепция распочкования имела своей исторической предпосылкой формирование вопроса о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы и обнаружение недостаточности натурфилософских построений. Свое оформление она получила не позднее первой половины XIX в. в трудах основателя позитивизма О. Конта. Всю прошлую философию он отождествил с метафизической стадией. Философия сыграла, с его точки зрения, исторически полезную роль, но затем превратилась в анахронизм. Предмет философии стал изменяться. Появление частных наук постоянно сужало рамки философии. В конце концов предмет философии должен был «распочковаться». Как утверждал его сторонник В. В. Лесевич, содержание философии «разобрано по частям отдельными науками», философия «распалась, разложилась». То же положение выражено В. Виндельбандом: «Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу». I. Концепция распочкования философииВ античном обществе термин «философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. К области философии в ту эпоху нередко относили искусство и знания об общих нормах поведения людей. Эстетика и этика, подобно науке, постепенно отделялись от мифологии, религии и получали свою понятийно-рационалистическую трактовку в первоначальных философских системах. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания. Понятие философии имело значение тотального объединителя научного знания. Она не просто представитель научного знания или какая-то его часть, а все (или почти все) это знание. «Теоретическое (умозрительное)» означало «философское». Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |