|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПОЗНАНИЯОдним из важнейших принципов познания выступает принцип диалектической противоречивости познания. Познавательно-диалектические противоречия, как и предметные («онтологические») противоречия, выступают источником развития, в данном случае — источником развития знания. Они могут быть двух видов: философско-гносеологические и логико-методологические. Первые связаны с соотношением субъекта и объекта, вторые — с соотношением сторон познавательной деятельности. Вычленение логико-методологических противоречий основано на общем методологическом принципе раздвоения единого и познания противоречивых частей его. Этот принцип ориентирует на осущест вление взаимосвязи разных сторон познания в целях отражения противоположностей предметного противоречия сначала в их раздельности, а затем в синтезе. Нацеленность на мысленное воспроизведение предметного противоречия обусловливает одну из важных черт диалектического познания: в его результате, в итоговой познавательной структуре должно быть отражено предметное противоречие. Если, к примеру, познается такой феномен, как питекантроп, то мышлением должны быть уловлены и его тенденция к устойчивости, и тенденция к изменчивости (в направлении к homo sapiens). Его внутренняя противоречивость может быть зафиксирована в двух суждениях: «Питекантроп — не человек (животное)» и «Питекантроп — человек». Переходность, таким образом, схватывается в двух утверждениях, взятых в разных отношениях (первое — по отношению к человеку, второе — по отношению к животному). Диалектическое мышление должно уловить момент переходности. При диалектическом познании не только его результат, но и его первичный, исходный этап оказываются противоречивыми; они связаны с выявлением антиномии-проблемы. Антиномией принято называть появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Примерами могут служить суждения: «Целое больше суммы своих частей — целое равно сумме частей»; «Вирусы есть живые существа — вирусы не есть живые существа». Движущей силой развития знания эти пары утверждений являются не сами по себе; в этом случае они оказываются взаимоисключающими, из двух утверждений одно подлежит немедленному отбрасыванию. Если же они становятся моментами процесса познания систем, в них обозначенных, то они могут выступать как форма фиксации проблемы, которую требуется решить. В таком случае они являются антиномией-проблемой, разрешаемой, в отличие от формально-логического противоречия, не немедленно, а лишь посредством дополнительного, подчас весьма длительного изучения вопроса. Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |