|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуАНТИНОМИИ ЦЕЛОСТНОСТИВ трактовке соотношения целого и части имеют место две прямо противоположные позиции — меризм и холизм. Первая абсолютизирует в этих взаимоотношениях роль частей, вторая — роль целого. Если первая позиция преимущественно связывалась с материализмом, то вторая — главным образом с идеализмом. Наряду с меризмом и холизмом издавна существовала также диалектическая концепция. Рассмотрим, как решаются некоторые из антиномий (антиномия — противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым) целостности в меризме, холизме и диалектике. Первая антиномия выражается в формулировке положения: «Целое есть сумма частей» и противоположения: «Целое есть нечто большее, чем сумма частей». Применительно к биологической целостности позиция меризма выражалась в утверждении, что биологическое есть простая сумма механического, физического и химического (I). Согласно холистской концепции, помимо механических, физических и химических элементов, в органической системе есть некий специфический элемент (фактор) Х, который организует всю структуру живого и направляет его функционирование и развитие; этот элемент — духовный (энтелехия), он непознаваем (II). Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |