|
ОглавлениеСлово в оправдание схем в философии К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками) Связь философии с действительностью Эвристическая функция философии Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим Общая схема круга кругов в философии Формы связи философии и естествознания К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания Наука — не только то, что истинно Практика — познание (практика — теория) Абсолютная и относительная истина К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи Определение характера следствия Относительность необходимости и случайности Диалектическая противоречивость познания Внутренние и внешние противоречия, их соотношение Целевая (телеономная) детерминация Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуК РАЗДЕЛУ I «ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ»ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИФилософия относится к формам мировоззрения, и ей свойственны общие структуры мировоззрения. Из основных достаточно назвать религиозное, мифологическое, натуралистское (или естественнонаучное). Что же составляет сущность (или главную черту) мировоззрения? Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения. Он конкретизируется в других: в чем смысл жизни? Возможно ли личное бессмертие? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Конечен он или бесконечен? Что такое истина? Что такое добро, зло, справедливость? Что такое красота, любовь? Эти и многие другие вопросы развертываются в систему ответов на них, в воззрение человека на мир, на свое отношение к этому миру. Мировоззрение индивида построено на противоречивости взаимоотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание «не-Я» сопровождено стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. Как вечна дихотомия человеческого существования — конечности тела и бесконечности духа, так неизменна и дихотомия отношений личности и внешнего мира. В индивидуальном мировоззрении «Я» равновесно «не-Я». Если для биологии или космологии человек только одно из многих явлений в ряду других (и с ним можно порой не считаться), то в мировоззрении «Я» и «мир» сопоставимы друг с другом; более того, человек в определенных отношениях оказывается центром этой системы. Антропоцентричность философии не есть антропоморфность, но заостренность ее воззрений на мир человеческими идеалами, надеждами и сопереживаниями бытия мира. В этом плане следует понимать и то, что в предмет философии входит и «мир в целом», а не только «отношение к миру». Всеобщее «мира в целом» неотрывно в философии от всеобщего в бытии человека и от всеобщего (в поясненном смысле) в самих этих отношениях. Не все, что имеется и постигается человеком в мире, входит в предмет философии, а только такое, что оказывается в орбите его всеобщего интереса, его всеобщих ценностей. С этой точки зрения такие понятия, как «добро», «истина», «справедливость», являются философскими, не будучи всеобщими в формально-логическом плане, а многие другие, отражающие всеобщее в формах движения материи («вещество», «поле», «притяжение» и т. п.), не имеют философского статуса. Философия включает представление не обо всем, что имеется в мире, а только о том, что оказывается «всеобщим» в плане его жизненного бытия. «Всеобщее» — это кардинальное понятие, сфокусированное именно на бытии человека. Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством! |