Философия Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.05.2013
ISBN: 9785392026043
Язык:
Объем текста: 112 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Слово в оправдание схем в философии

К разделу I «Предмет, структура и функции философии». Предмет философии

Две концепции возникновения философии (в связи с частными науками)

Связь философии с действительностью

Эвристическая функция философии

Социально-аксиологическая функция философии. Философия и политический режим

Общая схема круга кругов в философии

Философия как вид науки

Формы связи философии и естествознания

К разделу II «Философия сознания. Философия познания». Источники индивидуального сознания

Сознание

Наука — не только то, что истинно

Практика — познание (практика — теория)

Абсолютная и относительная истина

К разделу III «Философия бытия (онтология)». Критерии причинно-следственной связи

Определение характера следствия

Цепи причинения

Сущность и явление

Относительность необходимости и случайности

Антиномии целостности

Диалектическая противоречивость познания

Этапы развития противоречия

Внутренние и внешние противоречия, их соотношение

Целевая (телеономная) детерминация

Формы прогресса

Приложение. Философия платона и философия Аристотеля. Платон. Аристотель



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ


Пирамидальная концепция науки (по ряду работ 70–80-х гг. XIX в.)


Рис. 1. Распространенная концепция науки: Э — широкое основание (эмпирическое знание), Т — теоретический уровень, Ф — философия (самый абстрактный уровень)


Концепция связи философии с наукой и действительностью


Рис. 2. Связь философии с действительностью через теоретические и эмпирические науки и непосредственно (если такая возможность предоставляется)


Широко распространено мнение, будто философское знание су­губо теоретично. Философия якобы не имеет своей эмпирии, своего эмпирического уровня. Если и применяется в этом случае понятие эмпирического, то для указания чего-то находящегося за пределами собственно философского знания.


К этой точке зрения примыкает представление, согласно которому философия связана с явлениями предметной действительности не не­посредственно, а опосредованно, через теории частных наук (рис. 1). Все научное знание оказывается как бы пирамидой, основанием ко­торой служат опыт, эмпирические данные, вершиной — самые аб­страктные теории, а середину занимают теории меньшей степени общности; философское знание образует самые верхние этажи пи­рамидальной структуры теоретического знания, и ее путь к объектив­ной реальности проходит через теоретический и экспериментальный уровни частно-научного знания.


Эта точка зрения выдвигается как альтернатива позитивизму, от­рывающему частные науки от философии, и натурфилософскому зна­нию, противопоставленному естественным наукам. Но положитель­ные моменты такой точки зрения слишком незначительны и не могут помочь в выявлении диалектики отношений всеобщего и частно­научного, философски-познавательного и объективно реального.


В самом деле, слишком жесткая связь философии и часных наук, ее однозначная зависимость от всего того, что дается естествоиспы­тателями (а к этому ведет «пирамидальная» концепция), лишают философов свободы критического осмысления данных частных наук, порождают ориентацию на некритическое их восприятие. Но уроки истории показывают, что в естествознании могут быть как лжефакты (как в лысенковских построениях), так и лжетеории при в общем-то достоверных фактах.


И нацеливать философов на установление связи с действитель­ностью также через подобные факты и теории неправомерно. Это своеобразный позитивистский хвостизм, отказывающий философии в праве на самостоятельность в отношении к естествознанию, к его теориям и фактам эмпирического уровня.


Из этой концепции могут делать выводы элитарного характера: например, что любой человек, стремящийся развивать свое миро­воззрение, должен всегда иметь дело только с научными теориями тех или иных объектов природы или общества и «обобщать» именно частно-научные теории. В таком случае пришлось бы, помимо проче­го, отказать значительному числу индивидов в праве самим, без тео­рий физики, химии, биологии, формировать свое философское пред­ставление о мире.


В этой концепции более четко проступает отеоретизирование ми­ровоззренческого знания в смысле отрыва его от непосредственных контактов с реальностью, которые оказываются чрезмерно заужен­ными. Создается почва для натурфилософской точки зрения, соглас­но которой философское знание носит исключительный характер; все другие науки теоретичны и эмпиричны, непосредственно связаны с реальностью, а философия «сверхтеоретична», «сверхабстрактна». Отсюда далеко до поиска онтологического коррелята теоретического высшей степени абстрактности.


Такая возможность реализована, в частности, в представлении, со­гласно которому частно-научные теории изучают специальные сущно­сти, а философская теория — сущности сущностей, более глубокую сущность тех же вещей. «Субстанция же является наиболее общей и, соответственно, наиболее внутренней и глубокой сущностью, по сравнению с которой все другие (специальные) сущности выступают в роли явлений» (Авалиани С. Ш. Тбилиси, 1980). Получается, что лишь философскому познанию доступны подлинные сущности элемен­тарных частиц, атомов, молекул, отдельных видов живых организмов, галактик, и философы должны направлять частно-научные исследова­ния (ведь сущность, по определению, есть то, что обусловливает другие свойства и отношения материальных систем).




Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Данное учебное пособие предлагает изучение курса философии в виде схем, наглядно выражающих самое существенное в структуре и структурных связях понятий, определений и принципов. Рассматриваются общие закономерности развития, проблемы и история, формы и методология научного познания, осмысления личности, общества и культуры. Издание полезно тем, что схема в отличие от словесного описания облегчает восприятие таких процессов в философии как динамизм, цикличность, ранговость ("отпочкование") и т.д. Изложенный материал представляет собой различные варианты вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, вопросы к зачетам и семинарам. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся философией.

59
 Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях. Учебное пособие

Данное учебное пособие предлагает изучение курса философии в виде схем, наглядно выражающих самое существенное в структуре и структурных связях понятий, определений и принципов. Рассматриваются общие закономерности развития, проблемы и история, формы и методология научного познания, осмысления личности, общества и культуры. Издание полезно тем, что схема в отличие от словесного описания облегчает восприятие таких процессов в философии как динамизм, цикличность, ранговость ("отпочкование") и т.д. Изложенный материал представляет собой различные варианты вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, вопросы к зачетам и семинарам. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся философией.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия в схемах и определениях. Учебное пособие" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!