Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6. Человек и общество


Справочные издания и теоретические работы:


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «Общество», «Социальная философия» (т. 2); «Философская антропология», «Человек», «Человечество» (т. 4).


2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1993.


3. Маркс К. К критике политической экономии. М., 1995. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13. С.6-8.


4. Ролз Дж. Теория справедливости. М., 1991.


5. Смысл жизни: Антология. М., 1994.


6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.


Проблема человека в философии — центральная. Что такое человек? Какова его природа и сущность? Каковы механизмы и закономерности формирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно постоянных структур и качеств? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека — все это суть проблемы философской антропологии — учения о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня, и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества.


Человек — это сложнейший мир, включающий природные и духовные качества. Проблема человека охватывает ряд таких вопросов, как характеристика человека как биологического вида и как исторического человека, как индивида и как личность, как субъекта и объекта социальных отношений, труда, познания и общения.


Как интегральная форма знания философия синтезирует конкретнонаучные представления об обществе, истории и человеке. Одна из основных задач философии истории — поиск смысложизненных ориентиров в сложном и изменяющемся социальном мире. В переломные периоды жизни каждого человека и человеческого сообщества встают вопросы о смысле его существования. Имеется ли смысл в самом ходе исторического процесса, в хитросплетении бесчисленных фактов? Или смысл истории задается высшей сакральной силой? Или смысл истории коренится лишь в самой человеческой способности искать и находить смысл в явлениях, в том числе и тех, которые смысла не имеют? Эти и другие вопросы станут предметом обсуждения в данной главе.


§ 1. Философская антропология


Проблема человека в любой достаточно развитой культуре имеет огромное значение. Но весь вопрос состоит в том, что понимается в данной культуре под человеком. В античности, например, человек трактуется не как личность в ее субстанции, но как вещь, т.е. как проявление природы, как эманация космоса.


Вопрос о природе человека зачастую сопрягался с вопросом о его нравственной природе: добр или зол человек по природе, морален или аморален и т.п. Сократ, Руссо полагали, что человек от природы добр, но цивилизация и частная собственность уродуют природу человека. Издревле философы пытались описать родовые характеристики людей. Трудно и даже невозможно перечислить все имевшие место в истории философии определения человека. Человек — политическое животное (Аристотель); человек — ограничение божественного принципа (Н. Кузанский); человек — мыслящая вещь (Р. Декарт); человек — ремесленник, человек — созидатель; человек — существо свободное (Спиноза); человек — существо играющее (Й. Хейзинга); человек — существо работающее, производящее; человек — существо разумное (К. Линней); человек — вершина эволюции (Тейяр де Шарден); человек — совокупность общественных отношений (К. Маркс); человек — путник (Г. Марсель); человек — существо аксиологическое и т.п.


Христианство внесло принципиально иное понимание человека: человек — творение Бога, созданный по образу и подобию Бога. Его грехопадение указывает на сложность и неоднозначность человеческой природы: он Бог, но в нем есть и животное начало. Человек — не только духовное, но и природное, телесное существо. Это обрекает человека на постоянный выбор между духовным и телесным человек стыдится своих природных влечений, своих телесных проявлений. Августин Блаженный в своей «Исповеди» подчеркивал, что нельзя превозносить роль разума как высшей силы человека, так как разум — одна из наиболее сомнительных и неопределенных вещей в мире. Разум не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости, ибо значение его темно, и тайна его постижима лишь христианским откровением. Поэтому человек может правильно использовать разум лишь благодаря божественному руководству.


Естественнонаучная антропология стремится опираться на науку, которая ищет объяснение сущности человека в особенностях его физиологии, строении человеческого мозга, закономерностях психических процессов.


Философская антропология сформировалась в 20-х гг. ХХ в. во многом благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера, среди которых наибольшую известность получили работы М. Шелера «Положение человека в космосе», Х. Плеснера «Ступени органического и человек» и др. Так, в упомянутом труде М. Шелера было заявлено о необходимости создания основополагающей науки о человеке и изложена программа его философского познания, где целостное философское постижение человека должно соединиться с конкретнонаучными результатами, полученными в отношении различных сфер человеческого бытия. Философская антропология, по мнению М. Шелера, должна выполнить интегрирующую роль в отношении конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека, собрать воедино его образ, «разбитый на мелкие кусочки», и создать целостную концепцию человека.


М. Шелер, характеризуя эволюцию всего живого, показывает родство, единство природы и человека. Что же отличает человека от животных? Шелер утверждает: то, что делает человека человеком, покоится на принципе, противоположном жизни вообще, эволюции — в частности. Это ДУХ. Нельзя сводить дух к функции инструмента знания, так как его отличает свобода, отрешенность от принуждения и давления, от жизни, и от всего, что относится к жизни, в том числе собственного интеллекта человека, связанного с влечениями. Человек — это существо, превосходящее себя и мир. Главное в нем — акт идеации, т.е. формирования абстрактных понятий, обобщающих все наблюдаемое. Например, боль руки и боль вообще. Примером такого акта идеации может быть названо и рассуждение о человеке как о человечности. Человечный человек — противоположность варварскому человеку. Человечность есть способность формировать себя каждым действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.


Наш соотечественник С.Л. Франк подчеркивает значимость силы духа, реальность которого не меньше, чем явления материального мира. Духовная жизнь человека составляет познание мира и самого себя. Душа — это то, что делает человека живым, это внутренний, интимный мир человека, его настроения, фантазии, грезы, чувства, это состояние, в котором человек постоянно пребывает, невыразимое формально-логическими средствами.


Н.А. Бердяев указывает на ценностную (аксиологическую) природу человеческого духа. Дух выразим в творчестве, свободе, справедливости, любви. Дух повсюду и всегда действует как сила преображающая, освобождающая, но не принуждающая. Дух всегда есть настоящее, обращенное к вечности, он вневременен и внепространственен. «Духовность означает прежде всего эмоциональное ощущение не только своего «Я», но и чужого, — подчеркивает Н.А. Бердяев, — ей свойственны терпимость и уважительность к чужому «Я», мыслям и чувствам других людей... Духовность — это чувство долга, ответственность перед другими людьми и природой за свои действия, милосердие, любовь к ближнему, сострадание, жалость, терпимость, искренность. Это и чувство собственного достоинства, чести, стыда, вины, раскаяния, покаяния».


Итак, духовность означает синоним человеческого, человечности, сущностное начало человека, которое лежит по ту сторону витально-психического и обозначается емким словом «Дух» (по М. Шелеру). Духовность включает разные проявления психической деятельности человека: сознание, разум, интеллект, эмоции и чувства. Духовная жизнь каждого человека включает в себя ценностносмысловые, интуитивные, эмоциональные, целеполагающие и волевые компоненты. Духовность проявляется в характере ценностных ориентаций человека, в целенаправленности его действий, в ориентации на высокие идеалы, в формировании себя как личности в соответствии с идеалами.


Конечно, духовная жизнь человека, предпосылки ее возникновения продолжают оставаться необъяснимыми. Но научные и философские поиски объяснения духовной природы человека необходимы, хотя бы для того, чтобы строить стратегию воспитания детей, формирования их сознания.


Названные характеристики сущности и природы человека, несмотря на их многообразие и противоречивость, направляют научные и философские поиски. Главные из них: происхождение человека, соотношение биологического и социального в человеке, проблема конечности человеческого существования, смысл жизни и предназначение человека.


Соотношение социального и биологического в человеке. В решении этого вопроса в истории философии и науки наблюдаются крайние подходы, абсолютизирующие одну из сторон человеческой природы. Начало биологизаторским концепциям положила эволюционная теория Дарвина. Современная наука устанавливает наличие общих признаков в биологическом строении человека и обезьяны: 92% сходных по структуре генов у человека и шимпанзе, 385 общих анатомических признаков у человека и гориллы и т.д. Согласно данным молекулярной антропологии человек, шимпанзе и горилла разошлись в эволюционном развитии не более 5 млн. лет тому назад. Индекс непохожести, указывающий на расстояние между двумя видами (по данным ученых Калифорнийского университета США), у шимпанзе и человека составляет 1,17 — такой же, как у шимпанзе и гориллы. Иными словами, по генетическим признакам человек не более отличается от шимпанзе и гориллы, чем шимпанзе и горилла отличаются друг от друга. Это различие составляет примерно 1% генетической информации. И именно на одном (!) проценте держится вся человеческая культура! Что же касается расового различия между отдельными людьми, то оно вообще ничтожно и может не учитываться исследователями. Все эти данные подтверждают эволюционную теорию Дарвина и указывают на биологическую природу человека.


Как живое существо человек обладает развитым мозгом, генетически унаследованными особенностями своей физической организации, природными задатками, предрасположенностью к определенным заболеваниям и т.д. Как живое существо человек нуждается в пище, жилище, медицинском обслуживании, защите окружающей среды от вырождения, снижении негативных последствий человеческой производственной деятельности, обеспечении нормальных санитарногигиенических условий, недопущении эпидемий, профилактике заболеваний и т.п.


Биологическая природа человека слепа и не обязана считаться с нашими возможностями и желаниями. В биологии человека отложились миллионы лет прошлой истории живых организмов. Существуют аспекты психофизиологии человека, для понимания которых необходимо использование генетических методов и концепций. Имеются определенные генетические предпосылки, лежащие в основе слабоумия, преступности, таланта. В суммарной характеристике уровня интеллекта генотип играет не меньшую роль, чем среда. У человека может быть молниеносная реакция, абсолютный слух или необычайная зрительная память, зрение, необычайная комбинаторика и исключительные математические способности. Задача генетики состоит в том, чтобы на основе определения генотипа рано выявить эти таланты и привить ребенку увлеченность, соответствующую характеру индивидуального таланта. Биологически предопределенными являются: средняя продолжительность жизни человека, способность осваивать язык в определенном возрасте, последовательность и этапы созревания, взросления, старения, природные задатки.


Значимость генетических факторов в жизни и деятельности человека требует преодоления господствовавшей в нашей науке недооценки биологических факторов в исследовании причин преступности. Традиционно считали, что наследственная обусловленность преступности — лишь иллюзия, проистекающая из сходства темпераментов близнецов. Главное в их преступном поведении — влияние среды. Но существует и другая точка зрения, согласно которой существует генетика поведения, генетика психофизиологии человека. И если биолог и врач утверждают, что в ряде случаев индивиды, совершившие правонарушения, характеризуются определенными физиологическими, эндокринными и психическими особенностями, которые могли сыграть роль в становлении личности правонарушителя, социолог и юрист не вправе закрывать на это глаза. В то же время известно, что именно из-за позиции многих юристов долгое время не проводились исследования в области генетической детерминации преступности: не преступности в целом, а отдельных видов преступления (половые преступления, некоторые разновидности убийств, хулиганства и т.п.). В ХХ веке итальянский врач Ч. Ломброзо выступил с теорий врожденной преступности. Его описание преступных типов ограничивалось в основном внешними биологическими признаками. Например, если у человека сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, он — потенциально преступен. Очевидно, что данный подход абсолютизирует значение чисто внешних биологических признаков и вульгаризирует и упрощает понимание природы человека. А современный ученый — специалист по психологии животных Клод Лоренц обоснованно доказывает наличие у человека инстинкта агрессии, который необходимо учитывать и находить социальные средства для его нормального выхода.


Конечно, нельзя переоценивать значение биологических факторов в объяснении поведения человека. Решающий фактор становления человека — целесообразная деятельность, которая явилась причиной вытеснения инстинктивной основы поведения на второй план, уступив место нормативному регулированию поведения. Главное отличие человечества от животных — его надбиологическая целостность, отличающаяся наличием культуры. Место генетического наследования признаков и стандартных узлов жизнедеятельности занимает внегенетический способ передачи опыта с помощью языка и мира артефактов, то есть созданных человеком предметов. Наиболее чистый, классический артефакт — орудия. В них опредмечены способности человека, его опыт. Древнейшие орудия по своей примитивности могли быть созданы пралюдьми, не обладающими ни сознанием, ни самосознанием, ни речью. Речь и мышление предположительно возникли спустя 1-1,5 млн. лет после того, как пралюди начали производить орудия. Мышление и речь обязаны своим происхождением стихийно сформировавшимся знаковым системам, ставшими предпосылкой формирования языка.


Таким образом, главные отличительные признаки человека являются социально обусловленными. Абсолютизация биологических или социальных признаков человека, гипертрофирование одной из сторон дуализма человеческой природы порождает ряд педагогических, медицинских и социальных проблем.


Например, в настоящее время открываются огромные возможности вмешательства в генетическую программу человека. Клонирование животных и человека, т.е. создание организмов-дубликатов, абсолютно повторяющих его генетический первоисточник путем трансплантации ядер, в настоящее время является реальной возможностью. По мнению энтузиастов клонирования, метод трансплантации ядер мог бы сохранить те счастливые случаи, когда в человеке сочетаются исключительные генетические комбинации гениальности. Но при этом не могут не учитываться этические аспекты вмешательства науки в биологическую природу человека. Вправе ли мы вообще вмешиваться в природу и продлевать жизнь той генетической комбинации, которая должна была естественно умереть? Вправе ли мы вообще вмешиваться в естественный ход событий — разрешать одно, запрещать другое? Существенным является и вопрос выбора: какую элиту человеческой популяции мы изберем для повторного воспроизводства? Нужны ли будут обществу несколько десятков стандартизированных по генотипу людей?


Для решения всех этих вопросов требуется осмысление проблемы соотношения генетической и социальной программ наследования, принципов аккумуляции исторического опыта человечества, понимание особенностей формирования духовного опыта личности и проблем социальной типизации личности, а также многое другое.


Природа и сущность человека. Социальная философия уделяет главное внимание исследованию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Материальное и социальное суть объективные предпосылки или элементы структуры человека, их можно наблюдать извне, они могут быть описаны и анализированы. Но духовное «я» — чисто субъективное, это «я сам», которому все объекты противопоставлены. Влиянию окружающих условий подвержены только внешние слои нашего «я», а такие проявления нашего сознания, как рождение мысли, создание шедевров искусства, логических и философских абстракций, научных гипотез или моральных идей — всегда носят спонтанный и неожиданный характер. Укажем на ряд особенностей человеческой природы, отмечаемых в науке.


Человек обладает способностью создания символов. Известно, что человек связан с природой генетически, и его органы чувств позволяют человеку получать необходимую информацию о внешнем мире. В отличие от животных непосредственная связь органов чувств с воздействиями внешней среды и ответная реакция на эти воздействия усложняется наличием символической системы, то есть языка, который преломляет значения мира вещей. Академик, доктор психологических наук А.Н. Леонтьев подчеркивает, что значения преломляют мир в сознании человека, поскольку «...в значении представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой». И чем богаче язык, тем сложнее внутренний мир человека, и тем отдаленнее от нас мир природы. Ведь прежде чем обращаться к вещам, человек обращается к самому себе, к собственному внутреннему миру. Э. Кассирер цитирует Эпиктета: «То, что мешает человеку и тревожит его, это не вещи, а его мнения и фантазии о вещах». В связи с этим Кассирер подчеркивает: вместо того, чтобы определять человека как существо разумное, его следует определить как существо символическое. Язык — специфическое отличие человека от животных. Поэтому, чтобы познать природу человека, надо раскрыть тайну связи языка и мышления, языка и восприятия природных и социальных вещей и событий.


Основная функция языка — социотворческая. Вся система культуры является носителем информации благодаря языку. Как мы уже подчеркивали, культура является средством формирования человека как особого существа. Язык — это также специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. С помощью языка конструируется социальность, поскольку все проявления социальных отношений возможны лишь в понятийно-знаковой форме (язык политики, пропаганды, межличностного взаимодействия и т.д.). Социальные отношения и общение неразрывно связаны и взаимообусловлены. Есть общение — есть социальные отношения, есть социальные отношения — есть общение. Благодаря языку реальность расчленяется на роды практически значимых предметов, а не предстает в нерасчлененном синкретическом виде.


Человек — существо деятельное. Освоение человеком мира носит универсальный характер. Виды человеческой деятельности формируют и его способности к ним. Люди умеют изготовлять орудия, использовать их универсально, в различных ситуациях для производства необходимых средств к жизни, сохранять их впрок и тем самым передавать свой опыт последующим поколениям. Их деятельность сознательно-волевая, а не природно-запрограммированная. Трудовая деятельность, являясь источником общественного богатства, порождает особый тип общественных отношений — отношения собственности, и особое социальное свойство человека — обладание собственностью.


Человек — существо общественное. Он неотрывен от человеческого общества. Человеческое дитя может стать человеком лишь благодаря освоению опыта прошлых поколений. Все достоинства и роли каждого человека являются общественными отношениями. Ум, богатство, привлекательность, щедрость, талант — реализуются лишь в отношении одного человека к другому. Но социальность (соборность, коллективность) не исключает индивидуализации человеческого существования.


Человек — существо, созидающее самого себя. Он ставит перед собой цели, связанные не только с потребностью освоения внешнего мира, но и созидания своего собственного внутреннего мира. По этой же причине человек может и разрушать самого себя. Оба эти процессы связаны и могут быть содержательно оценены лишь в контексте общественной жизни и личной жизни каждого человека. То, что является для одного разрушением самого себя, для другого и в другой социальной ситуации может оказаться созиданием себя как личности.


Человек — существо аксиологическое. Он оценивает природные и социальные явления, руководствуется системой ценностей во всех областях своей деятельности и поведения. Все люди знают простейшие нравственные запреты. Этика имеет эволюционное происхождение, сформировавшись в процессе отбора и социального наследования генетически запрограммированных и социально полезных форм поведения. Например, детеныши человека беспомощны, но природа снабдила человека качествами, способствующими сохранению детей. Существуют природные механизмы, налагающие запрет на физическую связь брата и сестры. Они легли в основание запрета инцеста. В то же время человек способен свободно выбирать тот или иной путь достижения цели, самоопределяться. Поэтому он является также субъектом моральной ответственности перед самим собой. Будучи членом коллектива, человек выполняет определенные обязанности, обладает некоторыми правами и несет ответственность перед ним и самим собой.


Природа человека проявляется и в особенностях его психической жизни. Основные проявления психической деятельности человека: эмоции, мышление, воля, и их верховные регуляторы — потребности. Например, мышление конкретного человека и человека вообще невозможно объяснить, абстрагируясь из его потребностей. Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал по этому поводу: «Мысль рождается не из другой мысли, а из сферы потребностей и интересов» и именно в этой сфере следует искать ответ на «последнее почему» в загадке человеческого мышления. Мышление вооружает потребности средствами и способами их удовлетворения, отражая уровень развития цивилизации, степень знания природы самого человека и окружающего его мира. Но двигателем его поведения являются не мышление, а потребности. Эмоции также не представляют собой самостоятельное, далее неделимое психофизиологическое образование. Они — функция какой-либо потребности и оценки субъектом вероятности удовлетворения потребности в данных условиях. Воля есть присущая уже высшим животным потребность преодоления, актуализируемая препятствием на пути к удовлетворению какой-либо потребности, первично инициировавшей поведение индивида.


Сущность человека и составляют потребности и комплекс способностей, позволяющих их удовлетворять. Что такое потребности? Потребность — постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека. Выпив воды, мы утоляем жажду, но не упраздняем потребность в воде. Потребности человека многообразны, иерархичны, взаимозависимы и взаимозаменяемы.


Уровни потребностей человека: витальные, социальные, духовные. Витальные потребности обусловлены биологической природой человека. Они ощущаются как нехватка чего-либо необходимого для сохранения и воспроизведения живых существ. Потребности являются активно-побуждающей, самодвижущей силой живого, делающей его планетарным, космическим явлением. Социальные потребности — это потребность принадлежать к некоторой социальной группе и занимать в ней определенное место, потребность следования определенным нормам, принятым в данном сообществе и т.д. Духовные потребности — потребность в деятельности, творчестве, потребность в знаниях, религиозная потребность, эстетические потребности и т.д. Потребности человека не имеют жесткой заданности, предполагая определенные степени свободы в их реализации. Итог: человек — не ангел и не зверь, не животное и не дух, а биосоциальное существо. Его природу составляет система потребностей, которые побуждают его к деятельности и как закон определяют направленность этой деятельности.




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!