Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4. Философия бытия


Справочные издания и теоретические работы


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «Бытие», «Время», «Движение» (т. 1); «Научная картина мира», «Пространство», «Сознание», «Субстанция» (т.3).


2. Аристотель. Соч. в 4 тт. М., 1976.Т.1.


3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.


4. Миронов В.В. Онтология и теория познания. М., 2005.


5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1983.


6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.


7. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М., 2003.


Бытие (от греч. on, ontos — сущее; лат. esse) — одно из центральных понятий философии. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения различных определений бытия. В этом ряду находятся такие понятия как «сущее», «сущность», «существование», «субстанция», которые представляют собой различные аспекты или трактовки бытия. Поэтому, для того, чтобы понять философский смысл проблемы бытия, необходимо обратиться к истокам этой проблемы и ее трансформации на протяжении развития философской мысли. С этой целью мы конкретизируем некоторые принципиально важные в теоретическом плане положения, которые лишь контурно были намечены в историко-философском введении.


§ 1. Бытие как центральная категория философии


Постановка проблемы бытия. Первые философы были первыми учеными и первыми теоретиками. Но что такое теория для античных мыслителей? Это — чистое созерцание, умозрение, пребывание ума в полноте идеального космоса, причастность к божественному. Главное при этом — избавиться от случайных, преходящих черт и изобразить, воплотить в чистой бытийной форме бессмертное, божественное, а не индивидуальное, частное и отдельное. Отсюда — стремление к такому знанию, объяснению мира, когда все многообразие предметов и явлений мира выводится из одного универсального принципа. В ранней греческой философии данная проблема предстает как поиск первоначала всего сущего: «Архэ» и «Фюзис» («архп» и «фистг»). Ионийские натурфилософы искали некую универсальную сущность. Эта сущность выполняет роль причины (Архэ), ибо из нее рождается все многообразие вещей. Они также называли эту сущность природой (Фюзис) вещей. В качестве таких сущностей для них выступают стихии (букв. «простейшие начала», «элементы»): вода — у Фалеса, апейрон (беспредельное) — у Анаксимандра, воздух — у Анаксимена, огонь — у Гераклита, земля — у Ксенофана, все четыре стихии — у Эмпедокла. Пифагорейцы полагали числа причиной и началом вещей, а отношения между числами — основами всех отношений в мире. Позднее, у Платона число занимает «срединное» положение между подлинным и неподлинным бытием, оно дает «меру» и определенность вещам, делая их причастными к бытию.


Первая теория бытия была создана Парменидом. Он полагает, что архэ должно быть вечно, неизменно и совершенно, и впервые называет его бытием. Бытие тождественно Разуму, Логосу, так как «одно и то же мыслить и быть». Поэтому небытия нет, так как оно немыслимо и несказанно. Обоснование принципа бытия выглядит так: «все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит и говорить), иначе, как думая, (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить ничто, значит ни о чем не говорить». Современные исследователи находят здесь формулировку закона непротиворечия: если есть бытие, необходимо чтобы не было небытия. Этот принцип у Парменида звучит как онтологический, однако позднее ему придадут и эпистемологический, и лингвистический смысл.


Другие тезисы относительно бытия:


• Небытие — это отсутствие бытия, но так как его нет, то все «заполнено» бытием, что означает, что бытие едино и неделимо.


• То, что бытие не могло появиться, но всегда было, следует из того, что появление бытия могло осуществиться лишь из небытия, которого нет, т.е. до возникновения бытия могло быть только небытие, что абсурдно. Поэтому бытие вечно.


• Аналогично доказывается неизменность и совершенство бытия.


• Бытие не имеет прошлого, ибо прошлого уже нет, а бытие не может не быть — оно вечное настоящее без начала и конца.


Все эти свойства воплощаются в идее сферы, которая не имеет ни начала, ни конца, ни изъянов, ни частей. Такова первая теория бытия.


Парменид приходит к выводу, что бытие вечно, едино и неподвижно. Таким образом, помимо понятия движения, он также отказывается от понятия времени. В современной науке его идеи рассматривают как основу статической концепции времени (в явном виде сформулированной лишь в ХХ веке).


Ученик и последователь Парменида, Зенон выдвигает логические аргументы в пользу иллюзорности времени и движения. В своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Пшеничное зерно» и многих других, он старался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности.


Совершенно иная концепция бытия представлена в материалистической философии Демокрита. По существу, он на равных рассматривает бытие и небытие, что позволяет ему избежать зеноновских парадоксов. Бытие он мыслит как множественное. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атомы недоступны чувствам, они умопостигаемы. Они выражают полноту бытия, тогда как пустота тождественна небытию. Возникновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а атомы продолжают существовать. Каждый атом вечен и неизменен. Атомы не возникают и не исчезают. Мир в целом — это беспредельная пустота, в которой существует бесконечное количество миров.


Итак, в ранней греческой философии рождаются и эволюционируют важные идеи, постепенно превращающиеся в понятия. Это идеи Бытия, Становления, Разума, Космоса, Природы, Первоначала.


Идеальное и реальное бытие. Ставший традиционным для философии вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и духа, познаваемости мира своими корнями уходит в метафизику Платона, впервые поставившим эту проблему в центр философского рассмотрения.


Идеи наделяются статусом подлинного бытия, тогда как чувственно воспринимаемые вещи вторичны и производны. Они представляются Платону ухудшенными копиями идей, их тенями. Идеи вечны, совершенны и неизменны. Типичными представителями мира идей являются математические объекты (числа, геометрические фигуры). Не случайно Платон называл занятия математикой необходимым подспорьем при подготовке к философии.


Теория идей изложена в разных диалогах Платона. Но особое значение для ее иллюстрации играл символ Пещеры (см. гл. 2 учебника).


Идеальное всегда обладает обобщающими признаками. Идеальное универсально, а единичные вещи всегда уникальны. Но умение мыслить об идеальных предметах оказывается чрезвычайно полезным, это умение существенно расширяет технологические возможности человека, преобразует все стороны его жизни. Обращение к идеальному позволяет планировать и прогнозировать, составлять модели и постигать универсальные закономерности. Идея выступает и как порождающая модель, и как обобщенный образ сходных вещей, событий, явлений. В первом случае мы говорим о первичности идеи: вещи, события и явления рождены благодаря идеальному. Во втором случае речь идет о том, что человеческое сознание сравнивает вещи, события и явления, находит в них нечто общее и преобразует его в некую целостность — идею.


Проблематика идеального и материального не устаревает: и сегодня когнитология, исследования в области искусственного интеллекта, философия математики, философия науки, философия языка и другие направления в современной философии и частных науках вновь и вновь актуализируют дихотомию идеального и материального, идеального и реального, идеального и чувственного.


Философия как метафизика. Главный философский труд Аристотеля — «Метафизика» — представляет собой не написанный им текст, а конспекты лекций, записанных его учениками. Свое название «Метафизика» (в переводе с греческого «после физики») получила случайно: этот труд был обнаружен комментатором сочинений Аристотеля Андроником Родосским, разбиравшим его рукописи. В созданном Андроником собрании сочинений трактат, посвященный «первой философии» как учению о «первых началах и причинах», следовал после работ по физике и поэтому получил такое название.


Так родился термин, которым стали обозначать учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. Слово «метафизика» часто употребляют как синоним философии.


К идее такой особой дисциплины, которая является основанием для всех других наук, приходит уже Платон. Он рассуждает: даже математика, наиболее строгая из наук, опирается на некоторые недоказуемые предпосылки, которые, по сути, являются гипотезами и могут быть опровергнуты. (Справедливость его рассуждений подтвердила сама математика, когда в середине XIX в. были подвергнуты сомнению основы евклидовой геометрии). Но ведь должно быть какое-то абсолютно безпредпосылочное знание, которое содержит в себе некую абсолютную предпосылку, являющуюся в то же время абсолютной истиной. И ответ на этот вопрос дает Аристотель, который вводит в качестве такого абсолюта понятие бытия.


Бытие выступает в качестве особого понятия, абстракции, универсального объяснительного принципа, который лежит в основе решения всех остальных вопросов о мире.


Бытие — это то, в чем сомневаться невозможно. А в чем невозможно сомневаться? В том, что есть, существует.


Бытие просто есть. Вот это универсальное «Есть», «Да» (как утверждение, обращенное к миру) и выступает совершенно необходимой предпосылкой всякого познания, не нуждающейся ни в каких иных основаниях. Потому что, если мы выбираем в качестве универсального принципа «Нет» — небытие, несуществование, отрицание, то мы как бы гигантским ластиком стираем и весь и мир, и человека, да и сам этот принцип. Ведь в этом случае мы приходим к противоречию, абсурду: если «не существует» — это универсальный принцип, то он, как универсальный, относится и к самому небытию. Тогда получается, что небытия нет. А вывод? Значит, все-таки есть бытие.


Итак, бытие у Аристотеля — это начало, вечное, неизменное. Это потенциальное, мыслимое бытие. Но для полноты оно нуждается в реализации, актуализации. И такой актуализацией выступает мир как реальное существование отдельных, материальных и духовных, предметов и явлений. Всеобщность, универсальность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. Это и есть основной закон бытия или «начало всех аксиом».


Таким образом, полным, подлинным или актуальным (от слова акт — действие) бытием обладают лишь единичные, чувственно воспринимаемые вещи. Идеи же относятся к области человеческого мышления. Будучи учеником Платона, Аристотель трансформировал понятие идеи в понятие формы. Форма у Аристотеля обладает теми же свойствами, что и идея у Платона. Но бытие форм, как и бытие материи, является потенциальным. Потенциальное бытие (бытие в возможности) переходит в актуальное в том случае, когда оно «встречается» с другим видом потенциального бытия: материя соединяется с формой. Так Аристотель преодолевает платоновское «удвоение мира».


Каждая вещь есть единство формы и материи. Форма — это некая идеальная сущность вещи, видовая или родовая, но не индивидуальная. Это общая сущность для множества предметов одного типа. Материя есть чистая возможность, или потенция вещи, форма — ее осуществление. Форма делает материю действительной, т.е. осуществленной в конкретную вещь, или «целостность». Таким образом, каждая вещь есть единство формы и материи, актуального и потенциального.


Открытие понятия формы и обоснование ее относительной — на уровне познания — самостоятельности имело колоссальное значение для развития философии и науки. Появилась возможность теоретического оформления и научной организации знания о формах материальных явлений (геометрия), о формах мышления (логика), о формах языка (грамматика), о формах социального взаимодействия (правоведение). Изучение свойств веществ дает нам науку о содержании — античную физику, средневековую химию (алхимию) и т.п.


Материя и форма достаточны для статического рассмотрения реальности. Но они не объясняют движение, то есть динамику. Схема анализа человеческого действия послужила Аристотелю моделью для истолкования всех событий и явлений, то есть любого движения. Всякое движение происходит, согласно Аристотелю, под воздействием четырех причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Каждая из причин отвечает на определенный вопрос (откуда? как? благодаря чему? и куда?) и характеризует одну из сторон происходящего. Если материальная и формальная причины задают условия и основания движения, то действующая причина заставляет предмет двигаться, а целевая причина указывает направление и цель движения. Покажем это на конкретном примере. Возьмем медную статую. Суть бытия статуи — это ее форма, то, что делает ее именно статуей (а не медным щитом, шлемом, монетой). Медь — это материал, материя. Но этого еще недостаточно для ее полноценного бытия. Нужна движущая причина — скульптор. Наконец, у скульптора должно быть представлении о цели работы, для того, чтобы начать действовать. Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом — становится материей (например, глина — материя для кирпича (в которую привнесена форма кирпича), но кирпич — материал для строительства дома).


Для космоса в целом актуальным первоначалом (одновременно движущей, формальной и целевой причиной) должен быть бог, или неподвижный перводвигатель — чистая энергия, не сопряженная ни с какой материальностью или потенциальностью, сам себя мыслящий Ум (Нус).


Аристотелем также вводится понятие первоматерии — это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах.


Таким образом, метафизика, или «первая философия» — это теория бытия, раскрывающая его структуру и включающая технологию описания всего того, что осуществляется и происходит. Метафизика — это своеобразная метанаука, которая обосновывает научное познание в целом, знание как таковое. В этом — актуальность и современность рассуждений Аристотеля.


Античная философия, особенно учения Платона и Аристотеля, на многие столетия определила общий характер и способы членения самого понятия бытия. Пересмотр античного и средневекового понимания бытия привел в XVI-XVII вв. к созданию новой логики и новой формы науки — математического естествознания.


Но если в эпоху античности онтология предстает как метафизика, т.е. беспредпосылочное знание, (как то, что предшествует познанию), то в Новое время онтология выступает как результат познания, становясь, таким образом, логически необходимой частью философских систем. Наступление эпохи Нового времени совпало с антиметафизическим переворотом: в центре философии находится теория познания, а не теория бытия. Мысли, а не вещи, становятся главным объектом философского внимания. Учение о методе предвосхищает картину мира, создание которой зависит не только от философии, но, главным образом, от частных наук. Вся философия превращается во вспомогательное средство развития науки, ответственное за систематизацию ее результатов и разработку соответствующей методологии. В ее функции также входит формирование научного мировоззрения, то есть перевод результатов научного поиска в сферу целей и ценностей, их внедрение в повседневную социальную практику.


Не все философские учения Нового времени формировали собственные теории бытия. В английском эмпиризме, субъективном идеализме, агностицизме и позитивизме утверждается непознаваемость бытия или даже бессмысленность самого понятия бытия. Вслед за средневековыми номиналистами, сенсуалисты и позитивисты видели в понятии бытия логическую связку или даже результат гипостазирования языка.


При этом предметом исследования становились не только единичные вещи, но и то, что их объединяет — реальность и ее законы. Как и бытие, реальность объединяет возможность и действительность. Постижение реальности и изучение ее законов связано с экспериментальной наукой. Это в равной мере относится как к физической, так и к социальной реальности, законы которой могут быть открыты путем обобщения опытно-экспериментальной деятельности.


В то же время, в неклассической философии, начиная со второй половины XIX века начинают формироваться иррационалистческие концепции бытия, подвергающие сомнению разумность мира, адекватность и самодостаточность разума, а также автономию человеческого сознания. Так, А. Шопенгауэр утверждает, что бытие мира распадается на две составляющие: «мир как воля к жизни» и «мир как человеческое представление». Воля к жизни и есть подлинное бытие. Воля к жизни слепа и неразумна, ибо главное ее стремление — самосохранение. Инстинкт самосохранения — естественное свойство всего живого. Но Шопенгауэр вслед за романтиками считает, что воля к жизни присуща всем вещам мира и самому миру в целом. Такое мифопоэтическое мироощущение позволяет вновь видеть в жизни самодостаточную природную стихию, невыразимую на языке формул и понятий. Наука стремится постичь мир при помощи общих законов и теорий. Но жизнь всегда уникальна и не поддается формулировкам. Последователь Шопенгауэра Ф. Ницше увидел квинтэссенцию воли к жизни в воле к власти. Но от этого его определение подлинного бытия как непознаваемого не претерпевает изменений. Ницше видит в человеке прежде всего биологическое существо, которое должно бороться за свою жизнь, а не избегать борьбы путем подчинения своих жизненных сил и инстинктов запретам морали и общественным нормам.


Историко-материалистическая концепция бытия К. Маркса противостоит иррационалистическим концепциям, но, по своей сути, также представляет собой неклассическую онтологию. Маркс назвал свое учение об общественном бытии историческим материализмом. Он полагал, что общественное бытие первично и по отношению к бытию индивида, и по отношению к общественному сознанию. Таким образом, он рассматривал общество как реальность, подобную физической реальности. Отсюда и его убежденность в том, что общество подчиняется не менее строгим и непреложным законам, чем законы природы. Общественное бытие — это материальное бытие. Оно обусловлено производственно-хозяйственной деятельностью индивидов. Законы общественного бытия проявляются в его историческом развитии.


Производительные силы — это самодостаточное бытие, способное к саморазвитию и самоусложнению. Как «порождающая природа» Спинозы, материя в учениях материалистического эволюционизма обладает способностью к самостоятельному развитию, а материальное производство — наиболее сложный уровень материального бытия. Здесь происходит неизбежное уподобление материи, материального бытия и, в частности, материального производства сложному организму и наделение его признаками жизни.


Производственные отношения — из области формального бытия. Но форма не способна к эволюции, она может быть лишь заменена другой формой в процессе трансформации. Поэтому производственные отношения меняются «скачкообразно», то есть революционно. Они могут соответствовать производительным силам (как это бывает в период формационного роста), а могут и тормозить их развитие, что и приводит к революционной их замене на более совершенный тип, соответствующий новым производительным силам, самостоятельно вырастающим из старых.


Экзистенциалисты противопоставили умопостигаемую сущность (эссенцию) переживаемому существованию (экзистенции), настаивая на возврате к вопросу о смысле бытия. Рациональное определение бытия не способно раскрыть его подлинный смысл. Последний раскрывается в опыте жизни, через присутствие (dasеin), т.е. здесь-бытие, или существование. Герменевтика направлена не на определение схемы или формулы бытия, а на выявление его смысла. Смысл бытия как философская проблема должен избавить человека от шока, вызванного осознанием конечности и случайности человеческого существования. Аристотелевской аналитике противопоставляется хайдеггеровская герменевтика.


Герменевтика бытия базируется на недоверии к рациональносхематическому, или метафизическому, знанию.


§ 2. Фундаментальные характеристики бытия


Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия. Понятие субстанции было впервые сформулировано Аристотелем. Под субстанцией понимается то, что существует самостоятельно, само по себе. Субстанция — нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего. Проблема выделения субстанции является одной из центральных проблем онтологии.


Онтология обретает свою «плоть и кровь» как экспликация бытия в более или менее четкой понятийной структуре, образованной взаимосвязанными категориями: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, социальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.


Дуализм, плюрализм, монизм. Рационалистические философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница не могли обойтись без понятия бытия. Статусом бытия наделялись как отдельные явления и процессы, так и субстанция (сущность). По поводу того, стоит ли за многообразием всех вещей и явлений одна и та же сущность или их множество, между философами возник спор. Спиноза полагал, что субстанция (natura naturans) едина и она тождественна природе или Богу. Лейбниц утверждал бесконечное множество субстанций, называемых монадами (monada). Декарт полагал, что существуют субстанции мыслящие (res cogitans) и протяженные (res extensia).


Таким образом, относительно «первого бытия» выделились три позиции: монизм, плюрализм и дуализм. Большинство философов XVIII и XIX столетий примкнули к концепции монизма и, в свою очередь, разделились на материалистов и идеалистов.


Материалисты считали, что в основе всего лежит материя (материальное бытие), а идеалисты полагали первоосновой всего сущего идею (идеальное бытие). Материалисты XVIII века находились под сильным влиянием естествознания, в котором все сильнее проявлялся дух натурализма и культ опытно-экспериментального знания. Они полагали, что все духовное и идеальное возникает вследствие усложнения и развития материи. Главным методом материалистов становится редукция сложного к простому, духовного к психическому, психического к физиологическому, физиологического к физическому. Еще Декарт и Ньютон рассматривали Вселенную как грандиозный часовой механизм. Затем механика становится идеалом для частных наук: ее союз с техникой делает ее не просто полезной, но и могущественной. Материализм XVIII века называют механистическим потому, что главной моделью объяснения является механическая аналогия. Большинство представителей этого течения преуспели в различных областях естествознания: математик Д‘Аламбер, врач Ламетри. Тогда же возник важный тезис Просвещения: естествознание не только дает контроль над природой, но и изменяет мышление таким образом, что создает условия для формирования гуманистических ценностей и гражданских добродетелей.




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!