Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. Классическая и неклассическая философия


Справочные издания и теоретические работы


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «Герменевтика» (т. 1); «Иррационализм», «Классическая немецкая философия», «Маркс» (т. 2); «Позитивизм» «Прагматизм» (т. 3); «Феноменология», «Философия жизни», «Философия науки», «Философия Нового и Новейшего времени», «Экзистенциализм» (т. 4).


2. История философии: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2002.


3. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост.: П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2010.


4. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н.И. Фокина. М., ТК Велби, Из-во "Проспект", 2008.


5. Фокина Н.И. Современная западная философия: учебное пособие М.: Проспект, 2009.


§ 1. Философия Нового времени (XVII—XVIII вв.)


Конец XVI — начало XVII века — новый этап в развитии западноевропейского общества, для которого характерно разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений.


Происходят существенные изменения в духовной жизни общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие философии, науки, культуры в целом. Философские и научные идеи, освободившиеся от влияния религиозного мировоззрения, приобретают вполне светский характер.


Стремительное развитие промышленного производства способствовало подъему интереса к эмпирическому знанию. Естествознание этого периода опиралось на собирание, описание и классификацию фактов, применяя аналитические методы исследования. Целое сводилось к механической сумме частей, которые не взаимодействовали, не были связаны друг с другом. Все трансформации в мире рассматривались с точки зрения количественных изменений, источник которых находился вне явлений и процессов.


Философия обращается к результатам открытий в области естествознания и, прежде всего, механики, применяет аналитические методы и приемы естественных наук. Что определяет ее механистичность, метафизичность. Как правило, философия этого периода разделяет позиции деизма.


В этот период превалирует мысль, что задача философии и науки заключается в увеличении власти человека над природой, совершенствовании красоты, здоровья человека.


Философия Нового времени развивается на основе представлений о человеке, как о человеке активном, стремящимся к познанию и обладающим для этого определенным инструментарием.


Познавательные возможности человека, за некоторым исключением, толкуются оптимистически. Вместе с тем, философы этого периода высказывают предпочтение различным формам познания. Гносеологические проблемы решаются с позиций эмпиризма, сенсуализма, рационализма.


Наиболее яркими и интересными философами этого периода, внесшими значительный вклад в развитие философии, были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.-В. Лейбниц, французские философы XV111 века, а также Дж. Беркли и Д. Юм.


Фрэнсис Бэкон, «Веруламец» — видный английский политический деятель, мыслитель, родоначальник опытной науки. Бэкон полагал, что средством лечения социальных недугов является экономический прогресс, достигаемый в результате открытий в области естественных и технических наук. Эту мысль Бэкон развивает в утопии «Новая Атлантида», где на примере неизвестной страны показывает роль науки в жизни общества, значение организации научной работы для его прогрессивного развития.


Высшая цель познания — завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. В противовес теории созерцательного знания Бэкон подчеркивает необходимость формирования знания, стимулирующего человека к действиям.


Согласно Бэкону любая область бытия, любое явление природы и человеческой жизни достойно изучения, ибо то, что достойно для бытия, достойно и для познания, которое есть изображение бытия. Объективное содержание истины пропорционально ее достоверности, способно изменяться по мере развития научного знания. Истина — дочь времени, а не авторитета.


Истина достигается при помощи эмпирического знания, которое строится на основе сенситивного познания. Эмпирическое знание Бэкон рассматривает как знание экспериментальное.


Бэкон различает два вида опытов, при помощи которых достигается истина:


• опыты плодоносные, приносящие немедленный практический результат;


• опыты светоносные, не дающие немедленного результата, но проливающие свет на глубинные связи природы, на её законы.


Бэкон не принимает крайних форм рационализма и эмпиризма. Радикального рационалиста он сравнивает с пауком, который плетет паутину из самого себя, а радикального эмпирика с муравьем, который тащит в муравейник всё, попадающееся ему на пути. Идеалом является пчела, сочетающая разумный выбор и скрупулезный эмпирический анализ. Тем не менее последний играет более существенную роль в процессе познания.


Наука нуждается в реформации, избавлении от ошибок в познании, которые Бэкон называет идолами (призраками). Для человеческого знания характерны следующие идолы (призраки): идолы рода, идолы пещеры, идолы площади (рынка), идолы театра.


Идолы рода присущи самой природе человека — его разуму и чувствам. Они вытекают из недостатков наших чувств и ума. Примером проявления таких идолов является толкование природы «из аналогии человека», а не из «аналогии природы». Идолы рода нельзя преодолеть полностью, однако их можно нейтрализовать.


Идолы пещеры возникают под влиянием индивидуальных особенностей человека — физиологии, психики, характера, воспитания и др. У каждого человека имеется «своя собственная пещера», которая ослабляет, искажает свет природы. Ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений, симпатий и антипатий, возможно преодолеть при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.


Идолы площади (рынка) порождаются речевым общением людей. Подавляющее большинство людей не понимает того, что слова — это только имена, или знаки, посредством которых происходит общение. Слова говорят не о том, что такое вещи сами по себе, а о том, что они значат для людей. Для преодоления ошибок необходимо понять, что стопроцентная объективность существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам. Следовательно, нельзя построить действительную науку о природе, используя максимально общие понятия, такие как субстанция, качество, действие, страдание, тяжесть и т.п.


Идолы театра порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины и системы, построения которых образуют «философский театр». Для преодоления этих идолов необходимо отказаться от схоластики и системы Аристотеля, слепое доверие к которым оказывается тормозом для развития научного знания.


Также как и идолы пещеры, идолы рынка и театра преодолимы, несмотря на их могущество и упорство.


Необходимым моментом реформы науки является также отказ от дедуктивной логики Аристотеля и создание индуктивного метода познания.


Философское учение Бэкона деистично. Первопричиной мира природы является Бог, и даже самые выдающиеся успехи науки отражают лишь вторичные причины, за которыми скрывается всемогущее и непознаваемое Божество.


Основное значение философии Бэкона состоит в ее эмпирической и практической направленности, в создании эффективного метода научного познания.


Томас Гоббс — крупнейший английский мыслитель XVII века.


В теории познания Гоббс полностью согласен с главным постулатом сенсуализма, согласно которому «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Первоначальные идеи, полученные в результате ощущений, не являются врожденными, ибо возникают в результате воздействия внешнего мира. Они должны перерабатываться умом путем сравнения, сочетания, разделения. Таким образом, познание начинается с ощущений и завершается в разуме.


Гоббс придерживается идей деизма и утверждает, что творцом, первопричиной, перводвигателем мира является Бог. Он телесен, находится в постоянном движении. Осуществив первоначальное движение, Бог не вмешивается в развитие мира природы. Мир, как и Бог, телесен, являет собой совокупность тел. Проблему субстанции Гоббс решает номиналистически. Субстанции, как некоего общего, не существует, в мире присутствуют лишь конкретные единичные вещи.


Человеческая жизнь, также как жизнь природы и животного, есть процесс механический, автоматический, жизнь есть движение членов. Человек подобен механизму — сердце пружина, нервы — нити, суставы — колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела.


Будучи субъектом общества, человек проявляет свою внутреннюю природную сущность. Природа человека эгоистична, стремление к самосохранению приближает его к животному миру. В основе человеческой жизни находится игра человеческих интересов. Так как интересы различны, добром можно считать то, что полезно, злом — противоположное состояние. Господство разных человеческих интересов делает невозможным создание науки о праве как общественной справедливости.


Значительное место в философии Гоббса занимает проблема государства. Государство есть искусственное тело, возникшее на основе естественного договора между людьми, и не имеет божественного происхождения. Первоначально господствовала война всех против всех, существовало «естественное состояние людей», нравственный постулат которого прекрасно выражен древнеримским изречением «человек человеку волк». Создание государства на основе естественного договора явилось выходом из этого состояния. Люди по договору отчуждают часть своих прав и свобод государству, получая гарантию безопасности.


Рене Декарт, «Картезий» — французский мыслитель, основоположник науки и философии Нового времени придерживался рационалистических убеждений, предпочитая дедуктивные формы рассуждения. Однако он не был радикальным рационалистом, полагая, что дедуктивный метод неоднозначен, и, следовательно, его нужно контролировать при помощи эксперимента.


Познавательная деятельность человека состоит из трех классов идей. Идей, получаемых человеком извне, в результате чувственных контактов с вещами и явлениями. Идей, образованных в уме человека на основании идей первого рода. Наиболее важные идеи — идеи врожденные — понятия и аксиомы. Отличительные особенности этих идей: полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость и простота. Они порождены лишь светом разума. Примерами врожденных идей служат идея Бога, идеи духовной и материальной субстанции, идеи чисел и фигур и др. Врожденные идеи не существуют в человеческом уме изначально, они возникают в определенных условиях, в результате предрасположенности, склонности к их появлению. Декарт называет врожденные идеи интеллектуальной интуицией. Они являются исходным пунктом для целой цепи дедуктивных построений, выводов одного понятия из другого.


Одно из центральных мест в философии Декарта занимает учение о методологическом сомнении. Сомневаться необходимо, ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Полемизируя со скептиками, Декарт утверждает, что факт сомнения не абсолютен, существует возможность его преодоления. Момент преодоления сомнения заключен в самом факте наших сомнений, выражающих определенные состояния нашей мысли. Сомневающийся всегда мыслит, а если мыслит, следовательно, существует. Отсюда вытекает знаменитый тезис Декарта: «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum). В этой истине никто сомневаться не может.


Всегда безошибочно мыслит Бог. Правдивость Бога несомненна, он не способен обманывать человека в области познавательной деятельности. Этим обусловлена вера Декарта в безграничную познаваемость мира, в познавательные возможности человека, для которого нет ничего далекого и сокровенного, что нельзя было бы достичь и открыть.


Способность мыслить делает достоверным лишь существование человека, гарантом существования мира является Бог. Бог есть совершенная причина, создающая материю и сообщающая ей первоначальный толчок. Благодаря этому материя приходит в хаотическое движение, трансформация этого хаоса в космос происходит спонтанно, в соответствии с законами механики. Материальные тела обладают свойствами протяженности и движения. Все изменения в природе сводимы к пространственному перемещению телесных частиц.


Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существуют две субстанции: материальная, или телесная и духовная. Атрибут материальной субстанции — протяженность, атрибут субстанции духовной — мышление. Субстанции равноправны, независимы, не оказывают влияния друг на друга.


Человек есть механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Тело не может вызвать изменений в душе, душа, в свою очередь, не способна произвести телесных изменений. Тем не менее тело способно повлиять на изменения душевных процессов, как и душа — на модификации процессов телесных. Благодаря разумной душе человек владеет речью и способен осуществлять целесообразные действия. В отличие от человека,растения и животные — механизмы, не обладающие душой.


Социальные проблемы не входили в круг интересов Декарта. Он осуждал стремление к изменению общественного порядка, объясняя это тем, что легче переносить его неудобства, чем рисковать бедствием, которое может последовать за его изменением или ниспровержением.


Бенедикт (Барух) Спиноза — известный нидерландский философ, считал, что знание имеет три уровня.


Первый — восприятие, опирается на чувственный опыт.


Второй является более высокой ступенью знания и основывается на уме. На этой ступени истина выводится посредством доказательств. Преимущество данного знания заключается в достоверности, ясности.


Третий уровень — самый высший род знания, которое опирается на ум, но не доказывается, а основывается на интуиции. Интуиция помогает человеку понять сущность субстанции независимо от чувственного и рассудочного познания.


Спиноза придерживается взглядов натуралистического пантеизма и монизма. Он растворяет Бога в природе, который, с его точки зрения, и есть природа. Единственной субстанцией выступает материальная природа, которая не нуждается для своего существования ни в чем другом. Природа не нуждается ни в перводвигателе, ни в первопричине, так как она является причиной самой себя (лат. causa sui).


Атрибуты субстанции — протяженность и мышление, движение не есть атрибут субстанции.


В философии Спинозы значительное место занимает учение о свободе. По Спинозе, понятие свободы не противоречит понятию необходимости. Любая вещь, существующая в рамках необходимости, может быть свободной, если она существует по необходимости своей собственной природы, т.е. внутренней необходимости.


В этом смысле свободна субстанция, материальная природа, ибо ее существование обусловлено лишь собственной сущностью. Человек также может быть свободным, но только в случае, когда он познает необходимость и прежде всего нравственную необходимость. В связи с тем, что разные люди не одинаково понимают необходимость, у них существуют различные степени свободы.


Философию Спинозы отличает от остальных представителей философии Нового времени стремление найти внутренние причины существования мира, объяснить мир, исходя из него самого.


Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий философ и ученый, в теории познания придерживается рационалистических взглядов. Он внес некоторые изменения в декартовскую теорию врожденных идей. По мнению Лейбница, врожденные идеи есть зародышевые, неосознанные состояния интеллекта, постепенно развивающиеся до полного осознания.


Лейбниц выделяет два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума есть необходимые истины, такие как понятия субстанции, бытия, причины, принципы логики, математики и др.


Истины факта — истины случайные, неспособные выделить необходимость. Они не могут основываться на логических выводах и нуждаются в оправдании опытом. Наивысшим законом для истин факта является закон достаточного основания.


Учение Лейбница плюралистично. Вселенная состоит из множества субстанций — монад. Монады являются неделимыми, духовными субстанциями. Монады вечны, сверхъестественны, их число бесконечно. Они не возникают и не исчезают естественным путем, так как по своей природе представляют излучение божества. Монады физически не влияют на внутреннее состояние друг друга. Согласованность и единство монад определено предустановленной божественной гармонией.


Существуют примитивные монады, которые располагают лишь смутными представлениями; монады-души, обладающие ощущениями и представлениями; монады-духи, имеющие в распоряжении разум. Таким образом, возникает иерархия растений, животных и людей.


Абсолютная, верховная, совершенная монада есть Бог. Все сотворенное Богом формируется и гармонично развивается в соответствии с его предустановленными целями.


Джон Локк — английский философ-просветитель. Центральное место в его философии занимает теория познания. Он выступает критиком теории врожденных идей и защищает идеи сенсуализма и эмпиризма. Единственным источником знаний является опыт. Окружающий мир предметов и вещей определяет содержание ощущений человека, поэтому в разуме нет ничего, что предварительно не было опосредовано деятельностью органов чувств. Эмпирический материал должен быть переработан деятельностью рассудка.


Выдвигая в качестве единственного источника образования идей и понятий опыт, Локк подразделяет его на внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта возникают посредством слуха, зрения, осязания и других чувств. Внутренний опыт возникает посредством рефлексии.


Внешний опыт дает представление о качествах, которые принадлежат самим предметам, находятся в них такими, какие они есть в наших ощущениях. Данные качества объективные, первичные качества, неотделимые от предметов. Внутренний опыт дает представление о вторичных качествах, которые субъективны, зависят от деятельности наших чувств.


К первичным или объективным качествам относятся движение или покой, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура, объем. Вторичными или субъективными качествами являются цвет, запах, вкус, звук.


Учение Локка оказало значительное влияние на Дж. Беркли, Д. Юма, французское Просвещение ХVIII века.


Французскому Просвещению ХVIII века были близки многие идеи философии века предыдущего. Эта философия выступала за свободу научной и философской мысли, против основ феодального мировоззрения. Научные и философские идеи стали предметом широкого обсуждения во французском обществе. Философы излагали свои взгляды не только в собственно философских произведениях, но также в произведениях художественных и эссе.


Во французской философии XVIII века обычно выделяют два периода. Мыслители первого периода: Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), Шарль Луи Монтескье, Жан Мелье. Близок им по взглядам был Жан Жак Руссо.


Французские мыслители второго периода, философы-материалисты, энциклопедисты: Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах, Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Этьен Кондильяк.


Наиболее известным философом-просветителем был Вольтер. Согласно традиции философии XVIII века он придерживался деистических взглядов. Бог есть двигатель, конструктор, верховный геометр и естественный механик, который однажды создав мир, больше не вмешивается в его функционирование.


Теория познания Вольтера сенсуалистична. Он критиковал теорию врожденных идей, ибо знание возникает лишь на основе показаний органов чувств.


Рассматривая человека не только как природное, но и как социальное существо, Вольтер видел его величие во все более углубленном познании мира и все более эффективной практической деятельности. Человек — активное существо, в нем заложен инстинкт деятеля. Отношения между людьми скрепляет «естественная доброжелательность». Нравственные нормы являются необходимым результатом осмысления людьми своего жизненного опыта. Именно на этой основе образуется «естественный закон нравственности». Золотое правило нравственности сформулировано еще мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».


В последний период творчества Вольтер постулирует существование Бога практическими и нравственными соображениями. Бог есть утешитель в невзгодах, узда в области нравственности. Поэтому, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вместе с тем Вольтер был ярым антиклерикалом и преследовался официальной церковью.


Французские философы второго поколения преодолевают деизм предшествующей философии. Для них природа живет по своим внутренним законам. Их философия гилозоистична, в любых проявлениях материального мира присутствует свойство, сходное с ощущениями. Различие проявляется лишь в количественных характеристиках. Так, по Дидро, «и камень мыслит, только человек мыслит больше, а камень меньше». Вместе с тем в размышлениях философов этого периода намечается диалектический подход к идее развития. Согласно Дидро, материя представляет собой совокупность эволюционных изменений, приводящих к появлению более организованных тел, высшим выражением которых является человек.


Теория познания философов-материалистов строится на основе сенсуализма, ей присуща некоторая созерцательность. Кондильяк, основной гносеолог философии данного периода, утверждает, что все особенности умственной деятельности человека выводятся из опытно-чувственных источников. Однако при помощи обоняния, вкуса, слуха, зрения невозможно получить истинного знания и составить представление о том, существуют ли вещи объективно. Лишь осязание способно дать человеку представления об объективной действительности, ибо только манипулируя с предметами, человек убеждается в существовании материально-предметного мира. Окружающий мир познает прежде всего деятельный человек.


Для большинства философов-материалистов человек есть единство духовного и телесного. Его формирует общественная среда. Пружиной общественной жизни являются интересы и жизненно важные для человека страсти (голод, жажда и другие проявления повседневной жизни). Гельвеций выделяет несколько видов интересов: интересы частные, личные; интересы тех или иных социальных групп; интересы общества — «общественный интерес». Все они способствуют развитию общества.


Не только личность ответственна перед обществом, государством, но и государство, и общество ответственны перед своими гражданами. Чтобы изменить людей, необходимо изменить обстоятельства их жизни, т.е. общественную среду — политику, юридические законы и т.п. Изменение общественной среды зависит от общественного мнения, от прогресса человеческого разума.


Неотъемлемой частью философского мировоззрения французских философов-материалистов было свободомыслие и атеизм. Просвещение, пропаганда научного знания способны преодолеть религиозные взгляды и чувства. Незнание природы породило богов, научное знание должно их уничтожить.


Философия KVII века и французская философия XVIII века многообразны во взглядах на мир. Философия этого периода неоднозначно оценивала значение форм познания, различно подходила к решению проблемы субстанции и выяснению божественной сущности. В то же время для нее характерна вера в человека познающего, человека-преобразователя, способного изменить мир к лучшему. Однако уже к началу XVIII века в философии появляются взгляды, подрывающие эту веру. Носителями этих взглядов были Дж. Беркли и Д. Юм.


Джордж Беркли, английский философ, представитель субъективного идеализма, называл свою философию «имматериализмом», заявляя о неприятии материалистических взглядов, выраженных в любой форме.


Основными принципами философии Беркли были номинализм и идеалистический сенсуализм. Всё, что существует — единично. Абстрактные идеи образовать невозможно. Так, не существует абстрактной идеи человека, так как она должна быть идеей белого или черного, высокого или низкого человека, и т.д. Точно также невозможно составить абстрактную идею движения, отличного от движения быстрого или медленного, криволинейного или прямолинейного. Следует освободиться от всех абстрактных идей философии и, прежде всего, от понятия материи.


В отличие от Локка и его последователей, он утверждает, что все качества являются вторичными. Мир есть совокупность ощущений. Для Беркли объект и ощущения — одно и то же и не могут быть абстрагируемы одно от другого. Подобная позиция в истории философии получила название субъективного идеализма.


Последовательная позиция субъективного идеализма приводит к ряду затруднений. Если вещи — совокупность ощущений, то они должны существовать только тогда, когда кем-то воспринимаются. Однако обыденная практика показывает, что это не так. Беркли находит выход из этого затруднения, введя положение о непрерывности восприятия. Реальное существование вещей — это их одновременное и непрерывное восприятие многими людьми.


Второе затруднение заключается в том, что субъективный идеализм приводит к солипсизму, по которому весь мир воспринимается единственной личностью. Решая эту задачу, Беркли отходит от субъективного идеализма и приходит к мысли, что вещи изначально существуют в божественном уме, в бесконечном, вездесущем Боге.


В теории познания Беркли агностик. В процессе познания человек познает не объекты, существующие независимо от сознания, а совокупность ощущений или идей. Ощущения, идеи у каждого человека своеобразны, отличаются друг от друга, поэтому невозможно прийти к истине. Критерием истины выступает общезначимость, если, например, несколько человек пришли к одинаковому выводу о прекрасном букете вина, то этот вывод и будет истиной.


Концепция Беркли вызвала критику со стороны философов многих школ и направлений. Довольно часто эта критика сводилась к обращению к здравому смыслу, к повседневному жизненному опыту. Идеи Беркли оказали влияние на последователей позитивистской философии.


Дэвид Юм, английский философ, историк, экономист и публицист прямо не отрицает существование внешних объектов, а говорит о проблематичном характере их существования. Человек имеет дело со своими восприятиями, которые проявляют себя как впечатления и идеи. Действительность есть поток впечатлений, который строится на основе человеческого опыта. Вопрос о том, что такое опыт, имеет он объективное или субъективное содержание, Юм снимает, оставляет его открытым.


Идеи являются копиями впечатлений, возникающими тогда, когда человек начинает рассуждать о впечатлениях. Они систематизируются при помощи ассоциаций сходства, взаимодействия, причинности.


Юм уделяет особое внимание причинной связи. Объективное существование причинно-следственных связей доказать невозможно. Из того, что нечто предшествует чему-то другому, не следует вывод, будто первое есть причина, а другое — действие.


Существование устойчивых впечатлений и идей определяют привычка и вера. Привычка складывается на основе многократного повторения тех или иных впечатлений, действуя инстинктивно. Она способствует неосознанному усвоению того эмпирического правила, что одинаковые объекты, поставленные в одинаковые условия, всегда будут производить одинаковые действия.


Привычка — источник веры. В результате ее возникновения у человека появляется уверенность в существовании идеи, а затем в существовании впечатлений.


В решении проблемы познания Юм выступает как скептик. В основе познания также находятся привычка и гносеологическая вера. Отвечая на вопрос, возможно ли в процессе познания достичь истину, он отвечает, что человеческий разум не способен решить данную проблему.


Юм был последовательным антиклерикалом и осуждал религиозный фанатизм и ханжество. Он был близок к деизму, когда размышлял над сущностью Бога. Согласно Юму, на наличие Бога указывает существующая в мире целесообразность.


Учение Юма получило развитие в различных школах позитивизма.


§ 2. Классическая немецкая философия


Классическая немецкая философия второй половины XVIII века — начала XIX века является выражением подъема культуры, начавшегося в германских государствах. Этот подъем был включен в общеевропейское просветительское движение. Немецкое «Просвещение» выступало против остатков феодализма, клерикализма, насилия над человеческой личностью.


Немецкие философы преодолевают ограниченность философии XVII—XVIII веков, ее механицизм и метафизичность. Они стремятся показать динамику природы и общества. Теоретически, с позиций идеализма, обосновывают диалектический метод, представляя человека как человека активного. Большой вклад в развитие философских идей этого периода внесли И. Кант, И.-Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Л. Фейербах.


Иммануил Кант — основатель классической немецкой философии, был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания, космологии и космогонии, физической географии, антропологии.


Выделяют два периода в творчестве Канта: «докритический» и «критический».


В «докритический» период Кант исходит из уверенности в способности разума познать истинную сущность вещей. Он серьезно занимается проблемами естествознания, его интересуют вопросы, связанные с развитием в природе. В космологии и космогонии Кант выдвигает гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства согласно законам И. Ньютона. (Эта гипотеза в настоящее время называется гипотезой Канта-Лапласа).


В физике Кант обосновывает учение об относительности движения и покоя. В биологии выдвигает идею генеалогической классификации животного мира, в антропологии — идею естественной истории человеческих рас.


После знакомства с работами Юма у Канта возникают сомнения в абсолютных возможностях человеческого разума. Начинается второй, «критический» период творчества Канта.


Проблемы теории познания находятся в центре философской системы Канта. Еще в «докритический период» Кант указывал на границы человеческого познания. В «критический» период момент сомнения в возможностях человеческого разума усиливается.


Одним из основных понятий в философии Канта является понятие «вещь в себе» (или «вещь сама по себе»), которому он дает неоднозначное определение. Под этим понятием он мыслит и предметы внешнего мира, и предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений, и ограничивающее притязание людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли.


В теории познания Кант обращается к первому толкованию понятия «вещи в себе». В образе предметов внешнего мира «вещь в себе» существует независимо от человеческого сознания, объективно, является основой, причиной человеческих ощущений, будучи непознаваемой.


Инструментами познания являются чувство, рассудок и разум.


Человеческое знание начинается с опыта, с работы органов чувств. Существуют две ступени чувственного познания: материя — знания, полученные a posteriori (опытное знание), и форма — знания, полученные a priori (знания, предшествующие опыту и независимые от него). К доопытным, априорным формам чувственного познания, относятся пространство и время. Пространство есть априорная форма внешнего чувственного созерцания. Время — априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Априорные формы чувственного созерцания упорядочивают хаос ощущений, полученных опытным путем. На вопрос о том, как возникают априорные формы, Кант отвечает, что данную проблему решить нельзя, так как для ее решения мы нуждаемся в этих свойствах.


Ощущения, вызываемые чувствами, не имеют ничего общего с оригиналом. В процессе чувственного познания возникают не образы, а символы вещей. В результате образуется предмет чувственности, или мир явлений. «Явление» есть то, чем вещь является для нас в процессе познания.


Если бы без чувственности ни один предмет не был бы дан человеку, то без рассудка ни один предмет не был бы мыслим. Рассудок служит для обработки чувственных данных. Чтобы данные, полученные в результате чувственного восприятия, получили характер всеобщности, они должны быть подведены под априорные формы рассудка, которыми являются понятия, категории. Кант классифицирует категории и сводит их в таблицу, которая принимает следующий вид;




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!