Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания


Справочные издания и теоретические работы


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «История философии», «Мировоззрение», «Мифология» (т. 2); «Наука», «Религия» (т. 3); «Философия» (т. 4).


2. Гриненко Г.В. История философии. М.: «Юрайт», 2007.


3. Реале Дж., Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1, 2. СПб., 1995.


4. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М.: «Миф», 1993.


5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. школа, 1981.


6. Ясперс К. Философская вера //Смысл и назначение истории. М.,1991.


§ 1. Философия и мировоззрение


Философия как духовное образование является мировоззрением, его определенным типом. Поэтому изучение философии начинается с рассмотрения мировоззрения в целом и его соотношения с философией.


Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, представлений человека о мире, многообразии явлений этого мира, их месте, взаимодействии, о месте самого человека, его предназначении, нормах поведения, отношениях с другими людьми и с обществом в целом.


Мировоззрение — это не только совокупность взглядов, но и связанных с ними чувств и переживаний, а также определенная программа поведения, действий людей.


Основой всякого мировоззрения выступает обыденное сознание. Обыденное сознание — это стихийно сложившаяся в повседневном опыте человека, исторически накопленная совокупность общепринятых обыденных, жизненно-практических знаний (взглядов, представлений) о закономерностях природы и общества, отношении человека к миру, а также соответствующих им ценностей, убеждений, норм, ориентирующих практическую деятельность, моральную и правовую регуляцию, художественно-эстетическую оценку действительности. Обыденное сознание мы назовем основным, базовым уровнем мировоззрения. Такого типа мировоззрение есть у каждого человека. Оно стихийно формируется в ходе повседневных контактов человека с миром, с взглядами, распространенными в данном обществе, и, прежде всего, в ближайшем окружении, без знания и глубокого теоретического обоснования усвоенных идей.


Для обыденного сознания характерны следующие черты: 1) связь с фольклорным, народным творчеством; 2) ориентация преимущественно на межличностные отношения, в связи с чем ценностноэмоциональное отношение к миру доминирует над познавательнорациональным; 3) существенная роль обычаев, традиций; 4) принцип личного опыта (доминируют не знания, а навыки, умения, передаваемые от человека к человеку); 5) несистематический, подчас противоречивый характер. Познавательная сторона обыденного сознания воплощается в здравом смысле — совокупности общепринятых обыденных знаний, позволяющих человеку трезво ориентироваться в устоявшихся жизненных обстоятельствах.


По мере развития практики обыденное сознание дифференцируется, из него выделяются новые уровни, типы и формы мировоззрения. Новые формы мировоззрения отличаются от обыденнопрактического более высокой степенью обобщения, но различаются по используемым способам познания и формам систематизации знания о мире.


Так, по преобладающему способу познания мира можно выделить: (1) эмоционально-образное мировоззрение — к этому типу относятся мифология, религия, искусство; (2) рациональное (теоретическое) — именно к этому типу могут быть отнесены философское, естественнонаучное и социально-политическое мировоззрение.


Мифология выступает как «дотеоретическая» форма систематизации обыденного, повседневного знания. Религия также имеет определенные корни в жизнедеятельности человека и в его сознании. Религия — это чувственно-образная и потому, в конечном счете, иллюзорная форма осознания и выражения того фундаментального обстоятельства, что в многообразии жизненных связей человека с миром неизбежно есть и такие всеобщие связи и отношения, которые в принципе не поддаются контролю. Человек не властен над такими связями и отношениями. Они господствуют над человеком, и потому он вынужден искать способ гармонизации своих отношений с миром. Искусство отражает действительность в форме художественных образов, являясь способом переживания человеком мира. Такие формы теоретического мировоззрения как естественнонаучное и социально-политическое различаются своим предметом, т.е. о какой реальности идет речь — природной или социальной, которая и получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. И наконец, философское мировоззрение выступает как универсально-синтетическое, охватывающее и природную и социальную реальность. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.


Мировоззрение играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.


Мировоззрение как синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Поэтому мы более подробно рассмотрим формирование исторических типов мировоззрения, а также взаимодействие наиболее значимых видов мировоззрения.


Исторические типы мировоззрения


Выделяются три исторических типа мировоззрения: мифология, религия, философия.


Философия далеко не сразу стала «каркасом», синтезирующей основой мировоззрения. Первоначально, на заре развития человечества таким каркасом служили мифы — древние сказания разных народов об устройстве мира, о богах и героях, их делах и подвигах. Недостаток знаний о мире и неразвитость практики порождали потребность в мифах, как средствах объяснения мира, идейного и морального объединения людей в те или иные сообщества, регуляции поведения индивидов. Можно сказать, что мифы — это произведения народной фантазии, наивно объясняющие факты реального мира.


«Мифопоэтической» принято называть эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая. Миф в эту эпоху является основным средством осмысления мира и разрешения противоречий. Мифология — это не просто система мифов, а особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления. Миф совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего). Космогонические мифы описывают происхождение и «устройство» мира, при этом природа, космос отождествляются с человеком, описываются в антропоморфных терминах (что сохраняется и в современном языке, например, подножие горы, ножка стола и т.п.). «Исторические» предания, сказания о мифологических предках, вместе со схемами семейно-брачных отношений, служат образцом для воспроизведения, подражания, воспитания, т.е. регулируют отношения в данном социуме.


Для мифа характерна особая «оборотническая» логика. Отдельный человек не отделял себя ни от своей общины, ни от природы. Он мыслил себя носителем сил этой общины и этой природы. А раз он носитель не только своих собственных сил, но и всего другого в той или иной мере, в тех или иных размерах, это значит, что он может мыслить себя каким-нибудь другим индивидуумом (одним или многими), мыслить себя носителем его сил и находиться во власти иллюзий такого перевоплощения, или оборотничества. «Не следует удивляться тому, что наши источники, которыми мы располагаем, приписывают той или другой мифологической фигуре множество весьма разнообразных признаков и свойств. Зевс оказывается и небом, и землей, и воздухом, и морем, и подземным миром, и быком, и волком, и бараном, и орлом, и человеком, а иной раз просто жуком или каким-нибудь геометрическим телом... Здесь господствует принцип «всё есть всё» или «всё во всем». Это естественно для так называемого стихийного коллективизма, т. е. первобытной нерасчлененности индивидуума и общества или индивидуума и природы, перенесенной на всю природу». Отголоски мифа, в виде т.н. «пережиточных представлений», проявляются и в сознании современного человека, а также в языке, в символике сновидений и более глубоких сфер бессознательного, в художественном творчестве и т.п.


Постепенно мифологическое мышление выделяется из эмоциональной сферы, выявляются эмпирические, подтверждаемые и рационально осмысливаемые отношения между субъектом и объектом (т.е. исчезает характерная для мифопоэтической эпохи «слитность» человека и природы), вещью и словом (в мифологическом сознании вещь воплощается в слове — отсюда проистекает магия, заговоры и т.п.), уточняется знание причинных зависимостей. В результате мифология становится одним из истоков как рационально-философского знания, так и религии. Религия выделяется из мифологии, наследуя во многом ее типологические черты.


Согласно современным представлениям, религия определяется как исторически закономерный элемент специфически человеческой деятельности.


Отличительными чертами религиозного мировоззрения являются:


— утверждение наличия высшей реальности, особых вечных ценностей, понятия абсолюта и идеи бессмертия, иначе говоря, идеалов и ценностей, способных преодолеть мучительные разрывы в сознании смертного человека, соединить дух и плоть, время и вечность (в качестве таковых выступают боги или Бог);


— уникальная особенность религии состоит не столько в признании сверхъестественного («небесного», «горнего») мира, существ, ценностей, а в обосновании обратной связи между этими мирами, т.е. способности сверхъестественного мира оказывать решающее воздействие на судьбы земного;


— в силу этого любая религия включает в себя культ, т.е. совокупность специфических магических ритуалов, реализующих эту связь, обеспечивающих ожидаемое воздействие «горнего мира» на судьбы людей. Без культа религия немыслима.


К ранним формам религии относятся:


— фетишизм, основанный на представлении о том, что отдельные физические предметы помимо внешних, чувственно воспринимаемых свойств, обладают сверхъестественными способностями, которые люди при помощи особых магических ритуалов могут использовать в своих целях;


— анимизм — вера в самостоятельное существование души человека, время от времени покидающей тело, а также в духов растений, животных, умерших предков;


— тотемизм — представление о мистической связи между определенным родом или племенем и конкретным животным, растением; о могущественных, сочетавших в себе черты человека и животного (растения) предках — покровителях данного сообщества. Например, в Китае в древний период династия Инь почитала в качестве тотема ласточку. Наиболее отчетливо сохранила остатки тотемизма египетская мифология: в каждом номе чтилось своё священное животное и свой местный бог, большей частью с полуживотными чертами. В греческой мифологии следы тотемизма сохранились в сказаниях о полулюдях-полуконях — кентаврах, а также в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (миф о Нарциссе), в животных атрибутах многих богов (Афине сопутствовала сова, Зевсу — орёл, Асклепию — змея и т.д.).


В раннерабовладельческих и раннефеодальных государствах, в связи с формированием институтов власти и правового сознания намечается тенденция к институализации религии, что ведет к формированию таких религий как индуизм, даосизм, синтоизм, зороастризм и т.п.


К числу теистических религий, исходящих из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, сотворившей мир и в дальнейшем распоряжающейся им, относятся иудаизм, христианство и ислам.


Позже формируются наднациональные, т.н. «мировые» религии: буддизм (возникновение как философско-этического учения — V-VI вв. до н.э., распространение в странах Юго-Восточной Азии — в начале нашей эры), христианство (I в.), ислам (VII в.).


Философия и религия


Вместе с тем, уже довольно рано, в первом тысячелетии до нашей эры, человек делает попытки рационально осмыслить основные мировоззренческие проблемы. На основе таких попыток рождается философия, призванная служить каркасом иного, принципиально нового типа мышления.


На разных этапах истории человечества и у разных народов влияние философии и религии в формировании мировоззрения людей проявлялось по-разному. Так, в Древней Индии ведущую роль в формировании и самой философии, и массового мировоззрения играет религия (брахманизм, буддизм). Ее влияние сохраняется и до нашего времени. В исламском мире, как раньше, так и сейчас, религия ислама была и остается ведущей идеологической силой. В Китае уже в VI веке нашей эры формируется направление философии — конфуцианство, практически свободное от влияния религии и оказавшее огромное воздействие на умы людей. В Западной Европе в эпоху античности философия также свободна от влияния религии. В Средние века в той же Западной Европе религия полностью подчиняет философию, оставляет ей роль теоретического обоснования религиозных постулатов. Начиная с XVI века влияние религии падает, и философия становится все более свободной и способной оказывать самостоятельное влияние на людей. В России начиная с XIX века формируется нерелигиозная философия, в том числе и атеистического направления. В то же время сохраняются и даже становятся ведущими философские религиозные взгляды (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Говоря о взаимоотношениях философии и религии, их роли в формировании мировоззрения людей, нужно различать такие разные аспекты проблемы:


1. Возможность философии быть самостоятельной основой мировоззрения людей.


2. Возможность единства философских и религиозных представлений по некоторым мировоззренческим проблемам (прежде всего этическим) и возможность противостояния философии и религии по другим проблемам.


3. Возможность расхождения философии и религии и, соответственно, разнонаправленного влияния на сознание широких масс людей, их мировоззренческих позиций.


Возможность философии являться формой рационального осмысления мира, ее влияние на человека напрямую зависят от уровня знаний этого человека, его образованности, способностей и навыков абстрактно-логического мышления. Влияние религии как формы знания, основанной, прежде всего на вере, может и не предполагать наличия у людей подобных качеств и навыков.


Генезис философии


Рассматривая генезис (от греч. genesis — происхождение, становление) философии, мы стремимся ответить на вопросы: из чего, как, когда, где, почему возникла философия? Выделяются три концепции генезиса философии: мифогенная, гносеогенная и, синтетическая, — гносеогенно-мифогенная.


Согласно мифогенной концепции, философия возникает из мифологии путем внутреннего развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную. Так, например, в греческой мифологии титан Океан и нимфа Фетида считаются родоначальниками всех природных божеств. Философ Фалес, переосмысливая образ Океана, приходит к идее — воды как первоначала, субстанции — того, что лежит в основании всего сущего.


Согласно гносеогенной концепции философия возникает как простое обобщение знания.


Гносеогенно-мифогенная концепция признает два и даже три источника возникновения философии: мифологическое мировоззрение, знание (точнее, начатки наук — математики, физики, медицины) и само обыденное, жизненно-практическое сознание. Именно эта концепция является наиболее обоснованной.


Собственно философии предшествует период, называемый пред-философией, — как переходной формой от мифологического к философскому мировоззрению. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Авторитет разума занимает место авторитета традиции. Поиски генетического начала мира дополняются поисками субстрата, субстанции как первоосновы всего сущего. В возникающей философии как системно-рационализированном мировоззрении природа деантропоморфизируется и демифологизируется. Очевидно, что этот процесс не мог происходить везде и сразу.


Несмотря на наличие высокоразвитых цивилизаций Междуречья (Шумеро-аккадское, а позднее Вавилонское царство) и Древнего Египта, несмотря на высочайший уровень (для своего времени, т.е. IV тыс. до н.э.) развития шумерской астрономии и математики (достаточно сказать, что мы и сегодня живем по «шумерскому» времени), несмотря на монументальные сооружения древнеегипетской архитектуры мы ничего не можем сказать ни о шумерской, ни о древнеегипетской философии. Эти культуры не поднимаются до уровня философского осмысления мира, хотя некоторые легенды шумерского эпоса легли в основу Библии.


Мы можем говорить о трех центрах формирования философской традиции, это: Древняя Индия, Древний Китай и Средиземноморье (Древняя Греция). Но лишь в Древней Греции она приобретает тот системно-рационализированный характер, который позволяет четко отделить философию от предфилософии и парафилософии. В китайской традиции философия часто сливается с обыденным нравственным сознанием, в индийской — с религиозно-мифологическим мировоззрением.


Философия и наука


В античности философия приобретает классические формы, выраженные в гармоничном сочетании мировоззренческого и рациональносистемного аспекта философского знания. Это позволяет поднять вопрос о соотношении философии и науки, а также о формировании собственного предмета философии.


Исторически представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. В античности философия рассматривалась как «наука наук», так Аристотель в рамках теоретической философии выделяет «первую философию» — метафизику, предметом которой являются вечные сверхчувственные формы, и «вторую философию» — физику, предметом которой является природа, т.е. материальные и изменчивые сущности. Такое понимание философии вполне объяснимо — ведь естественнонаучное знание было неразвито и носило преимущественно чувственно-наглядный, эмпирический характер. Философия же выполняла функцию теоретического каркаса, восполняя недостаток знания умозрительными моделями объяснения.


По мере развития наук и формирования в них собственного теоретического уровня, философия отказывается от исторически преходящей и несвойственной ей функции — формулировать теоретические обобщения результатов конкретно-научного познания. Что же тогда остается за философией? Является ли она наукой? Ответ на первый вопрос достаточно ясен, ответ на второй вопрос сложен и неоднозначен.


Собственный предмет философии — фундаментальные основы бытия.


Иначе говоря — это предельные основания (начала начал, причины причин); всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.


Беспредельный объект человеческого знания — весь мир, реальность как таковая. Но в этом объекте предметами конкретных наук выступают реальности различной общности. Предмет философии — мир в аспекте его целостности и всеобщности. А предметами конкретных наук выступают отдельные, частные, конкретные области, системы мира (природы, общества и человека). И в этом плане философии принадлежит свое, только ей принадлежащее место в системе научных знаний.


Сложность определения предмета философии во многом связана с тем, что в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть далее рационально обоснованы. Философии как мировоззрению изначально присущ ценностный характер. Проблема ценностей как конечных оснований человеческих целеполаганий — важнейшая проблема философии. Здесь речь идет о смыслах человеческого бытия, а при решении таких вопросов отсутствует возможность рационального выбора: любой выбор уже предполагает определенную систему ценностей.


Именно этим объясняется отсутствие единой, «истинной», философской теории. История философии — это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем.


Но, заметим, и современная наука не столь самоуверенна в собственной объективности, все яснее становится, что и наука как результат человеческого познания является «ценностнонагруженной» и немыслима без философских, мировоззренческих основ.


Противопоставляя философию науке, часто исходят из традиционно сложившегося понимания науки как знания, подлежащего опытной проверке. Философия, безусловно, является наукой, но наукой иного типа, чем физика и биология. Из наук философия ближе всего к математике (сравните аристотелевскую трактовку философии как учения о вечных сверхчувственных формах и современное понимание математики как науки, предметом которой выступают определенные типы абстрактных структур). Близость философии к математике состоит в том, что обе они оперируют системой абстрактных объектов.


Отрицание научного характера философии наиболее ярко проявилось в таком направлении западной философии ХХ века как неопозитивизм. Вот как описывает проблему отношения философии и науки видный представитель этого направления Бертран Рассел: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия».


Высказывание Б. Рассела в целом справедливо в обеих его составляющих. Во-первых, философия действительно не имеет дела с «точным знанием», и если рассматривать в качестве образца научного знания естественные науки, то, конечно, философия этому образцу не соответствует. Но если подходить со стороны используемых методов, то философия научна, ибо обращается к человеческому разуму.


Специфика философского познания мира будет раскрываться нами на протяжении всего учебного пособия, но здесь мы кратко отметим его характерные черты.


— Философия является особым типом рационального познания, в рамках которого формулируются и обсуждаются кардинальные проблемы человеческого бытия.


— Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру, она базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.


— Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность.


Но, конечно, мы не можем не отметить и то, что философии присуще многообразие философских жанров. В философском творчестве присутствует как художественно-поэтическое изложение идей (Платон, Ницше, Сартр, Камю, философия постмодерна), так и научноаналитический стиль исследования (Аристотель, Кант, Гегель, позитивизм, марксизм, современная аналитическая философия).




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!