Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5. Философия познания


Справочные издания и теоретические работы


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «Методология» (т. 2); «Познание», «Понимание и объяснение», «Представление» (т. 3); «Теория познания», «Эволюционная эпистемология» (т. 4).


2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1983.


3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.


4. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.


5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003.


Гносеология — наука о познании (от лат. gnosis — знание, logos — учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.


Познание — это духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а есть движение ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценку. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.


§ 1. Проблема объекта познания в философии


Содержание знания и способы его получения в значительной степени определяются объектом познания. Не случайно философов издревле волновал вопрос: что является источником нашего знания? На чем оно основывается: на объективной реальности или на реальности наших ощущений и разума? Ведь познавательному акту предшествует опыт, накопленный человечеством и зафиксированный в языке, а также опыт прошлых чувственных впечатлений индивида, накопленный (как показывают исследования психологов) начиная еще с дородового периода. Иными словами, познавательный акт находит действительность уже обработанной донаучным либо научным мышлением, памятью чувственных впечатлений или деятельностью нашего разума. За пределами опыта понятия представляют собой произвольные сочетания без объективной реальности. Так, понятие сверхчувственного (Бога) не дает никакой возможности теоретически точно доказать, имеет ли оно объективную реальность или оно не более чем выдумка.


Здравый смысл указывает нам на объективное существование некоей реальности, являющейся содержанием наших мыслей. В философии эта реальность, т.е. объект нашего познания, мыслится в понятии бытия. Но поскольку понятие бытия трактуется в разных философских системах по-разному, постольку и в понятие объекта познания вкладывается разный смысл. Затруднения в определении объема понятия «объект» вызывает и его неразрывная связь с субъектом. Объект познания не есть нечто внеположное субъекту, ибо познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Это может быть мир идей, явление природы, человеческая мысль или сам процесс постижения реальности. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.


Особенности объекта познания, его значимость для человека влияют на формирование духовных потребностей, вызывают интерес познающего субъекта. Три области познания привлекают внимание человека: мир природы, мир социума и внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия, связанные друг с другом.


Объяснение. Объяснение — раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира с одной стороны, и установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений с другой. И в науке, и в повседневной жизнедеятельности существует потребность в объяснении фактов жизни и фактов науки. Основное содержание объяснения — подведение особенного под всеобщее, либо раскрытие, выявление всеобщего в особенном. В науке объяснение предстает как дедуктивное умозаключение об отношении между познаваемым объектом и уже известными науке законами, теориями.


Описание. Объяснение неразрывно связано с описанием. Под описанием понимается упорядоченное изложение процесса и результатов познания, уточняющее чувственный или мысленный образ познаваемого объекта. В различные периоды развития познания преобладали разные способы описания. Каузальное описание (лат. causa — причина, основание) представляет явление с точки зрения процессуальной: какие причины вызвали его появление или изменение, какое место данное явление занимает в нескончаемой цепи причинно-следственных связей. Гегель называл причину победным шествием субстанции, поскольку причина характеризует сущность следствия. Объект считается познанным, если выявлены причины, вызвавшие его появление.


Онтологический способ описания предполагает предельно объективное раскрытие вещи как существующей независимо от человека, например, описание строения кровеносной системы, ее функций.


В ХХ в. получает все большее распространение феноменологический (психологический) способ описания, предполагающий характеристику переживаний субъекта в процессе познания исследуемого объекта. Описание предполагает осмысление объекта, исходящее из его индивидуальных особенностей, при этом представление об объекте формируется, либо уточняется в ходе описания. С познавательной точки зрения описание необходимо включает в себя момент объяснения.


Понимание. Необходимость понимания возникает преимущественно тогда, когда объектом познания становятся явления культуры: произведения искусства, научные, философские или религиозные тексты, правовые нормы, жесты, мимика, словом, все, что выражено в тех или иных языках культуры. В силу названных особенностей явления культуры предстают перед познающим их человеком как некоторый «текст», несущий в себе духовное содержание, выраженное в системе знаков и символов. Поэтому процедура понимания направлена также на выявление культурно-исторических смыслов, воплощенных в артефактах, т.е. искусственно созданных человеком объектах (здания, сооружения, технические устройства, дороги, произведения искусства и т.д.). Они являются носителями смысла, существующего благодаря целесообразной человеческой деятельности. Понимание связано с актами смыслополагания, смыслопорождения либо придания человеком смысла предмету познания. Оно предполагает экспликацию, т.е. выявление смысла культурного феномена, идет ли речь об историческом познании, восприятии научного открытия или произведения искусства.


В роли посредника между создателем и интерпретатором текста выступает язык как особая реальность, внутри которой человек рождается и живет. Мысль интерпретатора в значительной мере определяется особенностями языка, в стихии которого осуществляется понимание человеком результатов познания мира в целом и самого себя. Чем радикальнее отличается язык интерпретатора от языка воспринимаемого текста, тем значительнее расхождения смыслового содержания исходного текста и его осмысления другими людьми. Благодаря языку достигается взаимопонимание между людьми, а значит и познание ими друг друга. Но язык может быть препятствием взаимопониманию, когда даже близкие люди констатируют: «Мы говорим на разных языках».


Объекты природы сами по себе не обладают смыслом. Поэтому в научном познании преобладают такие формы представления знания, как объяснение и описание. Но для человека смыслом обладают не только языковые выражения, но и мир, в котором он живет, т.е. природа, общество, культура. Особенностью восприятия мира человеком является то, что он наделяет события природы некоторым смыслом, «видит» в них определенный смысл и подчиняет их законам этого смысла.


Рефлексия. Объектом познания является не только природа, но и мир человека. Рефлексия — размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Благодаря рефлексии поток психических актов и состояний, связанных с разнообразными событиями в жизни человека, становится рационально постигаемым, анализируемым и выражаемым в языке. С ее помощью достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены. Осмысляя собственные действия, анализируя мышление, восприятие и другие формы познавательной деятельности, мы познаем и мир. Предметом рефлексии могут быть деятельность человека в ее утилитарно-практическом, эстетическом и нравственном измерениях; сознание во всех его проявлениях и познание. Любой вид познания включает в себя рефлексию. В религии рефлексия выражается в исповеди. В нравственности рефлексия носит эмоциональнооценочный характер, где решающая роль принадлежит голосу совести. Оставаясь один на один со своей совестью, индивид ищет объяснения и оправдания своих поступков, оценивает их в категориях морального блага, добра и зла, чести и достоинства. Научная рефлексия предполагает критику полученного знания, способов и приемов познания, обоснованности результатов научного познания. Особое место занимает рефлексия в психологии, которая использует ее в качестве одного из важнейших методов познания личности.


В искусстве рефлексия обусловлена спецификой художественного творчества и восприятия произведения. Воспринимая произведение, индивид осознает свою причастность к его содержанию, отождествляет себя с ним и размышляет и сопереживает произведению в соответствии с заданными художником условиями или «правилами игры». Художественная рефлексия представляет собой единство понимания и оценки, переживания в образе произведения своего «Я», идентификации с ним и отчуждения от него. Отчуждая себя от образа, отстраняясь от него, индивид понимает и произведение, и собственное состояние. Отождествляя себя с ним, он как бы открывает себя заново, глубже осознает и эмоционально переживает собственный опыт.


Для философии рефлексия — принцип мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок. Любой род философствования включает в себя рефлексию. Великий философ античности Сократ считал достойными внимания лишь человеческие проблемы (благо, мудрость, справедливость, мужество и т.д.). Обратившись к анализу человеческого сознания, он поставил рефлексию в центр своей философии: «Познай самого себя». В эпоху средневековья Августин в «Исповеди» рассматривает рефлексию как самый достоверный источник знания. Познавая самого себя, человек находит в своей душе истину и через нее приходит к Богу.


В Новое время рефлексия понимается как проблема обоснования знания. В это время активно исследуются познавательные способности человека. Для Канта рефлексия — неотъемлемое свойство способности суждения. Благодаря рефлексии производится образование понятий. Она — всеобщее условие, конституирующее основания всякого знания. В ХХ столетии феноменология придает рефлексии фундаментальное методологическое значение.


Рассмотренные нами феномены человеческого познания указывают на определяющее значение объекта познания. Каждый из названных феноменов сопряжен с другими. Однако место рефлексии, понимания и объяснения в процессе познания зависит не только от объекта познания, но и от того, что понимается под объектом. А это последнее связано с мировоззренческими установками того или иного мыслителя: материализм абсолютизирует роль объяснения, герменевтика — понимания, феноменология и экзистенциализм — рефлексии.


Любое из философских направлений признает существование некоей реальности, являющейся объектом познания. «Это представление основывается на показаниях наших органов чувств» — утверждают одни. «Существование объекта устанавливается усмотрением разума» — возражают другие. «Мне известны лишь показания органов чувств, но я сомневаюсь в существовании объекта, вызывающего мои ощущения» — заявляют третьи. Кант, критикуя субъективный идеализм Беркли, разделявшего данную установку, называл «скандалом в философии» то, что существует надобность в доказательстве реальности вещей как объекта познания. Субъект и объект нераздельны в познавательном процессе, и любое определение объекта неявно содержит субъективный момент. Поэтому проблема объекта познания неминуемо приводит нас к рассмотрению субъекта, возможностей и границ его познания.


§ 2. Субъект познания


В процессе познания необходимо выделить роль субъективного фактора, т.е. те компоненты знания, которые не выводимы из объекта познания, но которые могут быть объяснены особенностями познающего субъекта. Некоторые мыслители прошлого были склонны абсолютизировать роль субъекта в познании. Например, И. Кант утверждал, что наше знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность дает от себя самой. При этом Кант понимает субъективность познания как такую способность, благодаря которой не субъект, познавая, открывает объективные законы, а, напротив, объект становится познаваемым по законам субъекта. Свою точку зрения Кант сравнивает со способом мышления, аналогичным гипотезе Коперника. (Напомним, что Коперник перевернул привычное видение мироздания, рассчитав математически, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца).


В познании субъект и объект противостоят друг другу как постигающее и постигаемое. В процессе познания объект, так или иначе, становится частью нашего опыта, опыта познающего субъекта. Но объект познания остается относительно независимым от субъекта, так как его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека. Относительно независим от объекта и субъект, поскольку его деятельность активна, осмысленна и произвольна (в смысле свободы его воли относительно выбора объекта познания и стратегии его осуществления). Поэтому в объекте всегда остается нечто непознанное субъектом, а результат познания отмечен субъективными способностями познающего.


Кто же является субъектом познания?


Поскольку познание возможно лишь на основе уже имеющегося знания, постольку субъектом познания является человечество в целом. Поэтому и продукты познания обнаруживают свою зависимость от родовых характеристик человека, его познавательных способностей, а также тех структур сознания, которые обусловливают формы познавательной деятельности, сохранение и трансляцию знаний последующим поколениям. Первейшее условие познания — коммуникация, являющаяся необходимым условием передачи опыта последующим поколениям. Устная трансляция сказаний, мифов, народных примет дополнялась всевозможными изображениями, а также показом, примером, системой ритуальных действий. Возникновение письменности как одного из важнейших средств коммуникации способствовало профессионализации познания. В ХХ в. получают небывалый размах средства массовой коммуникации, создаются специальные институты, служащие задаче упорядочивания научной коммуникации, и завершается процесс институализации науки.


К числу неустранимых атрибутов знания, обусловленных человеческой природой, относятся: вера, убеждения, понимание, установка, этические аспекты и познавательные традиции. Их влияние обнаруживается во всех видах знания.


Вера предполагает, во-первых, способность признавать адекватность своих чувственных образов вещам и явлениям, которые мы воспринимаем. Никто не подвергает сомнению, что в клетке слона находится слон, что на столе стоят цветы, что я надеваю пальто черного цвета и т.п. Мы считаем восприятие фактов жизни абсолютно истинным и не требующим доказательства. Без веры в этом смысле никакой познавательный процесс был бы невозможен. Во-вторых, вера предполагает признавать в качестве истинных и не требующих обоснования те знания, которые были уже доказаны и получили выражение в письменных или устных высказываниях. Без веры в этом смысле никакой прогресс познания был бы невозможен: каждое последующее поколение было бы обречено заново изобретать колесо или таблицу умножения. Различают рациональную и иррациональную веру. Так, рационально не обоснованная вера в сверхъестественное является центральным социально-психологическим элементом религии. Но в научном познании, основанном на презумпции доверия познающему субъекту, вера является одним из рациональных оснований его развития.


Убеждения — качественная характеристика знания, включающая твердую уверенность в его истинности. На основе убеждений формируются потребности и ценностные ориентации личности. Убеждения являются регулятором сознания и поведения личности, они побуждают ее действовать в соответствии с обусловленными ими знаниями и ценностными ориентациями. В процессе познания убеждения играют положительную роль, поскольку позволяют исследователю защищать открытые им факты или концептуальные схемы, пробивать им дорогу. Но убеждения могут быть и консервативной силой, препятствующей становлению нового знания.


Установка — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и совершению определенных действий по отношению к ним. Независимо от того, осознает или нет индивид влияние своей установки, она является основой его целесообразной активности. В познании установка дает о себе знать в выборе предпочтений относительно объекта познания, способов познания и характера интерпретации полученного эмпирического или теоретического знания.


Познавательные традиции — элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению. Они складываются исторически и могут иметь различные проявления: предпочтения в выборе объекта, способов познания, отношение к инновациям, место науки и ученого в социальной иерархии и т.д.


В процесс познания включены все духовные способности человека: воля и фантазия, сознательное и бессознательное, интуиция и мышление, чувства и разум. В «Краткой философской энциклопедии» (М., 1994, с. 349) познание определяется как «усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины».


В этом определении выделяется, прежде всего, чувственное познание. Необходимо, однако, подчеркнуть, что чувственное и рациональное, сознательное и бессознательное — суть абстракции, т.е. стороны, свойства единого познавательного акта, в котором названные моменты участвуют одновременно. Современная психология экспериментально показала, что начальным звеном познавательного процесса могут быть как восприятие, так и мышление, как сознательное, так и бессознательное. Тем не менее, анализ чувственного и рационального моментов в их относительной обособленности и качественной определенности необходим для более глубокого понимания их специфики и роли в познании.


Чувственное познание. Чувственное познание осуществляется в непосредственном взаимодействии человека с внешним миром. Формы чувственного познания — ощущение, восприятие, представление. Его результатом являются наглядные образы вещей и процессов, доступных органам чувств. Простейшая исходная форма чувственного познания — ощущения. Они — единственный источник знаний человека, обеспечивающих его непосредственную связь с миром. Одной из важнейших проблем гносеологии является вопрос: можно ли доверять показаниям органов чувств и как происходит процесс чувственного познания? Еще в древности Секст Эмпирик (ок. 200 —250 гг.) утверждал, что один и тот же мед мне кажется сладким, а страдающему желтухой — горьким. А в XIX в. было экспериментально доказано, что свойственная конкретным органам чувств специфическая реакция вызывается любым стимулом — как специфическим, так и неспецифическим. Так, луч света, либо механический или электрический раздражители глаза вызывают одну и ту же реакцию — ощущение света. Получается, что источником информации о мире являются свойства органов чувств или мозга, а не свойства объекта. Последующее развитие науки показало несостоятельность этой точки зрения, вошедшей в историю как «физиологический идеализм». Действительно, образ ощущений формируется в зависимости от органов чувств. Но строение органов чувств соответствует физическим характеристикам объекта восприятия, представляет собой специфическую модель внешних воздействий, и именно тех, которые жизненно важны для человека как живого существа. Однако между свойствами внешнего мира и ощущениями не существует тождества. Есть ощущения, являющиеся прямым порождением физико-химических свойств природы (обоняние, вкус). Существуют ощущения, косвенно свидетельствующие о физико-химических свойствах воспринимаемых объектов. (Например, ощущение белого цвета — результат взаимодействия органа зрения и всех волн спектра света, а ощущение синего — результат разложения луча и выделения одной из его волн).




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!