Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.06.2013
ISBN: 9785392074051
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания

Глава 2. Классическая и неклассическая философия

Глава 3. Русская философия

Глава 4. Философия бытия

Глава 5. Философия познания

Глава 6. Человек и общество

Глава 7. Культура и цивилизация

Заключение

Терминологический философский словарь



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3. Русская философия


Справочные издания и теоретические работы


1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2010. Статьи: «Западничество» (т.2); «Русская философия», «Славянофильство», «Соборность» (т.3); «Философия в СССР и постсоветской России» (т.4).


2. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.


3. История русской философии / под ред. М.А. Маслина. М., 2008.


4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.


5. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2010.


§ 1. Генезис русской философии


Русская философия — оригинальное образование в русле развития мировой философской мысли. В период своей зрелости (XIX век — начало XX века) она выдвинула и обосновала целый ряд оригинальных идей, отличных от западноевропейской мысли того времени, и являвшихся по сути предвосхищением появления в XX столетии таких новых направлений западной философии как экзистенциализм и персонализм.


Своеобразие и мировое значение русской философии обусловлено тем, что она развивалась на основе духовных ценностей православной религии, собственного творчества и исканий русских мыслителей и западноевропейского культурного наследия. Большое влияние оказали особенности геополитического положения России как великой европейской и азиатской державы, особенности социальнополитической обстановки. Наконец, философия в России развивалась в тесном взаимодействии с успехами естественных наук и культуры.


Выдающимся мыслителем XVIII века был М.В. Ломоносов — гениальный учёный энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания. Его идеи и открытия в области естествознания: о единстве материального мира, неуничтожимости материи, всеобщей взаимосвязи и развития в природе, роли опытного знания и теоретического мышления и ряд других имели огромное мировоззренческое значение.


Большое влияние на философию в России и даже на мировую философию оказала русская литература. Такие выдающиеся писатели как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой получили всемирную известность не только благодаря своему художественному таланту, но и своим оригинальным философским взглядам.


Проблемы человека, его судьбы, «подлинного» и «неподлинного существования» выдвигались русскими мыслителями на первое место — задолго до того, как такой подход признаётся правомерным западноевропейской мыслью. В центре внимания русской философии уже с конца XVIII века оказалась аксиологическая проблематика. Конечно, в русской философии ставились и решались также онтологические и гносеологические проблемы, но не они были центральными. Аксиологический акцент в философских размышлениях неизбежно выводил русских мыслителей на социальную проблематику и на проблемы философии истории.


Наиболее видными русскими мыслителями ставился и решался целый ряд проблем, относящихся к философии истории в целом. Реальным субъектом любого исторического действия практически все русские философы считали человека и роли человека в истории уделяли огромное внимание. Большое внимание уделялось проблеме соотношения стихийного и сознательного в историческом процессе, объективного и субъективного, роли отдельных личностей и народа, его отдельных слоев (прежде всего интеллигенции).


Русских философов занимал вопрос о том, каково будущее человечества. Многие философы пытались обрисовать контуры этого будущего. Наконец, важнейшей оригинальной чертой русской философии является то, что человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием как существующей социальной реальности, так и любых её изменений. При этом перед русскими философами неизбежно вставал вопрос: о каком человеке надо прежде всего заботиться — человеке «вообще» или каждом конкретном человеке, человеке настоящего, ныне живущих поколений, или человеке будущего, поколений грядущих. И здесь позиции представителей разных направлений русской философской мысли расходились, иногда очень резко. Подавляющее большинство русских мыслителей были озабочены судьбой конкретных, ныне живущих людей. И здесь они неизбежно выходили на проблему допустимой цены социальных преобразований, обосновывали гуманистический взгляд на решение этой проблемы.


Ещё одна важная черта специфичности русской философской мысли: эта мысль сфокусирована на особенностях исторического развития России, её месте в мировой истории, её (России) дальнейшей судьбе и предназначении. Судьба России в русской философии, как правило, рассматривается в неразрывной связи с судьбами мира.


На какие направления и на каких представителей русской философской мысли нужно обратить внимание в первую очередь? Это, например, противостояние «западников» и «славянофилов», чётко обозначившееся в 40-х гг. XIX века и проходящее в дальнейшем через всю историю развития русской философии, политической идеологии и практической политики вплоть до наших дней.


§ 2. Западники и славянофилы


Родоначальники славянофильства (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый её историей, положением в мире, огромностью территории и численностью населения, географическим положением и, особенно, своеобразными чертами русского национального характера, русской «души». К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма-«соборности».


Славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования, культуры поведения. Однако они считали, что эти положительные моменты не есть главное в западной культуре и что в ходе развития на первый план всё более выходят негативные стороны: материализм, атеизм, обрядность, приоритет форм духовной и социальной жизни над содержанием, утилитаризм и узкий рационализм, индивидуализм, питающие эгоизм и мещанство. Поэтому Россия не может и не должна идти по пути Запада.


«Западники» — П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие — считали, что у России не может быть противоположного Западу пути развития, обеспечивающего прогресс и общества, и личности. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности, на основе коренного преобразования общественных отношений в России, её политической системы.




Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

249
Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Философия Бучило Н.Ф. Философия. Учебник для бакалавров

Авторы учебника акцентируют внимание прежде всего на таких проблемах, как специфика философского понимания мира, место и роль человека в этом мире, возможности, различные методы и способы познания объективной реальности, природа и смысл существования человека, основы философского анализа общества, многообразие исторического опыта человека, в том числе исторического опыта России, дальнейшие перспективы развития общества и человека. Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям и всем интересующимся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник для бакалавров" (Бучило Н.Ф.) охраняются законодательством!