|
ОглавлениеРаздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема Лекция 4. Материя и субстанция Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума) Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность Лекция 8. Структура и функции сознания Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного Лекция 11. Научное познание и знание Лекция 12. Методология научного исследования. Литература Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека Лекция 14. Природа и сущность человека Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура Лекция 18. Человек и проблема ценностей Лекция 19. Внутренний мир человека Лекция 20. Глобальные проблемы человечества Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 4. МАТЕРИЯ И СУБСТАНЦИЯ4.1. Формирование представлений о материи в истории философии и наукиПервые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию. В философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне и независимо от сознания и отражаемая им. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи. 4.2. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и проблема «исчезновения» материиВ конце XIX — начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании: 1. Рентгеновские лучи и радиоактивность — результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов. 2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами). 3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов. 4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»). Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством! |