|
ОглавлениеРаздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема Лекция 4. Материя и субстанция Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума) Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность Лекция 8. Структура и функции сознания Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного Лекция 11. Научное познание и знание Лекция 12. Методология научного исследования. Литература Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека Лекция 14. Природа и сущность человека Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура Лекция 18. Человек и проблема ценностей Лекция 19. Внутренний мир человека Лекция 20. Глобальные проблемы человечества Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯЛекция 3. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА3.1. Формирование представлений о бытии в истории философииПредставления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н. э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства. В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей. В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI-XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать — значит быть в восприятии». Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий. Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством! |