|
ОглавлениеРаздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема Лекция 4. Материя и субстанция Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума) Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность Лекция 8. Структура и функции сознания Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного Лекция 11. Научное познание и знание Лекция 12. Методология научного исследования. Литература Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека Лекция 14. Природа и сущность человека Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура Лекция 18. Человек и проблема ценностей Лекция 19. Внутренний мир человека Лекция 20. Глобальные проблемы человечества Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЛекция 21. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА21.1. Новые перспективы биологического существования человека. Жизнь, смерть, бессмертиеВ конце XX в. человечество столкнулось с принципиально новыми проблемами, порожденными бурным развитием науки, и прежде всего биомедицины, и неготовностью людей к их морально-этическому решению. В 70-х годах прошлого века в США сформировалась новая отрасль знаний — биоэтика, пытающаяся найти и обосновать моральные стандарты по отношению ко всему феномену жизни на планете, особенно в связи с новыми технологиями воспроизводства человека. Речь идет об успехах и опасностях генной инженерии и технологии клонирования человека, искусственном оплодотворении, суррогатной беременности, неоевгенике, границах трансплантации органов и тканей, психической норме и патологии, «праве на смерть» и эвтаназии, критериях жизни и смерти. Кроме того, новые грани приобрели такие традиционные проблемы, как право женщины на искусственный аборт по социальным показаниям, проблема биомедицинского эксперимента на животных и человеке, оценка возможностей модификации пола человека и ее социально-психологических последствий. Эта проблематика сразу приобрела статус острейшей, по которой высказываются все политические лидеры, главы конфессий, ученые и общественные деятели. С философской точки зрения этот процесс может быть рассмотрен как смена установки: если в прошлом те или иные модели гуманизма предполагали жизнь как данность, как неуничтожимую витальность, то современность убеждает в том, что без реального гуманизма жизнь на планете Земля может исчезнуть. Для решения обозначенных выше проблем в их моральном аспекте предлагаются разные варианты. Условно их можно разбить на три группы: концепция натуралистической этики, к которой склоняются адепты социобиологии; установка авторитарных (религиозных) этических систем с абсолютным значением Бога и его заповедей и, наконец, различные модели гуманистической этики (Э. Фромм и др.). При любом подходе не снимается проблема личного морального выбора и ответственности за него каждого человека, принимающего решение. Особенно это относится к триаде «жизнь — смерть — бессмертие», ибо феномен смерти в связи с успехами реаниматологии сейчас приобрел новые измерения, что вызвало комплекс проблем. Главная из них — идентификация человеческой личности с живым и действующим мозгом при отключении соматических функций. Очевидно, что далее идут вечные проблемы, связанные с существованием и местопребыванием души, с «жизнью после смерти» и т.д. Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством! |