Философия Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 02.10.2013
ISBN: 9785392133086
Язык:
Объем текста: 194 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература

Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема

Лекция 4. Материя и субстанция

Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума)

Лекция 6. Диалектика

Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность

Лекция 8. Структура и функции сознания

Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного

Лекция 10. Познание

Лекция 11. Научное познание и знание

Лекция 12. Методология научного исследования. Литература

Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека

Лекция 14. Природа и сущность человека

Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура

Лекция 17. Человек и общество

Лекция 18. Человек и проблема ценностей

Лекция 19. Внутренний мир человека

Лекция 20. Глобальные проблемы человечества

Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 15. ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ



15.1. Исторические модификации образа человека


Исходя из материала предыдущей темы, можно сделать вывод, что образ человека исторически изменчив и его модификации отражают сущность той культуры и цивилизации, которая его порождает. Исторически первым был тип человека, порожденный первобытным обществом. Несмотря на огромное разнообразие этих обществ в зависимости от природно-климатических и других условий существования, можно выделить достаточно типичные черты человека той эпохи. Мы уже констатировали, что человек производит орудия труда и использует их как свое «неорганическое» тело для производства материальных благ. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая мир человека и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.


Человек — существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально отличный от стаи или стада. Люди сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками тех или иных событий и т.д. Для первобытного типа человека характерны неразрывная связь с природными условиями существования, растворение «я» в родовом «мы», жестокое следование традициям, мифологичность сознания, отсутствие развитой субъективности и высокая аффективность.


С возникновением так называемого «осевого времени» (К. Ясперс), датируемого VIII — II вв. до н. э., связано появление нового типа человека, существенным признаком которого является становление личности, переход к ценностно-рефлексивной регуляции деятельности. Более всего это воплотилось в человеке античного мира. Античную Грецию сравнивают с «детством» человечества, а ее граждан с вечными детьми с их любознательностью, энергией, любовью к жизни и человеческому телу, чувством пластики и вместе с тем мудростью, спокойствием духа, неутомимым интересом к познанию космоса и человека, истины, добра и красоты. Для античного человека характерны космологизм и космоцентризм, рационализм, телесное восприятие мира и человека, представление об эйдосах, формирующих вечный мир, и идея вечного возвращения.


Другой тип человека сформировался в эпоху средневековья, которую характеризует теоцентризм как философское основание христианства. Средневековый человек жил в тройном мире — благодати Бога и будущей блаженной жизни в мире ином; козней дьявола и собственной неискоренимой греховности; а также в жесткой системе феодальной иерархии. Соответственно существенными особенностями его бытия были любовь к Богу, борьба со своими греховными наклонностями и корпоративная мораль. Человек обрел самоценность как творение Бога, а не как фрагмент Космоса в античной традиции.


Антропоцентризм — облик человека, связанный с Новым временем. Он был подготовлен гуманизмом эпохи Возрождения, когда в центре мировоззрения оказался человек как средоточие мира. Принцип человекобожия логично привел к выдвижению на первый план в человеке рациональной стороны его сущности, примату деятельности по изменению природы и общества, прогрессу науки и всего того, что связано в основном с развитием западной цивилизации. В философской мысли начиная с Декарта происходит четкое разделение на субъект и объект, устами Ницше провозглашается тезис о смерти Бога, а в философии Шопенгауэра обосновывается тезис: «Хочу, следовательно, существую». Этот тезис подвергался критике в одном из ведущих философских направлений XX в. — экзистенциализме. В нем обоснованы примат существования человека над его сущностью, свобода как главная его характеристика и роль надежды на себя и свои силы в решении человеческих проблем. «Бунтую, следовательно, существую» — такова максима этого способа понимания человека.



15.2. Человек на рубеже XX-XXI вв.


Для характеристики современного состояния человека применяются такие острые и парадоксальные определения, как «человек умер» (Э. Фромм), «одномерный человек» (Г. Маркузе), «антропологический кризис», «крушение гуманизма», «децентрированный центр» (Делез), и, наконец, развиваются концепции «сверхчеловека», «киборга» и т.п. Очевидно, что в образе человека в современную эпоху произошли кардинальные изменения, не имевшие аналогов в прошлом. Они затронули все стороны природы, сущности и существования человека, не обошли стороной ни одну культуру и цивилизацию. Разумеется, их интенсивность значительно различается, и на планете сейчас сосуществуют люди, живущие по меркам первобытного мира, и в то же время человек уверенно осваивает ближний Космос, вторгся в свой генофонд, создал современную информационную цивилизацию, массовую культуру и многое другое, что вызывает обоснованную тревогу за его будущее.


Наиболее остро стоят проблемы идентичности человеческой личности, сохранения ее уникальности и свободы, сдерживания агрессивных проявлений, обеспечения возможностей достойной человеческой жизни для каждого жителя Земли. Во многом решение этих проблем связано с разными аспектами глобалистики, о чем речь пойдет далее. Вместе с тем становится очевидным, что во внутреннем мире современного человека должны произойти кардинальные изменения, суть которых афористично выразил Э. Фромм: «Не иметь, а быть!» Безудержный эгоизм, установка на безграничное потребление с жестко агрессивным подавлением другого человека способны свести на нет любые самые гуманные и демократические социально-политические реалии. Эта идея не нова, о ней говорили еще в XIX в. Толстой и Достоевский, равно как и все великие гуманисты XX в. Все они выражали опасение, что агрессивное поведение человека — неискоренимое зло человеческой природы, может погубить человечество, вызвать его необратимую деградацию. Возникают вопросы, относящиеся к категории вечных. И. Кант в конце XVIII в. сформулировал четыре основных вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?».


Величайшие мыслители нашего времени Толстой и Ганди, Фрейд и Ясперс, Эйнштейн и Рассел, Вл. Соловьев и Бердяев, Швейцер и Сахаров испытывали глубочайшую неудовлетворенность уровнем знаний человечества, видели, что познание не только не принесло ему счастья, но и поставило на край пропасти. Не случайно невежество продолжает оставаться «демонической силой» на рубеже XX и XXI вв. и способно погубить мир. Прорыв к неизведанным глубинам познания, к сфере бессознательного и интуитивного чреват новыми потрясениями для человека. Богиня мудрости Минерва сейчас явно не в почете.




Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

99
 Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством!