Философия Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 02.10.2013
ISBN: 9785392133086
Язык:
Объем текста: 194 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература

Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема

Лекция 4. Материя и субстанция

Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума)

Лекция 6. Диалектика

Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность

Лекция 8. Структура и функции сознания

Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного

Лекция 10. Познание

Лекция 11. Научное познание и знание

Лекция 12. Методология научного исследования. Литература

Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека

Лекция 14. Природа и сущность человека

Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура

Лекция 17. Человек и общество

Лекция 18. Человек и проблема ценностей

Лекция 19. Внутренний мир человека

Лекция 20. Глобальные проблемы человечества

Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 10. ПОЗНАНИЕ



10.1. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм


Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.


Однако существует такое учение, как агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.


В отличие от агностиков сторонники скептицизма (от греч. skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).


В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзоном»), а как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т.е. в ходе социально-исторической практики.


Теория познания (гносеология) — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.


Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.


Характерной особенностью познавательного процесса начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.


В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.


Важным понятием, которое сегодня все шире входит в современную теорию познания, является понятие виртуальной реальности (виртуальный — возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях). Данное понятие пришло из квантовой физики, где под виртуальными частицами стали понимать частицы в промежуточных состояниях, существующих короткое время At с их энергией в соотношении неопределенностей.


Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.


Уже на ранних этапах истории человечества существовали обыденно-практическое и игровое познания. Важную роль здесь и впоследствии играли мифологическое и художественно-образное познания. Одними из древних форм являются религиозное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским ученым XX в. М. Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности, научное и вненаучное, эссенциалистские и феноменолистические и т.п.



10.2. Познание, творчество, практика


Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.


Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.




Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

99
 Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством!