Философия Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 02.10.2013
ISBN: 9785392133086
Язык:
Объем текста: 194 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература

Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема

Лекция 4. Материя и субстанция

Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума)

Лекция 6. Диалектика

Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность

Лекция 8. Структура и функции сознания

Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного

Лекция 10. Познание

Лекция 11. Научное познание и знание

Лекция 12. Методология научного исследования. Литература

Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека

Лекция 14. Природа и сущность человека

Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура

Лекция 17. Человек и общество

Лекция 18. Человек и проблема ценностей

Лекция 19. Внутренний мир человека

Лекция 20. Глобальные проблемы человечества

Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ



Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА



1.1. Предмет философии


Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия — древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.


Начиная с античных времен (в Европе — с VII — VI вв. до н. э.) философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этого слова).


Немецкий мыслитель И. Кант (1724 — 1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во-вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.


Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.


Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной плоскости, чем мысль ученого.


Ученый ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ — главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.


Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования». Но между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.


Философия, таким образом, заключает в себе два начала. По выражению английского философа Б. Рассела (1872 — 1980), философия — это «ничейная земля», расположенная между наукой и религий: с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией — выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта.


Но точнее было бы все же говорить о близости философии не к религии (ведь были и философы-атеисты, резко критиковавшие религиозное мировоззрение), а к духовно-практическому способу освоения человеком мира вообще. Еще точнее следовало бы, видимо, сказать так: философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т.е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй — это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания.




Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

99
 Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие

Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством!