|
ОглавлениеРаздел I. История философии. Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития. Литература Раздел II. Теоретическая философия. Лекция 3. Бытие как философская проблема Лекция 4. Материя и субстанция Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты универсума) Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность Лекция 8. Структура и функции сознания Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного Лекция 11. Научное познание и знание Лекция 12. Методология научного исследования. Литература Раздел III. Социальная философия. Лекция 13. Понятие человека Лекция 14. Природа и сущность человека Лекция 15. Образы человека в различных культурах. Лекция 16. Общество и его структура Лекция 18. Человек и проблема ценностей Лекция 19. Внутренний мир человека Лекция 20. Глобальные проблемы человечества Лекция 21. Будущее человека и человечества. Литература Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯЛекция 13. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА13.1. Проблема человека в философииРазмышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости прежде всего предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной. Диапазон размышлений всегда был максимальным, и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философская антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на него? Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Внимание! Авторские права на книгу "Философия: конспект лекций. 15-е издание. Учебное пособие" (Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П.) охраняются законодательством! |