Юридическая Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология. Монография

Занимательная биокриминология. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 26.09.2018
ISBN: 9785392287611
Язык:
Объем текста: 260 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Биокриминология: история и современная проблематика

Поиск прирожденного преступника в США и Западной Европе: конец XIX — начало ХХ века

Генетическое тестирование и современная криминология

Генотип и преступление: истории в судах США и Европы

Евгеника и борьба с преступностью

Медицинская стерилизация как вид уголовного наказания

Лоботомия (и иные меры медицинского характера) и биокриминология

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Поиск прирожденного преступника в США и Западной Европе: конец XIX — начало ХХ века


О передаче определенных свойств, личностных характеристик человека от поколения к поколению задумывались задолго до открытия генетики. Если прочитать памятники мировой культуры, то нетрудно увидеть, что человечество трепетно относилось к выбору супруга и пыталось выработать определенные социальные правила, влияющие на рождение потомства.


Обычное право много внимания уделяло подбору супруга (супруги). Как указывается в Бань Гу: «Есть пять случаев, когда не женятся на девушке: из преступной семьи не берут, из семьи мятежника не берут, из семьи, где есть осужденные, не берут, из семьи, где есть наследственные болезни, не берут, взрослую девушку в состоянии траура — не берут». Памятник индийской культуры Кама Сутра (данный источник упрощенно понимают как пособие по технике сексуальной жизни, что далеко от ее истинного значения) также подробно содержит перечень качеств, которым должны отвечать желающие вступить в брак: «…когда мужчина, по завершении обучения, выбирает невесту, он должен знать, что она девственница, моложе его по крайней мере на три года, из приличной семьи и ее родители, опытные попечители, еще живы, а образ их жизни заслуживает одобрения. Она должна иметь многочисленных родственников, как по отцовской, так и по материнской линии, и заботиться о них. Должна обладать красотой и воспитанностью, здравомыслием, пропорциональными формами, иметь хорошие зубы, ногти, глаза, волосы, уши и груди и не жаловаться на здоровье. Разумеется, мужчина также должен обладать теми же качествами, которые он ожидает от своей невесты».


При таких требованиях к новобрачным отбором невест и женихов должны были заниматься посторонние люди, чьи мысли не отвлечены страстью. Соответственно эти обязанности возлагались в некоторых странах на родителей, в других странах производилась санкционирование брака — семьей, общиной, церковным служителем, сюзереном. Логика законодателя исходила из предпосылки, что иные лица, обязанные осуществлять опеку за молодыми, должны устраивать брак. «Требование согласия родителей основано на их власти, т.е. на их праве собственности. Кроме того, оно основано на их любви и разуме, а также на неразумии детей, невежественных по причине их молодости и легко поддающихся опьянению страстей», — писал Монтескье. Так, в Древней Вавилонии брак был практически сделкой, сторонами в которой выступали, прежде всего, родители (по крайней мере, со стороны невесты). Католицизм предусматривает помолвку, как прелюдию к браку. Освящая брак, церковь санкционирует его. Канонические правила предписывают провести исследование в целях недопущения нарушения установленных запретов. Наиболее яркую форму государственного одобрения брака можно было наблюдать в государстве инков: «Все мужчины, достигшие определенного возраста, обязаны были вступать в брак. Раз в год каждую деревню для этого посещал особый чиновник, проводивший публичную церемонию заключения брака, в которой обязаны были участвовать все, достигшие в этом году брачного возраста». Мнение брачующихся не испрашивалось, а неповиновение каралось смертью. Современное законодательство также исходит из того, что вступление в брак получает санкцию от государства путем его регистрации. Ведь в условиях демократического режима вступление в брак не является неограниченным правом.


Приведенные правила, направленные на рождение социально одобренного потомства, имели и определенную профилактическую (с точки зрения современной криминологии) направленность: рождаться должны благополучные дети, нацеленные на законопослушность.


Во второй половине XIX века появляется теория Дарвина, представляющая иной взгляд на происхождение человека. Примерно в это же время Ф. Гальтон (кстати, двоюродный брат Ч. Дарвина) публикует книгу «Наследственность таланта, его законы и последствия», которая начинается со следующих слов: «Мысль об исследовании наследственности таланта явилась у меня при изучении умственных особенностей различных рас с чисто этнологической точки зрения; во время этих работ, беспрестанно встречавшийся мне факт, что некоторые характеристические особенности присущи известным семействам, побудил меня обратить особое внимание на этот предмет. Я начал с того, что перебрал в памяти природные наклонности и успехи моих товарищей в школе, в университете и в позднейшей жизни, и был поражен, увидев, как часто способности, по видимому, переходят по наследству. Затем я бегло проследил родство почти четырехсот знаменитых людей различных периодов истории, и результаты этого исследования были таковы, что в моих глазах они несомненно устанавливают теорию наследственности таланта, с известными ограничениями, которые оставалось изучить». Ф. Гальтон, действительно, проделал огромную работу, выстроив генеалогические связи между различными выдающимися деятели Англии. Его основной посыл направлен на то, что социальными законами можно привести как к вырождению нации, так и ее совершенствованию. Каждое последующее поколение обусловлено своими дарованиями предшествующему. Он приводит особенности разведения собак, как каждый заводчик уделяет внимание свойствам щенков, чтобы перенести эти моменты на человеческие отношения: «таким образом я утверждаю, что, как в животном, так и в растительном царствах, новая порода может быть доведена до такой высокой степени совершенства, что будет сохраняться сама собою, требуя только самых незначительных забот, для устранении менее совершенных членов, и что соблюдение таких же условий по отношению к человеку привело бы к точно таким же результатам».


Ф. Гальтон основательно подошел к своему трактату, в котором уделил серьезное внимание влиянию выбора жены для рождения потомства, указав на недопустимости выбора посредственных женщин: «Во-первых, выдающиеся люди обыкновенно женятся на женщинах, с которыми часто встречаются в обществе своих друзей, и такие женщины едва ли могут отличаться глупостью; к тому же они не редко находятся в родстве с некоторыми из них, а следовательно, по всей вероятности, одарены наследственными способностями. Во-вторых, факты доказывают, что значительное число выдающихся мужчин женятся на выдающихся женщинах». И далее итог: «нет сомнения, что даровитые мужчины любят общество умных женщин и всегда предпочтут жениться на умной, чем на глупой женщине, если только первая окажется подходящей в других отношениях».


Чарльз Дарвин, определив естественный отбор, как основу появления человечества на Земле, в своей нетленном труде «Происхождение человека и половой отбор» подробно объясняет сходство человека и животных. Он даже отмечает: «Следующее положение кажется мне в высшей степени вероятным, а именно, что любое животное, обладающее резко выраженными общественными инстинктами, включая привязанности родителей к детям и обратно, неизбежно приобрело бы нравственное чувство или совесть, будь его умственные способности столько или почти, столько развиты, как у человека». Добавляя при этом, что именно социум оказывает значительное влияние на сложившуюся природу человека: «Действительно, во-первых, общественные инстинкты приводят к тому, что животное находить удовольствие в обществе себе подобных, чувствует к ним известную симпатию и выполняет в их пользу различные услуги». Есть в произведении рассуждения о передаче многих признаков по наследству. Ч. Дарвин рассуждает о возможности вырождения рас, но при этом не делает глобальных социальных прогнозов и рекомендаций по совершенствованию политических систем. Однако в общем обзоре Ч. Дарвин представил вывод с далеко идущими последствиями: «Человек изучает с величайшей заботливостью свойства и родословные своих лошадей, рогатого скота и собак, прежде чем соединить их в пары, но когда дело касается его собственного брака, он редко или никогда не выказывает подобной осмотрительности. Он руководится приблизительно теми же побуждениями, как и низшие животные, оставленные на собственный произвол, хотя он настолько выше их, что придает огромное значение умственным и нравственным достоинствам». Ч. Дарвин формулирует осторожную рекомендацию: «Оба пола должны были бы воздержаться от брака, если они в какой-либо резкой степени страдают физическими или умственными недостатками».


Подобный призыв был воспринят иными учеными, которые дали начало такому течению как социал-дарвинизм, одним из ярких представителей которого стал Герберт Спенсер. В его работе «Социальная статика» содержатся серьезные рассуждения о социальном обустройстве, приводящем к общему счастью. Раскрывается содержание многих прав, представляемых в государстве. В то же время Г. Спенсер указывает, что нельзя государственными усилиями улучшить жизнь людей, если их природа не готова к предлагаемому улучшению. Привилегии, отданные одним качествам человека, в конечном итоге приведут к угасанию других качеств, что может негативно повлиять на самого человека. Показательны рассуждения Г.Спенсера относительно санитарных служб государства: «Если бы нашим прожектерам удавалось постоянно выполнять свои планы, то они наполнили бы мир несчастным населением дураков. Из человека они сделали бы самое жалкое существо — существо, которое не имело бы силы поддерживать себя и для своей жизни постоянно нуждалось бы во внешней опеке; существо, которое вечно сбивалось бы с пути и не могло бы обойтись без того, чтобы его другие каждый раз направляя на истинную дорогу, нечто, постоянно стремящееся к саморазрушению». Далее проводится связь между природными законами и законами, которые может устанавливать государство: «Все усилия природы направлены к тому, чтобы освободить мир от подобных созданий и дать место лучшим. Природа требует, чтобы всякий индивид удовлетворял сам себя. Все, что неспособно к подобной жизни, постоянно удаляется посредством смерти. Ум, достаточный для того, чтобы устранять опасность, сила, достаточная для соблюдения всех нужных условий существования, ловкость для борьбы с ними, — вот способности, требующиеся постоянно и неизменно». Г. Спенсер предлагает радикальный рецепт: «Обратите внимание, как тут поступается с болезненным. Чахоточные — субъекты с легкими, неспособными к отправлению обязанностей легких, люди с пищеварительными органами, которые не в состоянии принимать достаточно пищи, с пороком сердца, которое не выносит возбуждения при кровообращении, словом, особи с каким бы то ни было недостатком в своем устройстве, который мешает им надлежащим образом выполнять условия жизни, постоянно вымирают или остаются позади тех, которые приспособлены к климату, пище, и жизненной обстановке, среди которой родились. Даже менее несовершенные организации, которые при обыкновенных обстоятельствах могут вести удовлетворительную жизнь, во время эпидемий делаются одними из первых жертв. Остаются только организмы, достаточно сильные, чтобы противостоять и этому влиянию, т. е. те, которые достигли такого приспособления, что могут выносить и случайные, и обыкновенные условия существования. Таким способом раса освобождается от пороков. Подобное положение заключает в существе своем истинный ход дела, и невозможно себе представить никакого другого порядка вещей. Эта истина, на которую большинство людей обращает мало внимания. Они не замечают ее применения к телесному сложению и еще менее обращают внимания на ее отношение к душе».




Занимательная биокриминология. Монография

Монографическое исследование посвящено одной из значимых проблем современной криминологии – соотношению биологического и социального в преступном поведении человека. На основе анализа многочисленных источников (в большинстве своем зарубежных) выделен исторический аспект развития биокриминологии (в том числе поиск прирожденного преступника), определено значение генетического тестирования в развитии современной уголовной политики, рассмотрены особенности вовлечения генетических данных в судебный уголовный процесс, проанализирована роль евгеники в формировании мер по борьбе с преступностью, представлены различные меры медицинского характера (стерилизация, лоботомия, таламотомия и др.), использовавшиеся в криминологических целях.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 июля 2018 г.<br /> Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, а также сотрудников правоохранительных органов.

159
 Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология. Монография

Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология. Монография

Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология. Монография

Монографическое исследование посвящено одной из значимых проблем современной криминологии – соотношению биологического и социального в преступном поведении человека. На основе анализа многочисленных источников (в большинстве своем зарубежных) выделен исторический аспект развития биокриминологии (в том числе поиск прирожденного преступника), определено значение генетического тестирования в развитии современной уголовной политики, рассмотрены особенности вовлечения генетических данных в судебный уголовный процесс, проанализирована роль евгеники в формировании мер по борьбе с преступностью, представлены различные меры медицинского характера (стерилизация, лоботомия, таламотомия и др.), использовавшиеся в криминологических целях.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 июля 2018 г.<br /> Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, а также сотрудников правоохранительных органов.

Внимание! Авторские права на книгу "Занимательная биокриминология. Монография" ( Романовский Г.Б. ) охраняются законодательством!