Юридическая Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.08.2012
ISBN: 9785392082636
Язык:
Объем текста: 164 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Эволюция уголовно-процессуального законодательства: 2001—2011 гг.

Защита прав и законных интересов потерпевших по УПК РФ и в решениях Конституционного суда РФ

Меры пресечения

Особый порядок судебного разбирательства

Вопросы судебной экспертизы и других форм применения специальных знаний в новом УПК РФ

Судопроизводство с участием присяжных заседателей

Медиация как способ реагирования на деяния, запрещенные уголовным законом

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Карнозова Л. М.


МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ НА ДЕЯНИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОМ


Еще в конце 90-х годов медиация по уголовным делам казалась многим правоведам утопией. Однако появление в постсоветском Уголовном кодексе РФ нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим по делам публичного обвинения (ст. 76 УК РФ и соответственно ее реализация в УПК РСФСР — ст. 9) поставило на повестку дня вопрос о процедурах и средствах, которые могли бы сделать возможным процесс примирения между людьми, враждебно друг по отношению к другу настроенными (сторонами в уголовном процессе). И хотя российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство безразлично к способам примирения, следует иметь в виду, что норма о возможности освобождения от уголовной ответственности за примирением сторон появилась неслучайно. В последней трети ХХ века в мире стали распространяться практики разрешения конфликтов, основанные на поиске консенсуса, в противовес традиционной конфронтации сторон. Причем модели разрешения конфликтов с помощью медиации в узком смысле либо с использованием местных традиций участия общины в разрешении споров стали проникать и в официальные системы уголовной юстиции.


Современные тенденции в области уголовной юстиции


Такой подход к реагированию на уголовные преступления начал довольно интенсивно развиваться в разных странах мира примерно с 70-х годов ХХ века. Множество разнообразных течений, концепций и практик, базирующихся на идеях согласия и примирения, к началу 80-х годов было объединено термином restorative justice (восстановительное правосудие). Притом что подход к реагированию на преступления, в ядре которого переговоры, примирительные процедуры и компенсация причиненного ущерба, восходит к глубине тысячелетий, во второй половине ХХ столетия он получил новую жизнь, будучи противопоставленным доминирующему карательно-юридическому способу ответа на преступление. Сегодня восстановительное правосудие превратилось в популярную идею и практику, которая получает все большее признание в международной политике в области уголовного правосудия.


Концепция восстановительного правосудия стала результирующей разных направлений общественной активности, социальной и правовой мысли. Среди факторов, оказавших влияние на становление современного восстановительного правосудия, выделяют:


1) социальные движения (борьба за сокращение численности тюремного населения и альтернативные наказания, за нормальные условия содержания в тюрьмах, за права жертв, за гражданские права национальных меньшинств, в том числе в уголовном правосудии);


2) программы и экспериментальные практики разрешения конфликтов (ConflictResolution), в том числе в области реагирования на правонарушения;


3) религиозные концепции и практики миротворчества;


4) научные исследования и теории.


Если активизацию социальных движений и распространение практики альтернативных форм разрешения конфликтов относят ко второй половине ХХ века, то научные теории и разработки в поисках более адекватных методов реагирования на преступления — криминологические, социально-психологические, правовые, философские, религиозные — можно отнести к более раннему периоду. Иво Айртсен, председатель Европейского форума по восстановительному правосудию, обращает внимание, что термин restorative justice пришел на европейский континент недавно из Северной Америки, но философия альтернативного уголовного правосудия складывалась в Европе примерно с конца 60-х годов ХХ в. И североамериканские инициативы во многом «несли на себе четкий след влияния теоретических трудов европейских ученых». Добавим, что вопрос о кризисе наказания как такового и необходимости разработки новых теорий и альтернативных практик реагирования на уголовные преступления был поставлен значительно раньше, если брать обозримый период — уже в конце XIX века. И концепция восстановительного правосудия стала результатам долгого пути поисков, романтических надежд, научных гипотез, проб и ошибок.


Анализ современных международных документов в области уголовной юстиции, профилактики преступности, обращения с правонарушителями и жертвами преступлений позволяет выделить ряд тенденций в этой области:


— пересмотр традиционных стратегий реагирования на преступления, развитие альтернатив;


— содействие реинтеграции правонарушителей (преступников) в социум;


— забота об интересах и потребностях жертв;


— разотождествление кары и ответственности;


— содействие медиации между правонарушителем и жертвой;


— возрастание роли сообществ.


Движение к распространению на уголовное правосудие моделей разрешения конфликтов, базирующихся на идеях согласия и примирения, описывается разными терминами — «восстановительное правосудие», «общинное правосудие», «неформальное правосудие», «реституционное правосудие» (в документах ООН), но практически везде речь идет об использовании медиации как механизма урегулирования конфликтов (либо других форм, приближенных к местным обычаям; но ядром их в любом случае оказываются диалог, уполномочивание сторон в разрешении конфликта, достижение соглашения). Использование медиации в реагировании на уголовные преступления становится важнейшим пунктом в политике пересмотра традиционных стратегий, направленной на ресоциализацию лиц, совершивших преступления, исцеление жертв и мир в обществе.


Программы примирения между правонарушителем и пострадавшим: ключевые понятия


Медиация по уголовным делам. В широком смысле термином «медиация» обозначается способ разрешения конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны, когда решение принимается самими сторонами. В Рекомендации № R (99) 19, принятой Комитетом министров Совета Европы 15 сентября 1999 г., дается определение медиации по уголовным делам: это процесс, в рамках которого пострадавшему и правонарушителю предоставляется возможность, в случае их добровольного согласия, с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) принять активное участие в разрешении проблем, возникших в результате преступления. Уточнение связано с тем, что речь идет о разрешении конфликтов, относящихся к области публичного права. Стороны участвуют в разрешении ситуации, но окончательное (юридическое) решение по делу (с учетом достигнутого соглашения) принимает официальный субъект.


Упоминание в качестве сторон только пострадавшего и правонарушителя не исключает участия в медиации и других лиц (родителей, близких людей с той и другой стороны, специалистов, представителей учебного заведения и проч.). Главная задача медиатора состоит в организации встречи правонарушителя и жертвы. Такие встречи направлены на разрешение конфликта между людьми, обсуждение и решение проблем, возникших в результате преступления, достижение соглашений, заглаживание вреда.


Медиация — это наиболее распространенная программа восстановительного правосудия, однако используются и другие формы и виды процедур, реализующих те же принципы, что и медиация. В русскоязычных документах ООН «восстановительное правосудие» обозначается как «реституционное». В Резолюции ЭКОСОС ООН Е/2002/12 в Приложении дается определение основных терминов. Приведем основные.


1. «Программа реституционного правосудия» означает любую программу, в которой используются реституционные процессы и которая направлена на достижение реституционных результатов.


2. «Реституционный процесс» означает любой процесс, в котором жертва и правонарушитель и в соответствующих случаях любые другие лица или члены общины, пострадавшие от какого-либо преступления, активно участвуют в совместном урегулировании вопросов, возникающих в связи с преступлением, как правило, при помощи посредника. Реституционные процессы могут включать в себя совместную деятельность по посредничеству, переговорам и назначению наказания.


3. «Реституционный результат» означает соглашение, достигнутое в результате реституционного процесса. Реституционные результаты включают в себя такие меры и программы, как компенсация, реституция и общественно полезные работы, направленные на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей и выполнение обязанностей сторон, а также на достижение реинтеграции жертвы и правонарушителя».


В настоящее время подобные программы действуют в самых разных странах, в том числе в России. При этом можно констатировать наличие достаточно разнообразных моделей такого рода программ, которые можно разделить на несколько групп. Можно выделить и разные модели самой медиации. Однако все эти разнообразные практики, ориентированные на переговоры и достижение консенсуса, объединяют общие черты, отличающие их от конфронтационного (карательного) правосудия:


— добровольность участия сторон;


— стороны сами принимают решение;


— нейтральность медиатора;


— роль медиатора — в организации взаимодействия сторон (и других участников программ);


— конфиденциальность процесса.


Типология программ в зависимости от их устройства и круга участников. Программа примирения жертвы и правонарушителя, или медиация лицом к лицу, — самый распространенный, но не единственный тип. Используется и такая форма, как челночная медиация, когда связь между жертвой и правонарушителем осуществляется только через посредника, если из-за каких-то обстоятельств они не встречаются лично.


В Австралии используются общинные конференции, в Новой Зеландии в правосудии в отношении несовершеннолетних — семейные конференции. В основе тех и других лежат традиции коренного населения, но устроены они по-разному. Эти формы отличаются гораздо более широким кругом участников, а также тем, что решение выносится в результате соглашения между семьями сторон конфликта или общиной. Практикуются также круги, в основе которых — традиции североамериканских индейцев. Подобные формы распространяются и на Европейский континент, они адаптируются к современной жизни. Используются они и в России. Так, в вводной части утвержденных Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации стандартов указано: «Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности восстановительного подхода».


Связь медиации с уголовным процессом. Как отмечает Л. В. Головко, медиация по уголовным делам используется в правовых системах разного типа — в Великобритании и США, во Франции и Бельгии, Германии и Новой Зеландии, в странах Восточной Европы. С точки зрения связи с уголовным судопроизводством можно обнаружить разные конструкции. По способу увязывания медиации с уголовным процессом используют, например, такую классификацию: медиация как альтернатива уголовному процессу, как его часть и как дополнение.


В первом случае дело выводится из уголовного процесса на достаточно ранних стадиях или вообще не возбуждается; во втором медиация включена в судопроизводство как его составляющая. Это не означает, что посредничество регулируется уголовно-процессуальными нормами, но оно становится неким технологическим (внепроцессуальным) элементом судопроизводства. Здесь медиация не является полной альтернативой уголовному преследованию, просто последующая стадия судопроизводства учитывает результаты восстановительной программы, в частности, когда возможна отсрочка приговора и суд выносит окончательное решение с учетом результатов медиации.


И наконец о медиации как дополнении к уголовному процессу: это медиация в тюрьмах, проводимая после вынесения судебного решения. Ее смысл не столько в юридических последствиях, сколько в удовлетворении моральных и эмоциональных потребностей сторон: пострадавших — в ответе на волнующие их вопросы, осужденных — принесении извинений и пр. Но, как обращает внимание С. Г. Келина, и в этом случае возможны юридические последствия, например, условно-досрочное освобождение. Кроме того, в соответствии с российским законодательством при условном осуждении прохождение осужденным программы примирения и заглаживания вреда потерпевшему может стать основанием для применения ч. 1 ст. 74 УК РФ об отмене условного осуждения и снятии судимости (по истечении не менее полвины испытательного срока).


В зависимости от стадии уголовного процесса, с которой дело направляется на медиацию, выделяются полицейская и судебная медиация.


В ряде стран нормы о посредничестве в уголовных делах вошли в законодательство, но повсеместно этому предшествовали общественные инициативы и период экспериментирования. Поэтому сегодня можно обнаружить разные модели, воплощающие указанную идею. В рамках представленных выше типологий можно обнаружить разные организационные модели, обеспечивающие взаимодействие программ восстановительного правосудия с системой уголовной юстиции: в одних странах действуют независимые службы примирения, в других они включены в службы пробации, в третьих являются частью исправительных служб, в четвертых медиацией занимаются социальные службы муниципалитетов и т. д. Информация о случаях передается в соответствующие службы судами или органами расследования. Юридические результаты достигнутого соглашения сторон зависят от тяжести обвинения. По преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, обвинение может быть снято до передачи дела в суд; если соглашения достичь не удается (либо одна из сторон вообще отказывается от примирения), дело возвращается в официальную систему. По более серьезным преступлениям судья, вынося окончательное решение, принимает во внимание соглашения, принятые на примирительной встрече.


Существуют разные способы законодательного оформления медиации: в законах о ювенальной юстиции (Австрия, Германия, Финляндия, Польша, некоторые штаты в США), в УПК (Австрия, Франция, Бельгия, Финляндия, Польша), в УК (Германия, Финляндия, Польша), в специальном законе о медиации (Норвегия). С 1 июля 2008 года Закон о медиации действует в республике Молдова (принят в 2007 г.). Часть 2 этого Закона посвящена медиации по уголовным делам. Медиация в Молдове предусматривается Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. В Латвии процедуры медиации предусмотрены в Законе о службе пробации. Не везде, однако, медиация, используется благодаря наличию закона. К примеру, в ювенальной юстиции Италии нет закона о медиации, однако при направлении дела на пробацию «судья и социальная служба просят молодого правонарушителя дать согласие на направление дела на медиацию. Не существует никаких ограничений в отношении вида правонарушений, которые могут быть переданы на медиацию, когда, по мнению судьи или социальной службы, медиация между правонарушителем и пострадавшим может быть полезной».


Варианты программ в зависимости от субъекта, проводящего медиацию. Анализируя европейскую практику медиации, Л. В. Головко выделяет здесь два типа: «медиация в рамках собственных полномочий» и «общественная», или «делегированная», медиация, осуществляемая под судебным контролем. В первом случае «прокурор сам старается принять меры к примирению сторон, не прибегая к помощи третьих лиц». В рамках собственных полномочий проводят медиацию, к примеру, полицейские в Новой Зеландии. Во втором случае полномочия по организации встреч жертвы и правонарушителя передаются компетентным организациям или лицам (чаще всего это общественные организации или специальные службы), а официальный орган принимает решение о передаче случая для проведения подобной работы. Такой вариант является предпочтительным и более распространенным, поскольку посредником должно выступать независимое лицо. Принцип нейтральности — одна из ключевых характеристик деятельности посредника (ведущего примирительных программ), о чем упоминается во всех международных документах по использованию посредничества в уголовном процессе. Довольно распространенной практикой является использование волонтеров для проведения программ, что обеспечивает участие сообществ в разрешении криминальных конфликтов.




Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Работа посвящена анализу изменений уголовно-процессуального закона, которые имели место в течение десяти лет с момента принятия УПК РФ 2001 года. При этом дается как общая характеристика такого рода изменений, так и более детально рассматривается современное состояние ряда основных уголовно-процессуальных институтов. Специальный раздел работы посвящен теоретическим основам и практике посредничества (медиации) с целью примирения сторон уголовно-правового конфликта.

209
 Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011

Работа посвящена анализу изменений уголовно-процессуального закона, которые имели место в течение десяти лет с момента принятия УПК РФ 2001 года. При этом дается как общая характеристика такого рода изменений, так и более детально рассматривается современное состояние ряда основных уголовно-процессуальных институтов. Специальный раздел работы посвящен теоретическим основам и практике посредничества (медиации) с целью примирения сторон уголовно-правового конфликта.

Внимание! Авторские права на книгу "Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001-2011" (Михайловская И.Б.) охраняются законодательством!