|
Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
14.11.2018 |
ISBN: |
9785392287291 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
212 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Г. Б. Романовский, О. В. Безрукова. Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации
О. В. Романовская, Г. Б. Романовский. Законодательные новеллы в сфере противодействия терроризму
Г. П. Кулешова. Терроризм и средства массовой информации
Е. А. Капитонова. Транспортный терроризм: новые подходы к определению термина и организации противодействия явлению
Е. В. Ширманов. Институализация взаимодействия терроризма и коррупции и особенности противодействия ей
Н. А. Подольный. Возрастные особенности терроризма и их учет в борьбе с ним
Е. А. Капитонова, Г. Б. Романовский. Проблемы противодействия кибертерроризму
В. Г. Романовский. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму
О. В. Романовская, Г. Б. Романовский. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму в США и Германии
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Е. В. Ширманов. Институализация взаимодействия терроризма и коррупции и особенности противодействия ей
На первый взгляд коррупция и терроризм имеют больше различий, чем общего. Терроризм отрицает существующее государство и общество, соответствующий политический режим, выражается в системе разрушительных действий, демонстрации ненависти и неприятия. Коррупция — явного отрицания общества в себе не несет. Напротив, коррупционеры стремятся продемонстрировать полное единство к соответствующей политической системе, лояльность к ней. Они стремятся подчеркнуть, что они плоть от плоти эта система и никто больше, чем они не отражает интересы государства. Коррупция «вживается» в систему и вытягивает из нее все, что ей нужно. Она не может призывать или демонстративно разрушать существующее государство, поскольку в нем она видит источник своего благосостояния. Такие различия, на первый взгляд, не позволяют терроризм и коррупцию рассматривать, как однопорядковые, связанные друг с другом социальные явления. Тем более, что даже лица, их совершающие имеют совершенно различный социальный и психологический облик. Террорист совершенно не похож на коррупционера. Поэтому и их поведение, отображающееся в совершенных преступлениях, являются совершенно различными.
Тем не менее коррупция и терроризм — это негативные социальные явления, которые идут друг с другом рука об руку. Это обусловлено тем, что имеется много в этих социальных явлениях схожего, правда, это схожее не бросается в глаза, а, чтобы его увидеть необходимо не просто присмотреться, а достаточно глубоко проанализировать и сопоставить эти явления. Так, общим между терроризмом и коррупцией несомненно является то, что это негативные с точки зрения общества и государства социальные явления. Но эта общая черта является явной и не требует углубленного анализа. Негативным явлением является любой вид преступности. Терроризм и коррупцию объединяет то, что эти социальные явления направлены на разрушение существующего государства и общества. При этом, если, как было сказано выше, терроризм даже демонстрирует свою деструктивность, то коррупция не проявляет явно деструктивных черт. Но деструктивность является ее сущностью. Она посредством внедрения в государственный аппарат его разрушает.
Причем особо следует отметить и то, что и терроризм, и коррупция стремятся к институализации. То есть они явно или неявно стремятся к тому, чтобы быть институтами общества. При этом их можно в отдельных случаях рассматривать именно в качестве не только социального явления, но и в качестве общественного института. Однако, именно в этом качестве терроризм и коррупция представляют наибольшую опасность для общества и государства. Обусловлено это тем, что социальный институт всегда представляет собой вполне определенную систему общественных отношений, которая является результатом исторического развития, а потому проявляется в традиции, в преемственности, в самовозобновлении. Социальный институт всегда ориентирован на удовлетворение потребностей своих членов. Его функции во многом определяются именно наличием названных потребностей. Определенные черты, свойственные для социального института, имеются и у терроризма, и у коррупции. Так, и терроризм, и коррупция основаны на желании отдельных людей удовлетворить свои определенные потребности. Терроризм — это результат деятельности отдельных личностей, которые нуждаются в самоутверждении и не могут найти его в рамках иных социальных институтов. Коррупция — это совокупность преступных действий, направленных на удовлетворение корыстного мотива.
Также позволяет судить о наличии у коррупции и терроризма общих черт с социальным институтом то, что терроризм и коррупция стремятся к самовозобновлению. Однако задачей государства и общества является то, чтобы воспрепятствовать такому самовозобновлению. Смысл противодействия состоит именно в этом. Противодействие направлено на то, чтобы не допустить становления коррупции и терроризма в социальные институты. Но, несмотря на это, и терроризм, и коррупция стремятся стать социальными институтами. С этой целью распространяются экстремистские взгляды, и оправдывается терроризм, а также высказываются взгляды о том, что в коррупции ничего опасного нет, а потому к ней стоит привыкнуть. Все это направлено на то, чтобы создать условия для самовозобновления, сформировавшись тем самым в социальный институт. И терроризм, и коррупция стремятся к непрерывности и длительности своего развития. Каждая террористическая группировка стремится к тому, чтобы действовать длительный срок и сформировать вполне определенную традицию. К тому же стремятся и преступные сообщества коррупционеров, которые желают охватить своей преступной сетью как можно большую часть государственного аппарата. Однако становлению традиции терроризма и коррупции препятствует противодействие, оказываемое со стороны государства и общества. Данное противодействие не позволяет соответствующим преступным сообществам сформироваться в постоянно действующие длительный срок, что не дает возможности сложиться соответствующей традиции. А традиция, как было сказано выше, это один из признаков социального института.
Структуры терроризма и коррупции хотя и стремятся к тому, чтобы стать социальным институтом, но все же не могут достигнуть этого уровня в виду противодействия со стороны государства и общества. Хотя следует признать и то, что в отдельных государствах данные структуры достигают и масштабов, и уровня, который позволяет их рассматривать уже как отдельные социальные институты. В частности, террористические организации приобретают все черты социального института в отдельных арабских и некоторых иных странах, где было, по сути, разрушено государство (Ливия, Афганистан, Сомали, Чад). В этих государствах достаточного влияния на политическую, социальную и экономическую жизнь достигли отдельные террористические организации. Причем отдельные террористические организации достигли такой силы влияния и могущества, что стали претендовать на роль государства (ИГИЛ). Также в отдельных государствах сообщества коррупционеров приобретают все черты социального института, который влияет на экономическую и политическую стратегию развития соответствующего государства. Наличие таких сообществ и их эволюционирование в социальные институты является свидетельством слабости соответствующих государств, которые оказываются не в состоянии вести эффективную борьбу с терроризмом и коррупцией. Слабость государственных структур становится благоприятной почвой для развития и становления названных преступных сообществ в социальные институты. Поэтому, сильное государство, стремящееся к сохранению собственного суверенитета, а также к реальному действию демократических институтов обязательно должно разрабатывать и придерживаться стратегии противодействия терроризму и коррупции. Данное противодействие должно быть эффективным, определяя соответствующие задачи борьбы с названными негативными социальными явлениями и намечая систему действий по решению данных задач.
Что касается России, то в ней ни терроризм, ни коррупция не достигли таких уровней, чтобы их можно было рассматривать в качестве социального института. Это обусловлено той значительной работой, которая проводится государством в лице его правоохранительных органов по борьбе с данными негативными, социальными явлениями. Бесспорно, то, что в истории России были периоды, когда коррупция и терроризм в своем развитии максимально приближались к тому уровню, когда можно было бы сказать о них, как о соответствующих социальных институтах. Это, конечно, период 90-х годов прошлого столетия, когда на юге страны фактически сформировалось протогосударство Чеченская Республика Ичкерия. Данное протогосударство отличалось проведением крайне радикальной политики, как на соответствующей территории, так и в отношении других областей и регионов России, а также на территории сопредельных с Россией государств. Данное государственное образование так и не сформировалось в настоящее государство, поскольку, во-первых, так и осталось никем не признанным, во-вторых, — не смогло окончательно оформить единую систему органов государственной власти, поскольку самые различные тейпы оспаривали свое главенство и не признавали формировавшиеся властные структуры, в-третьих, отсутствовала единая система законодательства, вместо нее существовала смесь адатов, мусульманских правил и новых, принятых в угоду конкретной ситуации норм. Особенностью этого протогосударства было то, что оно было генератором терроризма, в нем планировались террористические акты, которые совершались в различных регионах России, создавалась экстремистская литература, а также литература, оправдывающая терроризм. Существование названного образования свидетельствует о слабости Российского государства того периода, его неспособности защитить права и свободы своих граждан на всей своей территории. Территория названного протогосударства была территорией на которой не соблюдались права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. То есть для демократии — это была своеобразная черная дыра, где не было никаких гарантированных демократических прав и свобод, было лишь право силы и право, определенное некоторыми экстремистскими идеями.
Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
В монографии всесторонне исследуются современные проблемы противодействия терроризму в России и за рубежом. Анализируются особенности транспортного терроризма, кибертерроризма и методы предотвращения подобных атак. Особое внимание уделено роли средств массовой информации в распространении экстремистских технологий. Определены пределы ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму как в России, так и за рубежом (в частности, США и Германии).<br />
Выработаны рекомендации по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.<br />
Монография адресована практическим и научным работникам, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб. Может использоваться в образовательном процессе по укрупненной группе специальностей «Юриспруденция».
Романовский Г.Б. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
Романовский Г.Б. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
В монографии всесторонне исследуются современные проблемы противодействия терроризму в России и за рубежом. Анализируются особенности транспортного терроризма, кибертерроризма и методы предотвращения подобных атак. Особое внимание уделено роли средств массовой информации в распространении экстремистских технологий. Определены пределы ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму как в России, так и за рубежом (в частности, США и Германии).<br />
Выработаны рекомендации по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.<br />
Монография адресована практическим и научным работникам, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб. Может использоваться в образовательном процессе по укрупненной группе специальностей «Юриспруденция».
Внимание! Авторские права на книгу "Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография" (
Безрукова О.В., Капитонова Е.А., Кулешова Г.П., Подольный Н.А., Романовская О.В., Романовский Г.Б. ) охраняются законодательством!
|