|
Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
14.11.2018 |
ISBN: |
9785392287291 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
212 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Г. Б. Романовский, О. В. Безрукова. Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации
О. В. Романовская, Г. Б. Романовский. Законодательные новеллы в сфере противодействия терроризму
Г. П. Кулешова. Терроризм и средства массовой информации
Е. А. Капитонова. Транспортный терроризм: новые подходы к определению термина и организации противодействия явлению
Е. В. Ширманов. Институализация взаимодействия терроризма и коррупции и особенности противодействия ей
Н. А. Подольный. Возрастные особенности терроризма и их учет в борьбе с ним
Е. А. Капитонова, Г. Б. Романовский. Проблемы противодействия кибертерроризму
В. Г. Романовский. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму
О. В. Романовская, Г. Б. Романовский. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму в США и Германии
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Е. А. Капитонова. Транспортный терроризм: новые подходы к определению термина и организации противодействия явлению
Объекты транспортной инфраструктуры давно привлекают к себе особое внимание террористов. Анализ истории российского и зарубежного терроризма дает возможность отследить, каким образом развитие транспортного сообщения влияло на формы и мотивацию терактов, с ним связанных.
Первоначально транспортные средства были местом реализации террористических актов против политических лидеров. В частности, российский император Александр II пережил пять покушений на свою жизнь, включая неудачную попытку в ноябре 1879 г. взорвать императорский поезд. Для борьбы с бомбистами даже была создана Верховная распорядительная комиссия, наделенная уголовными-полицейскими и надзорными функциями (в том числе полномочиями проверки политически неблагонадежных лиц), однако предотвратить насильственную смерть правителя это не смогло. 13 марта 1881 г., когда Александр II проезжал по набережной Екатерининского канала в Петербурге, Николай Рысаков бросил бомбу под его карету. От взрыва погибло несколько человек, но император остался невредим, выбрался наружу и подошел к раненым, начал осматривать место взрыва. В этот момент народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий бросил под ноги императору еще одну бомбу, смертельно его ранив.
Схожий инцидент с кортежем, но уже не конным, а автомобильным, произошел 28 июня 1914 г. в Сараево, когда группа из шести террористов совершила покушение на наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда. Один из участников преступной группировки во время проезда кортежа по улицам города бросил в автомобиль эрцгерцога гранату, однако та отскочила от откидного верха машины (в тот момент сложенного) и взорвалась при приближении следующего автомобиля, ранив в общей сложности 20 человек. Свита решила изменить маршрут движения, но по нелепой случайности забыла сообщить об этом водителю автомобиля, в котором ехал наследник с супругой. В результате машина по пути следования наткнулась на еще одного члена террористической группировки Гаврило Принципа, который буквально в упор расстрелял эрцгерцога и его жену, тем самым создав повод для начала Первой мировой войны.
На рубеже XIX-XX вв. в России начал бурно развиваться новый вид транспорта — железнодорожный. Общая протяженность построенных в дореволюционный период железных дорог была настолько велика, что они и по сей день составляют почти 80% современной сети ОАО «РЖД» (впрочем, это не означает, что во времена СССР рельсов прокладывали совсем мало — просто значительная часть построенной тогда сети после распада Союза оказалась в странах СНГ). Форсированное железнодорожное строительство повлияло на подходы преступников — терроризм обрел форму диверсий, целью которых стало повреждение непосредственно самих путей сообщения. Такие действия были направлены на парализацию транспортных артерий развивающейся страны и пресечение возможности свободной переброски необходимых властям людей и грузов из одного конца государства в другой.
В современном мире, когда общественный транспорт давно уже стал общедоступным и широко используется самыми разными слоями населения, связанные с ним теракты носят характер негативной демонстрации и устрашения населения. Подобная угроза затрагивает сразу большие круги населения, а потому такой вид терроризма вызывает наибольшие опасения у людей и, в понимании террористов, потенциально имеет хорошие шансы на воздействие на государственные органы и должностных лиц.
В России, население и руководство которой в относительно спокойные годы приходило к выводу об окончательной победе над терроризмом, информация о громких терактах, связанных с транспортной инфраструктурой, раз за разом продолжает будоражить новостные ленты. Так, в 2013 г. главной мишенью террористов стал город Волгоград. Там с небольшими промежутками времени были взорваны автобус (21 октября), троллейбус (30 декабря) и железнодорожный вокзал (29 декабря). Во всех случаях действовали террористы-смертники. 31 октября 2015 г. над центральной частью Синайского полуострова через 23 минуты после взлета был взорван самолет Airbus A320, выполнявший рейс с курорта Египта в Санкт-Петербург. Этот теракт впоследствии был признан случаем самой массовой гибели граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации (повлек смерть 7 членов экипажа и 217 пассажиров). Недавний теракт в метро Санкт-Петербурга, произошедший 3 апреля 2017 г., стал первой за последние 7 лет атакой метрополитена. До этого момента все террористические акты в российском метро происходили только в Москве (всего таких случаев было семь).
Каждый новый подобный случай порождает в обществе всплеск беспокойства и закладывает основу психологического фактора страха, что при неблагоприятных обстоятельствах легко ведет к возникновению массовой паники среди граждан. Воздействие резонансных террористических актов на умы людей подтверждается статистикой. Так, согласно результатам опроса ВЦИОМ, если в августе 2013 г. стать жертвой теракта боялся 71% опрошенных, то в ноябре 2013 г. (после первого взрыва в Волгограде) — уже 78%. И если потом доля таких граждан упала до 65%, то уже к концу 2015 г., на фоне негативных новостей о крушении российского самолета в Египте, она снова выросла до 72%. Взрыв в петербургском метро весной 2017 г. поднял уровень страха в обществе до максимума — опасения за себя и близких в той или иной степени выразили 78% опрошенных.
Такие цифры свидетельствуют о том, что современному российскому обществу пока далеко до победы над терроризмом как явлением. Панические настроения играют только в пользу террористов, облегчая им решение поставленных задач. Напуганные люди послушны и управляемы, но в то же время могут быть настроены против представителей органов власти. Подобные настроения способны существенно затруднить работу компетентных государственных структур (в том числе во время проведения операций по спасению заложников).
Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов объясняется тем, что эта инфраструктура замыкает на себе массу ресурсов — от людских и материальных до технических и информационных. Это, в свою очередь, гарантирует большое поражающее воздействие деяния и масштабность его последующего освещения в средствах массовой информации. Последствия от совершения терактов на транспорте могут носить характер не только человеческой, но и техногенной, и даже экологической катастрофы. Кроме того, от нормального функционирования транспорта во многом зависит стабильность жизнедеятельности российского государства, огромная территория которого требует нормального обеспечения перемещения по ней людей и грузов.
В связи с высоким уровнем потенциальной опасности терроризм на транспорте требует адекватного противодействия со стороны компетентных органов и разработки эффективных мер его предупреждения. С 2007 г. в стране действует Федеральный закон «О транспортной безопасности». В нем террористический акт отнесен к числу актов незаконного вмешательства, которые угрожают безопасности транспортного комплекса (ст. 1). Закон предусматривает целый комплекс организационных мер, направленных на противодействие терроризму: начиная с оценки уязвимости конкретных объектов и заканчивая предоставлением субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам права применять физическую силу и проводить досмотр физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ).
С течением времени уполномоченные органы и сами перевозчики разрабатывают все новые положения и инструкции, направленные на обеспечение безопасности движения транспорта и мест посадки на него. К примеру, в 2010 г. был принят Указ Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте». В результате реализации этого указа и утвержденной во исполнение него Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте объекты транспортной инфраструктуры повсеместно стали оснащаться камерами видеонаблюдения, сканерами (металлоискателями) и даже датчиками, которые позволяют вовремя оповестить об атаке с использованием отравляющих и ядовитых веществ (подобная система действует, в частности, в Московском метрополитене). Некоторые юристы, однако, высказывали мнение, что и этого недостаточно.
После событий апреля 2017 г. в петербургском метро Правительство РФ в спешном порядке утвердило Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов. Данный документ предписывает субъектам транспортной инфраструктуры, являющимся собственниками объектов метрополитена или их законными владельцами, провести оценку уязвимости своих объектов по предусмотренным критериям, после чего разработать и реализовать соответствующий им план по реализации транспортной безопасности (п. 5). Все необходимые документы и планы подлежат предварительному согласованию в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
Первоочередными задачами в деле защиты метрополитена Правительство РФ считает образование (формирование) и (или) привлечение к работе на такого рода объектах подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы быстрого реагирования, «специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку или совершение актов незаконного вмешательства» (подп. 3 п. 5), а также подготовку и утверждение массы положений и инструкций — о сформированном подразделении транспортной безопасности, о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена, о порядке реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства, о порядке взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта метрополитена и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов метрополитена, с которыми имеется технологическое взаимодействие, о порядке передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям ряда государственных органов, о порядке организации и проведения досмотра, о порядке выдачи пропусков и т. д. (подп. 9 п. 5).
Создание такого количества локальной нормативной документации, конечно, способно предусмотреть все возникающие в ходе обеспечения безопасности метро вопросы, однако не отвечает на главный вопрос — на каком правовом основании будут действовать те самые «группы быстрого реагирования», призванные пресекать акты незаконного вмешательства. Как следует из вышеприведенных положений, метрополитен может не только привлечь для подобных целей какую-нибудь уполномоченную структуру, но и сформировать собственное подразделение, урегулировав его деятельность внутренним положением. При таком решении может показаться неясным ответ на вопрос, каков будет порядок взаимодействия сотрудников этого подразделения с гражданами. Будут ли они иметь право задерживать и досматривать людей, находящихся в метрополитене? Если нет, то их функция фактически сведется к роли смотрителей, способных отреагировать на потенциального террориста лишь вызовом нужных людей. А если да, то на каком правовом основании люди, не наделенные властными полномочиями в рамках закона, смогут применять к пассажирам меры, нарушающие их гражданские права?
Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
В монографии всесторонне исследуются современные проблемы противодействия терроризму в России и за рубежом. Анализируются особенности транспортного терроризма, кибертерроризма и методы предотвращения подобных атак. Особое внимание уделено роли средств массовой информации в распространении экстремистских технологий. Определены пределы ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму как в России, так и за рубежом (в частности, США и Германии).<br />
Выработаны рекомендации по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.<br />
Монография адресована практическим и научным работникам, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб. Может использоваться в образовательном процессе по укрупненной группе специальностей «Юриспруденция».
Романовский Г.Б. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
Романовский Г.Б. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография
В монографии всесторонне исследуются современные проблемы противодействия терроризму в России и за рубежом. Анализируются особенности транспортного терроризма, кибертерроризма и методы предотвращения подобных атак. Особое внимание уделено роли средств массовой информации в распространении экстремистских технологий. Определены пределы ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму как в России, так и за рубежом (в частности, США и Германии).<br />
Выработаны рекомендации по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой сфере.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.<br />
Монография адресована практическим и научным работникам, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб. Может использоваться в образовательном процессе по укрупненной группе специальностей «Юриспруденция».
Внимание! Авторские права на книгу "Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография" (
Безрукова О.В., Капитонова Е.А., Кулешова Г.П., Подольный Н.А., Романовская О.В., Романовский Г.Б. ) охраняются законодательством!
|