Психология Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Учебник

Теория и практика аргументации. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.11.2014
ISBN: 9785392176045
Язык:
Объем текста: 314 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение. Практика и теория аргументации в различные исторические периоды

Приложение. Аристотель. Риторика

Часть 1. Аргументация. Раздел А. Логико-фактуальные основы аргументации

Раздел Б. Логико-методологические основы аргументации

Часть 2. Факторы, заменяющие или сопровождающие аргументацию. § 1. Психологические основы формирования убеждений

§ 2. Риторическое выражение аргументации

Программа



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Введение.
Практика и теория аргументации в различные исторические периоды


Учение об аргументации возникло в 1-м тыс. до н. э. в Индии и Греции как ответ на запросы общественной жизни.


В Древней Индии в этот период существовали различные философские школы и религиозные учения. Дискуссии между ними были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В. Васильев: «Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя; перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например, достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индийцев в эту сторону. Но всего чаще мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор».


В Брихадараньяка-упанишаде описывается случай, когда правитель назначил награду победителю религиозной дискуссии в тысячу коров, к рогам каждой из которых привязал по десять монет.


Информация о дискуссиях содержится в эпосе «Махабхарата» и других произведениях. Специального фундаментального исследования по практике и теории аргументации в Древней Индии до сих пор нет.


Интерес к разработке учения об аргументации в Древней Греции, особенно в Афинах, был обусловлен запросами практики судебных и политических дискуссий. Искусство аргументации применялось для принуждения больших масс людей (демоса) принимать те или иные решения. Искусством убеждения масс в V в. до н. э. прославился афинский военный и политический деятель Перикл, получивший прозвище «Олимпиец» за ораторские способности. Перикл искусно владел стратегией и тактикой аргументации. На этапе борьбы за власть он призывал к свободе. Ему удалось преодолеть ареопаг и изгнать своего главного политического соперника Кимона посредством остракизма. Перикл получил власть практически над всей Грецией. После этого он сменил демократическую политику на аристократическую. В оба периода Перикл редко выступал перед народом, чтобы народ не пресытился его речами. «...Он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, но приберегал себя... для важных дел, а все остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов».


«...Перикл, как говорят, не только усвоил себе высокий образ мыслей и возвышенность речи, свободную от плоского, скверного фиглярства, но и серьезное выражение лица, недоступное смеху, спокойная походка, скромность в манере носить одежду, не нарушаемая ни при каком аффекте во время речи, ровный голос и тому подобные свойства Перикла производили на всех удивительно сильное впечатление. Так, например, какой-то подлый нахал однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома». «...Перикл был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу».


Речи Перикла не сохранились, но есть свидетельство, что «произнося с трибуны надгробную речь в память граждан, павших на Самосе, назвал их бессмертными подобно богам. «Ведь и богов мы не видим, — сказал, — но по тем почестям, которые им оказывают, и по тем благам, которые они нам даруют, мы заключаем, что они бессмертны; эти черты свойственны и тем, которые погибли в бою за отечество».


В Древней Греции прослеживаются две линии в развитии теории и практики аргументации: диалектическая и эристическая, или софистическая.


Под софистикой понималось искусство ведения спора с применением специальных приемов — уловок, которые позволяют побеждать в споре независимо от того, прав тот, кто ведет спор, или неправ. «Софистика» происходит от слова «софос» — «мудрец». Первоначально это слово употреблялось в положительном смысле, а затем в отрицательном. Можно пояснить это путем сравнения. В русском языке есть выражения, посредством которых характеризуют человека: мудрый и мудреный. Таково соотношение названий софистов в первоначальном смысле слова и в смысле, придаваемом этому слову позже.


Наряду с другом Перикла — философом Протагором, первым открывшим школу искусства спора и написавшим книгу «Наука спора», основателем софистики считают Горгия, который жил в V в. до н. э. сначала на Сицилии, а потом в Афинах (с 427 г. до н. э.). Он выступал с речами по всей Греции. «На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок)».


Сохранились две речи Горгия — «Похвала Елене» и «Оправдание Поламеда». Подлинность второй из них подвергают сомнению. В первой речи рассуждение строится на основе разбора случаев: «Была ли она силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? — Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая. Елену свободной от бесчестья должны признавать. Если же это речь ее убедила, то и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить и от этой вины обелить. Если это совершила любовь, то нетрудно избегнуть ей обвинения...»




Теория и практика аргументации. Учебник

Предлагаемая книга — учебник, который написан на основе чтения курса в МГУ им. М. В.  Ломоносова на отделениях по связям с общественностью, философии и религиоведения. Под аргументацией понимается обоснование каких-либо знаний посредством других знаний или фактических данных и средств логики. Описываются факторы неаргументативного характера, влияющие на принятие тех или иных знаний за обоснованные (прагматические, психологические и риторические).<br /> Содержит примеры аргументаций, упражнения, программу, вопросы для самопроверки (и проверки) знаний, критерии научности и ненаучности знания, методологию решения проблем и оформления результатов научной работы.<br /> Для студентов, аспирантов и всех, кто проводит или оценивает аргументацию (политиков, юристов, народных заседателей и др.)

219
Психология Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Учебник

Психология Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Учебник

Психология Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Учебник

Предлагаемая книга — учебник, который написан на основе чтения курса в МГУ им. М. В.  Ломоносова на отделениях по связям с общественностью, философии и религиоведения. Под аргументацией понимается обоснование каких-либо знаний посредством других знаний или фактических данных и средств логики. Описываются факторы неаргументативного характера, влияющие на принятие тех или иных знаний за обоснованные (прагматические, психологические и риторические).<br /> Содержит примеры аргументаций, упражнения, программу, вопросы для самопроверки (и проверки) знаний, критерии научности и ненаучности знания, методологию решения проблем и оформления результатов научной работы.<br /> Для студентов, аспирантов и всех, кто проводит или оценивает аргументацию (политиков, юристов, народных заседателей и др.)

Внимание! Авторские права на книгу "Теория и практика аргументации. Учебник" (Ивлев Ю.В.) охраняются законодательством!