Юридическая Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392244133
Язык:
Объем текста: 403 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Методология сравнительного исследования советского и постсоветского государства и права

Глава 2. Возникновение и становление советского и постсоветского государств

Глава 3. Советское и постсоветское государство: общее и особенное

Глава 4. Государственно-правовые доктрины советского и постсоветского периодов развития общества

Глава 5. Советская и постсоветская правовые системы

Глава 6. Основные тенденции развития российского государства и права на современном этапе

Глава 7. О перспективах развития российского общества, государства и права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Возникновение и становление советского и постсоветского государств


§ 1. Революционный характер процессов возникновения и становления советскогои постсоветского государств


1. Среди многочисленных вопросов, возникающих в процессе сравнительного изучения советского и постсоветского государств, а вместе с ними и соответствующих правовых систем, теоретико-методологическое и практическое значение имеет анализ проблемы характера процессов их возникновения и становления.


В теоретико-методологическом плане анализ этой проблемы важен, по справедливому замечанию исследователей, прежде всего с точки зрения «рационального осмысления» феномена революций как явлений, «изменяющих весь политический и экономический уклад жизни».


Естественно, что такое осмысление в каждом конкретном случае, в том числе в процессе сравнительного изучения советского и постсоветского государств, возможно лишь при условии широкого использования распространенного в отечественной и зарубежной литературе представления о понятии и признаках революции, которое было выработано исследователями, издавна пытавшихся «осмыслить революции как единый феномен и выявить определенные закономерности в их зарождении и течении».


В политико-практическом плане изучение характера процесса возникновения и становления советского и постсоветского государств важно с точки зрения попыток более точного определения социальной природы и особенностей тех революционных событий, которые положили начало на разных этапах развития российского общества данным государственным образованиям и их политико-правовым системам.


Ибо одни авторы, касаясь данной материи, в зависимости от мировоззренческих позиций и стоящими за ними политическими, экономическими и иными интересами, рассматривают события 90-х гг., положивших начало постсоветскому государству, как подлинно («по-настоящему») революционные события, как «революцию 90-х гг.». В то же время воспринятую во всем мире Октябрьскую революцию 1917 года, именно как революцию, уничижительно именуют «октябрьским» или «большевистским переворотом».


И наоборот, другие авторы — эксперты в данной области традиционно рассматривают октябрьские события 1917 года в России, положившие начало образования советского государства, не иначе как Великую Октябрьскую социалистическую революцию, а события 90-х гг. — как соотносящийся с некоторыми «категориями революции» типичный переворот.


Соответственно, в зависимости от восприятия того или иного события, положившего начало советскому или постсоветскому государству, в отношении его следуют определенные умозаключения и дается его отвечающая мировоззренческим позициям автора оценка.


Наиболее наглядно это прослеживается, в частности, на примере отношения авторов, разделяющих разные политические взгляды, к оценке значимости Октябрьской революции.


Анализ тематической литературы показывает, что если для одних авторов, а именно — для тех, кто стремится к объективной оценке места и роли Октябрьской революции как в российской, так и во всемирной истории, эта революция олицетворяла собой бескомпромиссную борьбу не только с буржуазной государственной машиной и с социальной несправедливостью, но и с сохранявшимся в данный период в России «многочисленными пережитками феодализма». Для других авторов, исключительно с критических, либеральных позиций относящихся к Октябрьской революции, она воспринимается в одностороннем порядке, прежде всего, как главный источник формировавшейся в стране, согласно их мировоззрению, «тоталитарной системы».


На рубеже 20–30-х гг. в СССР, декларируют подвергающие сплошной критике советскую систему авторы, — формируется система тоталитаризма. Ее истоки уходят непосредственно к событиям Октябрьской революции 1917 года, гражданской войне и политике «военного коммунизма» и опосредованно — к особенностям политической истории самодержавной России XIX — начала ХХ в.».


Наряду с такого рода критическим подходом к оценке роли Октябрьской революции, в отечественной литературе, особенно 90-х гг. — в период формирования в России олигархической системы, довольно широко были распространены и другие аналогичные подходы, которые, как правило, ярко декларировались, но весьма слабо или вообще никак не аргументировались.


2. Для глубокого и разностороннего понимания сути и содержания революционного характера процесса возникновения и становления искомых государств необходимо в качестве исходного положения предварительно рассмотреть понятие и содержание самого явления, именуемого революцией, с которым непосредственно связаны такие свойства институтов и происходящих в них процессов, как их революционность, контрреволюционный характер и т. п.


При этом в методологическом плане «революция» выступает в виде категории общего — общего явления и понятия по отношению к ее различным проявлениям, выступающим в виде категории особенного или же конкретного явления и отражающего его понятия.


Какой смысл вкладывается в понятие революции и как соотносится это понятие с другими близкими ему однопорядковыми понятиями?


Отвечая на эти и им подобные вопросы, мы получаем возможность не только определить природу и содержание процесса возникновения и становления советского и постсоветского государств, но и разрешить более частный вопрос относительно того, допустимо ли с позиций сложившегося в мире представления о революции рассматривать в качестве таковой события 90-х гг. ХХ в., приведшие к образованию постсоветского государства, и именовать переворотом то, что всегда именовалось и именуется Великой Октябрьской социалистической революцией.


В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного представления и понятия революции, с которыми соотносятся другие однопорядковые по своей природе и характеру явления и понятия.


В общетеоретическом, «в широком смысле» революция понимается как «переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений». По общему правилу она трактуется как «коренное изменение в развитии природы, общества, познания, сопряженное с разрывом в его преемственности, исчезновением старого и возникновением нового качества, новых сущностных характеристик того или иного предмета, явления, системы».


В отличие от эволюционного типа развития, поясняют философы, «для которого характерны постепенность, плавность изменений, отсутствие в них резких скачков, революция есть концентрация предельно глубоких изменений, происходящих или осуществляемых в максимально сжатые по историческим меркам сроки».


В зависимости от сферы возникновения и распространения революции, она традиционно подразделяется на социальную и научно-техническую революцию. В пределах социальной революции, понятие которой «объясняет закономерности перехода общества к более высоким ступеням развития», особо выделяется политическая революция, отличающаяся от других видов революций не только преимущественно политической сферой своего распространения, но и стоящими перед ней политическими целями и задачами.


Политическая и иные виды революций, происходящие в отдельных сферах жизни общества, в философской и социологической литературе, как правило, рассматриваются в виде революции в «узком» или «собственном» смысле.


Рассмотрение понятия революции в сравнении с понятиями других, соотносящихся с ней явлениями дает возможность, с одной стороны, более четко идентифицировать сравниваемые явления и отражающие их понятия, а с другой — выявить и рассмотреть те общие признаки и черты, которые выделяют политические революции, совершаемые в разных странах, среди других видов (культурных, образовательных и т. д.) социальных революций и отделяют их от государственных переворотов, контрреволюций и иных подобных явлений.


3. В системе свойственных политическим революциям признаков и черт в отечественной и зарубежной литературе выделяются в первую очередь следующие.


Во-первых, при рассмотрении революции в общетеоретическом плане они всегда проявляются, как верно подмечают аналитики, в виде «всеобщего», преимущественно внутреннего конфликта .


Подобно другим категориальным парам, понятия «революция» и «конфликт», констатирует в связи с этим О. Н. Смолин, являются «взаимопересекающимися» понятиями. «С одной стороны, — рассуждает автор, — понятие конфликта оказывается более общим по отношению к понятию революции, ибо не каждый конфликт проявляется в виде революции, но каждая революция выступает как конфликт. В этом отношении конфликт проявляется как родовое понятие, а революция — как вид конфликта». «С другой стороны, — заключает исследователь, — понятие революции шире по объему, поскольку революция не сводится, конечно, к конфликту и даже ко всей совокупности конфликтов, развертывающихся в революционный период».


В основе любого конфликта, выступающего в виде определенного типа общественных отношений, его участники «противостоят друг другу по причине несовместимых (или полагаемых ими таковыми) жизненных целей» и интересов.


Участниками социального конфликта могут быть самые различные, противостоящие друг другу социальные слои или классы. В условиях буржуазных революций — это класс феодалов и класс нарождающейся буржуазии. При социалистической (политической) революции ее участниками — противоборствующими сторонами — являются, с одной стороны, пролетарские слои населения, состоящие из рабочего класса и беднейшего крестьянства, а с другой стороны — класс буржуазии.


В соответствии с марксистским учением любая революция рассматривается как высшая форма борьбы противостоящих друг другу в повседневной жизни общества неравных по своему социально-экономическому, политическому и иному статусу классов.


Сравнивая между собой пролетарскую и буржуазную революции как «высшие формы борьбы классов», И. Сталин в работе «К вопросам ленинизма» особо обращал внимание на существующие между ними принципиальные различия. Суть их заключается в том, что: а) буржуазная революция совершается обычно при наличии «более или менее готовых форм капиталистического уклада, выросших и созревших еще до открытой революции в недрах феодального общества». В то время как пролетарская революция начинается «при отсутствии, или почти при отсутствии, готовых форм социалистического уклада»; б) основная задача буржуазной революции заключается в том, чтобы, захватив власть, «привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику»; в) буржуазная революция «завершается обычно захватом власти, тогда как для пролетарской революции захват власти является лишь ее началом» построения нового экономического и социально-политического уклада жизни; г) буржуазная революция «ограничивается заменой у власти одной эксплуататорской группы другой эксплуататорской группой», тогда как пролетарская революция «снимает с власти все и всякие эксплуататорские группы» и ставит у власти класс пролетариев; д) буржуазная революция «не может сплотить вокруг буржуазии на сколько-нибудь длительный период миллионы трудящихся и эксплуатируемых масс», тогда как пролетарская революция может и должна связать эти массы «в длительный союз», «если она хочет выполнить свою основную задачу упрочения власти пролетариата и построения новой, социалистической экономики».


Во-вторых, отличительно чертой и особенностью любой политической революции является преследование ею политических целей и решение стоящих перед революционным классом политических задач.


В зависимости от того, на каком этапе развития общества и о смене каких общественно-экономических формаций путем совершения революции идет речь, естественно, политические цели и задачи, стоящие перед революционным классом, будут далеко не одинаковыми.


Однако при этом главным вопросом любой политической революции был и остается вопрос о государственной власти: ее захвате и использовании как рычага и средства при решении поставленных революцией социально-экономических, политических и иных проблем.


Вопрос о государственной власти как главном вопросе любой политической революции многократно поднимался и разрабатывался как в отечественной, так и в зарубежной философской и социологической литературе.


Значительное внимание ему уделяется в работах марксистских авторов. В частности, в работах В. Ленина, развившего тезис о том, что вопрос о власти является главным вопросом не только социалистической, но и «всякой революции»; в работах И. Сталина, отмечавшего, что «капиталисты — не пустые болтуны. Они люди дела. Они знают, что коренной вопрос — это вопрос о власти»; а также в работах других авторов.


Развивая положение о государственной власти как главном вопросе «всякой революции», основоположники марксистского учения и их последователи одновременно решали вопрос о методах и формах завоевания этой власти.


В каждом конкретном случае, в зависимости от соотношения классовых сил характер, методы и формы борьбы за власть могут быть как вооруженными, насильственными, так и мирными.


В-третьих, одной из особенностей политических революций является их всеохватывающий характер. Возникая в политической сфере и преследуя прежде всего политические цели, политическая революция распространяется также на экономическую, культурную и другие общественные и государственные сферы .



Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

В работе рассматривается широкий круг вопросов, касающихся развития российского государства и права в советский и постсоветский периоды. Среди них вопросы методологии сравнительного исследования советской и постсоветской государственно-правовых систем; вопросы, касающиеся процессов возникновения, социально-классовой сущности и содержания рассматриваемых систем, а также вопросы их функционирования.<br /> Особое внимание уделяется рассмотрению тенденций развития российского государства и права на современном этапе развития российского общества.<br /> Для преподавателей, студентов, научных работников, слушателей и аспирантов юридических вузов.

419
Юридическая Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

Юридическая Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

Юридическая Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование). Учебное пособие

В работе рассматривается широкий круг вопросов, касающихся развития российского государства и права в советский и постсоветский периоды. Среди них вопросы методологии сравнительного исследования советской и постсоветской государственно-правовых систем; вопросы, касающиеся процессов возникновения, социально-классовой сущности и содержания рассматриваемых систем, а также вопросы их функционирования.<br /> Особое внимание уделяется рассмотрению тенденций развития российского государства и права на современном этапе развития российского общества.<br /> Для преподавателей, студентов, научных работников, слушателей и аспирантов юридических вузов.