Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392197118
Язык:
Объем текста: 330 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Предмет и структура социологии

Глава 2. Парадигмы в социологии

Глава 3. История развития социологии

Глава 4. Методология социологического исследования

Глава 5. Общество

Глава 6. Социальное взаимодействие

Глава 7. Социальные структуры

Глава 8. Социальные изменения

Словарь терминов

Указатель персоналий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
Социальные изменения


В результате изучения материала данной главы студент должен знать содержание основных концепций социальных изменений; уметь анализировать социальные явления в динамике с применением классических и современных теорий трансформации общества; владеть навыками выявления тенденций социальных изменений в данных официальной статистики и социологических исследований.


Условия и образ жизни современных людей, виды их деятельности и способы взаимодействия разительно отличаются от того, как жили и взаимодействовали люди сто и тем более двести или триста лет назад. К началу XX в. подавляющее большинство населения в России проживало в деревнях и трудилось в сельском хозяйстве. Большинство людей наследовало занятие и социальный статус своих родителей. Среднее и высшее образование получали лишь немногие. Подавляющее большинство регулярно участвовало в религиозных обрядах и посещало храмы. Все политические решения принимались узким кругом придворной знати, а организация политических партий и участие в них считались противозаконными. В начале XXI в. городское население в России составило свыше 70%. Трудоспособное население страны занято в основном в промышленности и строительстве (около 30%) и в сфере услуг и управления (около 55%). Большинство людей в течение своей жизни меняют (иногда много раз) род занятий и приобретают социальный статус, отличный от статуса родителей. Как минимум среднее образование имеют 90% взрослого населения. В религиозных службах и обрядах подавляющее большинство населения участвует лишь от случая к случаю (свадьбы, похороны, крупные религиозные праздники и т. п.). Все взрослые граждане обладают правом участвовать в выборах главы государства и депутатов парламента страны и местных законодательных органов, и за голоса избирателей конкурируют многочисленные политические партии. По приведенным характеристикам видно, что общество за прошедшее столетие сильно изменилось. А в последние два десятилетия, связанные с распространением новых коммуникационных технологий, изменения в способах социального взаимодействия, формирования социальных групп, социализации новых поколений заставляют социологов по-новому взглянуть на перспективы трансформации общества.


Изменения в устройстве общества, т. е. в социальных институтах и социальной стратификации, в нормативных и ролевых ожиданиях, определяющих характер взаимодействия, были неотъемлемой частью предмета социологии с самого начала ее развития. Огюст Конт, вводя понятие «социология», сразу же выделил в новой науке две части: социальная статика и социальная динамика. Исследования социальной динамики велись и ведутся с использованием различных теоретических подходов. Трансформация общества и его структур описывается в социологии при помощи понятий социального прогресса, социальной эволюции, социального развития, социальных изменений.


8.1. Классические теории развития общества


Исторически первым в социологии сформировалось представление о том, что развитие общества имеет характер социального прогресса. Это понятие социология унаследовала от философии эпохи Просвещения (XVIII в.). Вслед за французскими мыслителями Тюрго и Кондорсе такие классики социологии, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс под прогрессом понимали закономерное и поступательное развитие общества от «менее совершенного» устройства к «более совершенному». В основе концепций прогресса лежали две идеи: 1) восходящее к христианской теологии представление о высоком предназначении человека и разумности и стремлении к самосовершенствованию как главном свойстве человеческой природы и 2) обобщение фактов интенсивного в XVIII–XIX вв. развития научного знания, роста уровня образования, развития промышленности, торговли, транспорта и т. д. Однако социология как эмпирически ориентированная наука фиксировала сопровождающие научно-технический и экономический прогресс негативные тенденции: массовые войны и революции, распад традиционных социальных отношений и общностей и рост аномии и отчуждения. В результате понятие прогресса при описании и объяснении трансформации общества было дополнено, а затем и вытеснено понятием социальной эволюции.


Понятие социальной эволюции выражает позитивистский, т. е. ориентированный на констатацию фактов, а не на вынесение оценок, подход, который утвердился среди социологов во второй половине XIX в. Под социальной эволюцией понималось закономерное развитие общества от простого к сложному. В основе концепций эволюции лежала общая для естествознания идея об универсальном законе усложнения форм организации природных объектов. Постепенное превращение общества во внутренне дифференцированную и сложно организованную систему предполагает как совершенствование социальной организации, так и возникновение новых противоречий, порождающих конфликты и проблемы. Сознательное стремление людей к разрешению этих проблем и конфликтов предопределяет продолжение социальной эволюции.


Первыми классическими теориями социального развития являются закон трех стадий интеллектуально-социальной эволюции О. Конта и закон развития и смены социально-экономических формаций К. Маркса. Конт выдвинул идею о том, что совершенствование знания — интеллектуальная эволюция, являясь универсальным и непрерывным процессом, вызывает трансформацию устройства общества — социальную эволюцию. В результате действия этого причинно-следственного механизма человечество проходит в своем развитии три стадии: фиктивную (теологическую), абстрактную (метафизическую), позитивную (научную).


На первой стадии люди склонны объяснять наблюдаемые явления прямым и постоянным действием сверхъестественных сил — богов, духов, демонов и т. п. Такая установка мышления превращает любое знание в теологию. Исходя из теологических представлений об окружающем мире, люди поддерживают социальный порядок, при котором господствующее положение занимают священники и воины, чей авторитет обусловлен верой в то, что они воплощают божественную волю. Социальный порядок, возникающий на теологической стадии, получил у Конта название военное общество.


По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия интеллектуальной и социальной эволюции, на которой люди при объяснении наблюдаемых явлений переходят от теологических фикций к абстракциям, т. е. к представлениям о действии скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Такая установка мышления превращает любое знание в метафизику, т. е. в философские рассуждения об общих принципах, сущности, смысле явлений. Руководствуясь метафизическими представлениями об окружающем мире, люди отвергают прежний социальный порядок и стремятся к созданию общества, соответствующего представлениям о природе или сущности человека, принципам справедливости, естественного порядка и т. п. Невозможность воплотить абстрактные принципы в реальности приводит к тому, что на метафизической стадии не образуется никакого прочного социального порядка. Это эпоха бунтов, революций, переворотов, междоусобиц.


Третья стадия эволюции наступает, когда отвлеченное знание — метафизические абстракции сменяются позитивным, т. е. действительным знанием — выводами, основанными на описании и систематизации фактов. Установка мышления на открытие «действительных законов явлений» превращает любое знание в науку. Опираясь на научные знания, люди ценят действительные, а не мнимые блага и заслуги и поддерживают социальный порядок, при котором доминирующее положение занимают ученые и промышленники, чей авторитет обусловлен их вкладом в научно-технический и экономический прогресс. Социальный порядок, возникающий на научной или позитивной стадии эволюции, Конт обозначил как мирное промышленное общество.


Маркс полагал, что связь между системой социальных отношений и формой мышления и познания прямо обратная той, на которой настаивал Конт. В теории социально-экономических формаций Маркса исходным является тезис о том, что производственные отношения, т. е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных условий своей жизни, предопределяют всю структуру социальных отношений и идеологию, т. е. способ осмысления, осознания людьми общества и своего общественного положения — способа участия в социальных отношениях. Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот базис, на котором развивается надстройка — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии.


Теоретической моделью исторического развития, соответствующего идее Маркса об основополагающей роли способа производства, стал закон развития и смены формаций. Четыре известные истории системы хозяйствования — древнеазиатскую, античную, феодальную и буржуазную — Маркс представил как закономерную последовательность общественных систем, в которых производительные силы (технологии, материальные и людские ресурсы), производственные отношения (закрепленный в праве собственности способ распределения функций и результатов производства) и все прочие социальные отношения находятся в строгой структурной зависимости. Развитие производительных сил в теории Маркса является таким же универсальным и перманентным процессом, как интеллектуальная эволюция в теории Конта. Поэтому прогресс производительных сил — это фактор социальной эволюции. По словам Маркса, «на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями… внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».


Из представления о перманентности и универсальности роста производительных сил и представления о причинно следственной связи «производительные силы — производственные отношения (базис) — прочие социальные отношения (надстройка)» Маркс выводит универсальный и перманентный процесс развития общества. Развитие может иметь эволюционный характер (в рамках развивающейся формации) или революционный характер: переход от исчерпавшей потенциал развития формации к новой. Современная ступень исторического развития — буржуазное или капиталистическое общество сформировалось в результате развития промышленных технологий на основе частной собственности на средства производства.


Теории общественного развития Конта и Маркса дают линейную модель истории человечества. Эта модель позволяет упорядочить весь многообразный исторический материал в виде простой схемы, позволяющей определить общий характер социальных структур и взаимодействий в Европе и Америке в XVIII–XX вв. Но очевидно, что промышленное (по Конту) или капиталистическое (по Марксу) общество XIX в. уже мало похоже на промышленное или капиталистическое общество начала XXI в.


Новую, ориентированную на современные тенденции теорию общественного развития представил Д. Белл. В его модели прослеживается техно-социальная эволюция, которую он рассматривает как проекцию исторического пути — траектории человечества на ось технологий (рис. 14).



Рис. 14. Осевая модель социальной эволюции Д. Белла


Трансформация общества в теории Белла рассматривается как смена господствующих типов технологий и социальных структур новыми типами. Универсальным причинно-следственным механизмом социальной эволюции является в теории Белла связь «технологии — социальные структуры».


Доиндустриальное общество характеризуется господством аграрных технологий, основанных на непосредственном использовании естественных процессов (роста растений и животных) и потому привязанных к земле. Поэтому в условиях доиндустриального общества большинство экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, а главными социальными институтами являются военная и религиозная организации, обеспечивающие контроль над землей как главным ресурсом. Эти социальные институты обеспечивают мобилизацию людей для защиты территории и использование землей только людьми, принадлежащими к господствующей религиозной общности.


Индустриальное общество характеризуется господством промышленных технологий, основанных на искусственно организованных и поддерживаемых процессах (производство товаров с использованием машин, энергии пара и электричества и т. д.). Большинство экономически активного населения занято в промышленности и торговле. Главным ресурсом является капитал — инвестиции в сырье, оборудование и найм рабочей силы. Поэтому главными социальными институтами в условиях индустриального общества становятся обеспечивающие циркуляцию и распределение капитала рынок и фирма.


Постиндустриальное общество характеризуется господством информационных технологий, основанных на переработке научных данных. Информация, таким образом, становится главным ресурсом. Главными социальными институтами становятся научные и образовательные институты, которые обеспечивают производство и распределение знания. Большинство экономически активного населения занято в сфере услуг, где важны знания и навыки общения и управления людьми.


С середины XX в. в социологии получила распространение критика классических теорий развития, которые построены на основе доктрины историцизма, т. е. идеи открытия универсального закона исторического развития. Теории Конта, Маркса и Белла — это примеры историцистских концепций. Они хорошо описывают общую (без акцента на нюансах) тенденцию изменений общества, но нет никаких оснований считать эту тенденцию законом, подобным законам, сформулированным в естественных науках. Кроме того, характеристика современного общества как промышленного, капиталистического или постиндустриального относится к длительным периодам, охватывающим сотни лет, а социологи должны концептуализировать те тенденции, которые возникают и трансформируют совместную жизнь людей в течение нескольких лет или десятилетий. Для современной социологии более характерны теории, построенные как эмпирические обобщения частных тенденций — социальных изменений. Понятие социальных изменений предполагает фиксацию трансформаций социальных структур и способов взаимодействий без оценки их как прогрессивных или закономерных. Наиболее распространенные в современной социологии концепции социальных изменений — это концепции модернизации, глобализации и виртуализации.


8.2. Модернизация


Модернизацией в социологии называется совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа. Современность (modernity) — это характеристика социальной организации не по времени ее существования, а по тем социальным нормам и структурам, которые отличают данный тип от традиционного типа социальной организации. Набор характеристик традиционного и современного (модернистского) типов общества может варьироваться, в зависимости от того, на каких тенденциях изменений делают акцент исследователи. Но основные характеристики, составляющие ядро модернизационной концепции социальных изменений, можно встретить практически у всех исследователей (табл. 13).


Таблица 13


Сравнительная характеристика традиционного и модернизированного обществ


Традиционное общество Модернизированное общество
Зависимость социальной организации от религиозных представлений Светский характер социальной организации
Ориентация деятельности людей на мировоззренческое знание Ориентация деятельности на естествознание и технологию
Ведение хозяйства на основе ручного труда Ведение хозяйства на основе механизации производства
Низкая степень разделения труда (натуральное хозяйство) Высокая степень разделения труда (рыночная экономика)
Авторитарный характер власти Либеральный характер власти
Низкая социальная мобильность (преобладание предписанных статусов) Высокая социальная мобильность (преобладание достигнутых статусов)
Большая роль кровнородственных связей (преобладание большой семьи) Небольшая роль кровнородственных связей (нуклеарная семья)

• Модернизация — это совокупность таких тенденций, как научно-техническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация, которые ведут к смене традиционного общества обществом современного типа.


В социологии сформировались различные концепции модернизации. Первоначально, в 50–60-х гг. XX в. модернизацию понимали как осовременивание технологий, которое влечет за собой изменения в социальной структуре и культуре. Понимание модернизации как технизации первым сформулировал американский социолог Марион Леви, который в 1949 г. ввел сам термин «модернизация». Он выделил два типа модернизации: первичная и запаздывающая. Первичная модернизация — это серия социальных изменений в странах Западной Европы и Северной Америки, которые в XVIII–XIX вв. привели к смене традиционного общества обществом современного типа — индустриальным, либеральным, индивидуалистическим и открытым инновациям. Запаздывающая модернизация — это процессы аналогичных изменений в других странах, в которых технократические элиты, т. е. слои высокостатусных, влиятельных, образованных людей, стремятся к реформированию общества на основе заимствования в качестве образцов технологий и социальных институтов, характерных для стран первичной модернизации.


Согласно теории Леви и его последователей, страны, где модернизация началась позже, чем на Западе (например, Япония, Россия и Китай), все время запаздывают в развитии, поскольку модернизация следует образцам первичной модернизации, которые постоянно обновляются. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, она не может объяснить более высоких темпов развития в XX в. в таких странах, как Япония и Россия, которые сами стали образцами для реформ в странах «третьего мира». Во-вторых, она не может объяснить, как началась модернизация на Западе, где к XVIII в. не было технократических элит. Традиционная землевладельческая аристократия была элитой, но не технократической, а ориентированная на развитие промышленности, науки и техники буржуазия была подчиненным «третьим сословием».


В 1960-х гг. появляются концепции, в которых модернизация трактуется как серия тенденций изменений, возникающих на основе специфических ценностей. Это ценности свободы и прогресса, стремясь к реализации которых люди формируют социальные движения, изменяющие и устройство общества и повседневную жизнь. Модернизация начинается с изменений в культуре. Такое понимание модернизации одним из первых предложил израильский социолог Шмоель Айзенштадт. Согласно его теории, в XV–XVIII вв. в Западной Европе постепенно оформились «контуры современности», т. е. ценностные ориентации на свободу, индивидуализм, рациональное знание, рост уровня жизни. На этой ценностной основе последовательно возникли буржуазно-либеральное движение, затем рабочее или социалистическое движение, а позднее новые социальные движения (экологическое, молодежное, этнокультурные, феминистское и т. д.). Эти движения в разные периоды боролись за идеи свободы и прогресса, что превращало модернизацию в перманентный процесс изменений, в своего рода культурную традицию, для которой постоянные инновации — это специфическая стабильность.


В теории Айзенштадта выделены два типа модернизации: органичная и догоняющая. Органичная, т. е. естественно возникающая, вырастающая на собственной культурной основе, характерна для стран Западной Европы и Северной Америки XIX–XX вв. Догоняющая модернизация характерна для стран, где модернизация возникает на основе заимствования социокультурных образцов, сформировавшихся в странах органичной модернизации. Если такое заимствование сопровождается распространением и усвоением большинством людей ценностей свободы и прогресса, модернизация может протекать даже быстрее, чем на Западе. Но если эти ценности усваиваются лишь технократическими элитами, то модернизация протекает в виде чередующихся периодов интенсивной модернизации и традиционалистской реакции, затормаживающей модернизацию, которую активисты традиционалистских социальных движений воспринимают как разрушение культурных основ. В результате модернизация в разных странах может протекать по-разному.


Айзенштадт полагает, что в разных странах и регионах мира сложились разные образцы или модели современности. Рыночная, индивидуалистическая и либеральная модель характерна для Запада; рыночная, индивидуалистическая, но религиозно-авторитарная модель сложилась в исламских странах; секулярная, рыночная, но корпоративно-коллективистская модель в странах Дальнего Востока. Модернизацию как совокупность тенденций, ведущих к смене традиционного общества современным, могут формировать самые разные тенденции. Общность им предают, согласно Айзентштадту, две характеристики: структурная дифференциация и социальная мобилизация. Если в результате изменений увеличивается число социальных институтов, социальных общностей и групп, возрастает специализация, то это значит, что происходит структурная дифференциация. Если взаимодействия становятся более интенсивными, а смена вида деятельности и социального статуса встречается чаще, то это значит, что происходит социальная мобилизация. Если в совокупности тенденции социальных изменений соответствуют формуле «структурная дифференциация + социальная мобилизация», то эти изменения можно назвать модернизацией общества.


В конце прошлого века модернизация в экономически развитых странах перестала быть интенсивной. Новые социальные движения, особенно экологически ориентированные, часто выступают против опасных последствий индустриализации, бесконтрольного функционирования рынков и корпораций, чрезмерного роста потребления. Это выглядит как протест против модернизации и даже отказ от нее. Появляется и концептуальное обоснование такого отказа — критика современного общества в философии и социологии постмодернизма. Чтобы объяснить эти явления в рамках концепции модернизации, понадобилось ее обновление. Эту задачу решает в своих работах немецкий социолог Ульрих Бек, создавший концепцию общества риска и перехода к рефлексивной модернизации.


Согласно У. Беку, первоначальная модернизация была стихийной и потому интенсивной. Социальные изменения привели к возникновению общества, в котором опасность и неопределенность воспроизводятся современными социальными институтами. Риски техногенных катастроф, экономических и политических кризисов укоренены в самом функционировании промышленных организаций, рынков, демократии. Чтобы уменьшить риски и устранить неопределенность, требуется рефлексивность — отслеживание процессов изменений и их корректировка. Новые социальные движения привносят в общественную жизнь элемент рефлексивности в виде критики негативных следствий модернизации. Экспертные системы и общественный контроль, встраиваемые в современные социальные институты, снижают темпы социальных изменений в развитых странах, но этот тип модернизации — рефлексивная модернизация позволяет успешнее справляться с рисками.


Теории множественности модернизаций и рефлексивной модернизации позволяет выявлять специфику модернизации и адекватно описывать и объяснять социальные изменения в XIX–XX вв. в различных странах. Теории модернизации сохраняют свою актуальность в анализе трансформации общества в странах, где еще не завершились процессы перехода от аграрной экономики к индустриальной, процессы урбанизации, процессы формирования общества массового потребления и формирования политической системы массовой демократии. В ряде стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки такие процессы представляют собой предмет исследований. Но применительно к странам Северной Америки и Европы теории модернизации нуждаются в пересмотре и даже замене на новую парадигму изучения социальных изменений, так как они не учитывают новых тенденций, возникших в середине — конце XX в.


8.3. Глобализация


Тенденции глобализации. Анализ социальных изменений в настоящее время немыслим без рассмотрения тенденций глобализации. Понятием «глобализация» в социологии обозначается широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ; создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира и т. д. Анализ этих тенденций показывает, что они приобрели характер синхронных общественных изменений в начале — середине XX в. И произошло это превращение таким образом, что его можно характеризовать как социокультурный сдвиг.


Первая по значимости глобализационная тенденция — это, безусловно, интенсификация товарных и финансовых потоков, идущих через границы национальных государств. Статистические данные указывают на то, что качественный рост, уникальная по своим масштабам и влиянию на экономику «революция» международной торговли произошла в XX в. (рис. 15). Значительная доля этого роста обеспечена развитием транснациональных корпораций (ТНК), поскольку по разным оценкам от 33 до 40% международной торговли — это внутрифирменная торговля, т. е. передача необходимых для производственных процессов комплектующих из одного подразделения ТНК в другое.




Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

219
Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Под ред. Иванова Д.В.) охраняются законодательством!