Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392197118
Язык:
Объем текста: 330 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Предмет и структура социологии

Глава 2. Парадигмы в социологии

Глава 3. История развития социологии

Глава 4. Методология социологического исследования

Глава 5. Общество

Глава 6. Социальное взаимодействие

Глава 7. Социальные структуры

Глава 8. Социальные изменения

Словарь терминов

Указатель персоналий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Общество


В результате изучения материала данной главы студент должен знать социологическое определение понятия «общество», основные характеристики исторических типов общества; уметь проводить различие между понятиями «страна», «население», «государство» и «общество»; владеть навыками анализа характеристик современного общества.


Разработка теоретических подходов и эмпирических методик имеет смысл только в том случае, если их применение приводит к получению нового и практически полезного знания. В социологии это знание — закономерности и тенденции, фиксируемые при изучении совместной жизни людей, того, как она организована (структурирована) и как изменяется, — отражается в понятиях и моделях, используемых социологами для раскрытия социальной обусловленности явлений. Эти понятия и модели позволяют социологам упорядочивать и интерпретировать огромный исторический, этнографический, статистический и собственно социологический материал, делая на его основе подобные формулам выводы. Когда социолог, проведя исследование, формулирует утверждение «В современной России происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному» или «Социальный статус индивида в современном обществе сильно зависит от уровня потребления и мало зависит от уровня религиозности», то характер выводов зависит не только от собранного материала, но и от того, какое именно содержание вкладывается в понятия, составляющие выведенную «формулу».


Содержание основных социологических понятий является принципиально важным для правильного понимания и объяснения социальной обусловленности явлений, и потому это содержание постоянно дискутируется и уточняется социологами. К числу основных категорий таких понятий и моделей, определяющих характер современной социологии и, следовательно, достигнутый уровень знания о социальной обусловленности явлений, в первую очередь относится понятие «общество». Понятие общества остается конституирующим для социологии как науки на протяжении всей ее истории. Поэтому именно с него следует начинать рассмотрение главных категорий современного социологического знания.


5.1. Социологическое рассмотрение общества


Понятие общества в социологии. Наиболее часто употребляемым социологами и наиболее сложным в определении является понятие «общество». Обыденное и научное понимание смысла слова «общество» заметно расходятся. В обыденном понимании общество предстает как совокупность индивидов или организованная группа людей. Такое понимание отражено в выражениях «высшее общество», «общество защиты животных», «общество филателистов». Научный подход отличается от обыденного сознания, поскольку основывается на представлении о том, что общество — это социальный феномен и что характеристики общества не совпадают с суммой характеристик индивидов.


Характер общества не определяется характеристикой индивидуальных свойств людей, чья жизнь организована обществом. Общество не определяется совокупным весом людей, длиной их волос или толщиной прочитанных ими книг. Напротив, эти показатели можно представить как функцию от типа общества.


В США, где высокоразвитая экономика обеспечивает производство массы дешевых продуктов, а неразвитая культура потребления ориентирует людей на чрезмерное поглощение высококалорийной пищи, избыточный вес стал своего рода национальной проблемой, необходимость решения которой даже обсуждают политики. В Эфиопии и Сомали, где неэффективность экономики и конфликты между враждующими политическими, религиозными и этническими группировками на протяжении десятилетий приводили к массовому голоду, большинство населения характеризует дефицит веса и даже истощение. Говоря об отличии американского общества от эфиопского, ученые характеризуют их не как «толстое» и «худое», а как экономически развитое и экономически отсталое.


В Европе, где мода на прически (как и на другие компоненты внешности и образа жизни) изменчива и быстротечна, средняя длина волос может колебаться год от года. В арабских странах, где культурные традиции диктуют следование освященным религией и авторитетом старших обычаям, средняя длина волос относительно стабильна. Говоря об отличии общества в Европе и общества в арабских странах, ученые характеризуют их не как «стриженное» и «длинноволосое», а как современное (модернизированное) и традиционное.


В XVII–XVIII веках чтение книг было занятием (и то нечасто) священнослужителей и аристократов, а грамотные люди составляли ничтожное меньшинство населения. В XIX–XX веках создание системы всеобщего образования привело к тому, что грамотным постепенно стало подавляющее большинство населения, а чтение книг стало культурной нормой; в XXI в. новые поколения предпочитают книгам как источнику информации и средству развлечения телепередачи, Интернет и видеоигры. Говоря о различиях между обществом XVII в., обществом XX в. и обществом XXI в., ученые не характеризуют их как «не читающее», «читающее» и «снова не читающее», а как традиционное, современное (модернизированное) и постсовременное (постмодернистское).


Более научный подход к определению понятия «общество» предполагает, что обществом является не совокупность индивидов, а скорее совокупность социальных (экономических, политических, культурных и пр.) явлений и процессов, определяющих образ жизни и даже физическое состояние и внешний облик людей, живущих на какой-либо территории или в какую-либо историческую эпоху. Такого рода понимание общества фиксируют, например, выражения «средневековое общество» или «российское общество». Однако такое понимание фиксирует хронологические и географические рамки, а не специфические характеристики того, что называется обществом. На языке социологии слово «общество» означает не просто совокупность социальных явлений и процессов в данном месте и в данный период, а характерный тип их возникновения и развития.


• Общество — это исторически сложившийся тип социальной организации, который охватывает все явления и процессы совместной жизни людей в данной стране, или в данную эпоху, или на данной стадии технологического и экономического развития.


Эта социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни, взаимодействий людей, оказывает влияние на мышление и поведение людей, проявляется в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми. Общество предопределяет характер мышления и поведения людей, живущих в условиях сложившегося типа социальной обусловленности явлений. Но это отнюдь не означает обезличенности и автоматизма мышления и поведения индивидов. Личность как сознательный субъект целенаправленной деятельности формируется в результате индивидуального, определяемого своеобразием жизненного опыта, усвоения и использования лишь части из тех способов мыслить и действовать, которые даны как возможности в рамках данного типа социальной организации. Но поскольку возможности разнообразны, но все же не безграничны, каждое общество предопределяет тип личности, массовому появлению и воспроизводству которого данное общество способствует.


Помимо соотношения общества и личности, важно определить соотношение таких феноменов, как общество и государство, общество и культура, общество и природа. В обыденном сознании понятия «общество» и «государство» часто отождествляются, так как в современную эпоху государство играет важнейшую роль в поддержании социальной организации. Государство обеспечивает следование людьми, живущими на некоторой территории, определенной системе норм. Отсюда возникает так называемая «контейнерная» концепция общества: общество — это то, что происходит «внутри контейнера», в границах территории, находящейся в юрисдикции государства. С научной точки зрения следует различать:


1) страну — территорию, населенную людьми, чья совместная жизнь организована по определенному типу;


2) государство — социальный институт, т. е. действующую на данной территории систему норм организации власти, являющуюся важнейшей, но лишь частью организации совместной жизни людей;


3) общество — тип социальной организации, включающий различные формы взаимодействия людей, в том числе государственно-политические, и укорененный не в земле (территории), а в культуре.


Культура, включающая ценности, символы, ритуалы и обычаи, формирующие образ жизни людей, определяет то, что люди знают и во что верят, как они понимают и оценивают окружающий мир, создают вещи и формулируют идеи. В этом смысле общество может рассматриваться как проявление культуры. Однако если взаимодействуют, и притом регулярно, люди, чьи ценности и образ жизни сильно отличаются, то это взаимодействие объясняется не общностью культуры. Общество — это тот тип организации, который обеспечивает социальность не только в условиях общности культуры, но и в условиях культурного многообразия, обусловленного, например религиозными и этническими различиями между общностями, составляющими население данной страны и сосуществующими в условиях данного общества. Кроме того, общество обеспечивает воспроизводство культуры, поскольку обуславливает взаимосвязь ценностей и действий и интегрирует различные сферы жизнедеятельности: религию, науку, искусство, экономику, политику, семью.


С точки зрения эволюционной биологии общество — проявление природы человека как биологического вида. Социальная организация существует и у других животных, живущих стаями, прайдами, стадами, табунами и т. п. Однако общественная жизнь людей принимает такие формы, которые выводят существование человека за пределы исходных экологических ниш и превращают человека в вид, постоянно нарушающий экологическое равновесие и интенсивно преобразующий окружающую среду. В основе существования человека, как и всякого биологического вида, лежат инстинкты. Например, элементарными являются инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Однако общество может таким образом организовывать жизнь людей, что создаются препятствия или ограничения на поведение, реализующее эти инстинкты.


Через воспитание в семье и обучение в школе, через общение с друзьями и восприятие произведений искусства люди усваивают как нормы и моральные предписания представления о необходимости самопожертвования ради сохранения «чести», «родины», «веры предков» и т. п. При этом формы деятельности, практикуемые в качестве общепринятых и рациональных, нередко создают ситуации, в которых рисковать своей жизнью или даже совершать самоубийство означает следование социальным нормам. Точно так же люди усваивают представления о необходимости ограничения своей сексуальной активности ради поддержания «чести семьи», «здоровья», «ответственного поведения» и т. п. При этом оставаться подолгу без сексуального партнера и избегать рождения детей при помощи контрацептивов означает следование социальным нормам. В этом смысле можно рассматривать общество как альтернативу природе. Поэтому в социологии иногда определяют общество как «обособившуюся часть природы».


Итак, научное понимание общества не сводится к представлениям о населении, стране, государстве, культуре. Общество охватывает и систему формально установленных социальных норм, и привычные образцы взаимодействия и поведения людей, и культурные ценности, и материальные объекты, используемые людьми в ходе их совместной жизни. Общество — это исторически сложившийся тип социальной обусловленности любых явлений и процессов на данной территории или в данную эпоху.


Исторические типы общества. Тип социальной организации влияет не только на поступки людей, на то, каковы нормы и правила поведения. Общество обусловливает то, какие вещи люди используют и создают, какие технологии применяют, какие виды деятельности развивают, как осваивают территорию и организуют поселения, как много людей вовлекается во взаимодействие.


Доступные нам материальные и письменные источники свидетельствуют, что на протяжении истории человечества возникали общества трех типов. В социологии эти типы обычно обозначают как общества доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Однако еще один, изначальный тип социальной организации, называемый первобытное общество или общество охотников и собирателей, по-видимому, является элементарной формой сосуществования и выживания для людей вида homo sapience (человек разумный). Вопрос об обществе у первобытных людей не входит в предмет социологии. «Палеосоциологии» (по аналогии с палеонтологией) как научной дисциплины не существует, по крайней мере, в настоящее время. Реконструкцией социальной организации, существовавшей у первобытных людей, занимаются археологи и историки, а изучением сохранившихся до наших дней форм первобытного общества занимаются представители еще одной научной дисциплины — антропологии.


Доиндустриальное общество характеризуется преимущественным развитием аграрных технологий, индустриальное общество — промышленных, постиндустриальное общество — информационных. В типологии обществ терминология, указывающая на доминирующий тип технологий, закрепилась в качестве основной по двум причинам. Во-первых, потому что технологии — это материальный индикатор, который достаточно легко зафиксировать. Во-вторых, потому что технологии определенного типа развиваются и используются только во взаимосвязи с появлением определенных типов других составляющих общества, которые также выступают значимыми характеристиками социальной организации и также могут служить основаниями для типологии обществ. Четыре типа социальной организации, выделяемых в современной социологии, характеризуются по четырем параметрам: технологии, ценности и нормы, характер взаимодействий, численность населения и формы поселений (табл. 5–8).




Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

219
Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Под ред. Иванова Д.В.) охраняются законодательством!